Как подготовиться к работе в логистической компании

5797
Бушуев Павел
финансовый директор ГК «НЭК»
Особенности отрасли: высокий риск кассовых разрывов, трудности в привлечении заемного финансирования, необходимость оформления банковской гарантии для ведения деятельности в качестве таможенного представителя. Как подготовиться: изучить особенности организации перевозок и оформления грузов через таможню, обеспечить оперативную работу казначейства, проанализировать особенности отражения операций в бухгалтерском и управленческом учете.

Компаний, оказывающих логистические услуги, в России с каждым годом становится все больше. Направлений деятельности множество: доставка грузов «от двери до двери», сопровождение экспортно-импортных поставок, организация перевозок негабаритных и особых грузов и т.д. Большинство экспортно-ориентированных организаций обладают широкой филиальной сетью и приобретают активы в транспортной инфраструктуре: порты, перегрузочные комплексы, терминалы. Но есть и другое направление развития – через агентскую сеть. Это требует меньших затрат, и на рынке существует масса компаний, оказывающих посреднические услуги в сфере транспортной логистики и организации перевозок грузов. Не имея в собственности активов, они выступают в качестве связующего звена между грузовладельцами, транспортной инфраструктурой и таможенными органами, контролируя значительную долю грузооборота, в том числе в рамках трансграничной торговли.

Ведение учета по договорам

Логистические компании, как правило, строят свои взаимоотношения с клиентами на базе трех основных видов договоров: договора транспортной экспедиции, агентского договора (договора об оказании услуг) и договора об оказании услуг таможенным представителем (если компания имеет свидетельство о включении в реестр таможенных представителей). До изменения законодательства в 2011 году у организаций порой возникали проблемы с налоговыми органами, которые относили первый вид договоров к посредническим, на основании чего отказывали в применении нулевой ставки НДС по оказанным в рамках него услугам. Сейчас каждая компания может выбрать, по какой именно схеме ей выгоднее работать с заказчиком, учитывая характер пере­возки.

Зачастую логистические компании – посредники отдают предпочтение агентским договорам, что накладывает на их работу особую специфику и требует иного подхода к ведению как бухгалтерского, так и управленческого учета. По такому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала и за его счет действия от своего (или принципала) имени. Налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная агентом в виде вознаграждения (ст. 156 НК РФ), то есть вся сумма по контракту в налоговую базу не включается. Эта схема работы позволяет оптимизировать платежи по НДС. Также финансовому директору логистической компании, работающей по агентским договорам, стоит помнить об еще одном нюансе – график уплаты НДС можно сделать более гибким. Дело в том, что «датой отгрузки» при начислении НДС по договору считается дата выставления счета-фактуры заказчику. И от того, какое число там проставлено, зависит, в какой налоговый период будет включена сумма НДС.

Предупреждение
Налоговая инспекция требует пакет документов в качестве подтверждения обоснованного применения нулевой ставки НДС. В него входят: копия контракта, оригинал счета и акта выполненных работ, оригинал CMR-накладной с отметками отправителя, получателя и таможенных органов (подтверждение ввоза/вывоза товаров на территорию РФ), копия таможенной декларации с отметками российской таможни и таможни государства, через границу которого товар был ввезен/вывезен. Если же используется режим временного ввоза товаров, вместо декларации предоставляется CARNET ATA с аналогичными отметками таможенного органа.

Специфика агентских договоров определяет и существенные различия в бухгалтерском и управленческом учете. Все расходы в интересах принципала агент должен отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Нужно это, чтобы после передачи принципалу приобретенных товаров расходы вместе с агентским вознаграждением вычесть из полученного аванса. Вознаграждение агента учитывается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и попадает в статью «Выручка» отчета о прибылях и убытках. Основные же обороты компании в эту статью не включаются, а проходят «транзитом» через счет 76. Такую особенность следует учесть при обращении за кредитом в банк. Предоставляя документы, помимо отчетности и аналитических справок стоит приложить расшифровку счета 76 с максимальной детализацией, сделать основной акцент на имеющиеся у компании агентские договоры.

