Аэрофлот стоимость билетов и финансовые показатели

2578
Насонов Александр
юрист Tax Consulting U.K.
Последние полтора года все усилия ОАО «Аэрофлот» направлены на интеграцию пяти приобретенных активов. Для этого топ-менеджменту авиакомпании пришлось централизовать финансовую и коммерческую службу, объединить маршрутную сеть, договориться с кредиторами и лизингодателями о снижении процентных ставок. В компании утверждают, что уже через два года новые «дочки» смогут выйти на точку безубыточности.

Досье компании


ОАО «Аэрофлот»

Год основания: 1932.

Основные факты: в марте 2010 года рейтинговое агентство Fitch присвоило «Аэрофлоту» кредитный рейтинг на уровне ВВ+.
В апреле этого же года компания вышла на долговой рынок, успешно разместив два выпуска облигаций на сумму 12 млрд рублей. Ценные бумаги включены в ломбардный список ЦБ РФ. В 2010 году принято решение о передаче «Аэрофлоту» авиакомпаний, принадлежащих корпорации «Ростехнологии».

По оценкам ана­ли­тиков за 2011 год пассажирооборот отечественных авиакомпаний в среднем увеличился на 15–20 процентов. ОАО «Аэрофлот» удавалось расти быстрее рынка – за 10 месяцев прошлого года перевезено на 23,9 процента больше пассажиров, чем за тот же период 2010 года. Пропорционально увеличилась и выручка – на 24 процента за 9 месяцев 2011 года. Такая динамика финансовых результатов объясняется не только ростом спроса, но и реструктуризацией группы. В частности, реализацией непрофильных активов, а также убыточных дочерних авиакомпаний. По словам Шамиля Курмашова, заместителя генерального директора по финансам и инвестициям авиакомпании «Аэрофлот», эффект от их продажи и исключения из отчетности накопленного убытка составил 200 млн долларов.

– Насколько успешным для вас был прошедший год?

– Финансовая отчетность по итогам 2011 года будет подготовлена не раньше февраля, но показатели за 9 месяцев внушают оптимизм. Судите сами, выручка группы компаний «Аэрофлот» увеличилась на 24 процента. Показатель EBITDA достиг 653 млн долларов, на 2 процента превысив результат за аналогичный период 2010 года. Еще один повод для гордости – чистая прибыль возросла до 383,7 млн долларов, что почти на 37 процентов больше, чем за три квартала 2010 года.

Кроме того, за последний год в одинаковой степени – на 6 процентов – увеличилась доходность авиаперевозок как в расчете на 1 кресло-километр, так и на 1 пассажира и на 1 пассажирокилометр (это три ключевых показателя эффективности для любой авиакомпании).

– Чем объясняется такая динамика финансовых показателей?

– Несколькими факторами. Во-первых, повышением спроса на пассажирские перевозки. Лучшее подтверждение этих слов – производственные итоги за 10 месяцев прошедшего года. За это время число перевезенных пассажиров на внутренних и международных линиях возросло почти на 24 процента. При этом нам удалось немного повысить и процент занятости кресел (составил 78,5%).

Шамиль Курмашов,
заместитель генерального директора по финансам и инвестициям