Методика ведения управленческого учета по агентским договорам заметно отличается. Суммы, поступившие и выплаченные в рамках этих договоров, полностью отражаются в статьях «Выручка» и «Себестоимость продаж» отчета о прибылях и убытках. Например, компания заключила агентский договор с клиентом на 1000 рублей (без НДС), из которой 800 рублей (без НДС) потратила на оплату работ исполнителя, а 200 получила в качестве вознаграждения. Согласно правилам ведения бухгалтерского учета, в выручке (счет 62) отразится сумма 200 руб­лей, а остальные деньги «транзитом» пройдут через счет 76. В управленческом учете в выручке отразится вся сумма, то есть 1000 руб­лей, а в себестоимости – 800 рублей.

При организации международных перевозок грузов компании выгоднее всего использовать договор транспортной экспедиции, поскольку в большинстве случаев можно применять ставку НДС 0 процентов. Особенности применения нулевой ставки НДС при трансграничных перевозках подробно описаны в статье 164 НК РФ. Для подтверждения права на ее применение налоговая инспекция требует пакет документов, который зачастую оперативно собрать затруднительно (см. врез «Предупреждение»). Довольно часто налоговики стараются отыскать изъян в документации и использовать это как основание для отказа в применении нулевой ставки НДС. Поэтому организации нужно быть готовой к регулярным судебным разбирательствам с налоговиками.

Управление финансовыми потоками

Одна из главных задач, которая встает перед финансовым директором логистической компании, – борьба с дефицитом ликвидности. Как правило, компании-заказчики перечисляют деньги по факту оказания услуг, крупнейшие из которых (иностранные структуры, государственные монополии, компании второго эшелона) требуют значительной отсрочки платежа. Стандартная для отрасли перевозок предоплата – до 20 процентов от суммы контракта, остальные средства компания получает в течение 5–30, а то и 60 банковских дней, начиная со дня получения счета клиентом. В то же время конечные исполнители (железнодорожники, авиаперевозчики, пароходства, автотранспортные предприятия) работают в большинстве своем по предоплате. Поэтому финансовому директору, который переходит в сферу логистики, нужно уделить особое внимание управлению финансовыми потоками и ликвидностью как по отдельным проектам и подразделениям, так и в целом по компании, а также оценить, достаточно ли оперативно казначейство обрабатывает заявки на оплату и т.д.

Логистическим компаниям, не имеющим в собственности активов, привлечь заемное финансирование непросто. В отсутствие основных средств организации чаще всего используют овердрафт или револьверные (возобновляемые) кредитные линии. Некоторые банки идут навстречу и предоставляют финансирование под поступления на счета, в том числе от аффилированных юридических лиц. Но в любом случае банк требует подтвердить стабильное положение бизнеса (положительный отчет о прибылях и убытках, поручительство акционеров и их супругов и т.п.).

Компаниям, которые планируют работать в качестве таможенного представителя, необходимо оформить банковскую гарантию на сумму 50 млн рублей. Для этого, помимо уплаты комиссий, кредитной организации нужно предоставить денежное покрытие (депозит) в размере 10–15 млн рублей. Хотя некоторые банки рассматривают в качестве покрытия только обороты по счетам компании. Кроме того, для работы необходимо заключить договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя – на 20 млн рублей или более.

Расчет финансовых показателей

Одно из условий успешного управления финансами логистической компании – анализ ее финансового состояния. Пока устоявшейся практики, специфичной именно для логистов, в этом вопросе не сложилось. В ГК «НЭК» для оценки эффективности деятельности используют ряд показателей, рассчитываемых на основании данных управленческого учета (см. таблицу). Естественно, нормативы могут корректироваться организацией в зависимости от спе­цифики работы.

таблица. Коэффициенты оценки деятельности ГК «НЭК»

Показатель Норматив
Коэффициент изменения выручки 0,20*
Коэффициент рентабельности продаж 0,05
Коэффициент рентабельности активов (ROA) 0,20
Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) 0,25
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) 1,50
Соотношение собственных и привлеченных средств 0,30

* Для периода 12 месяцев.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль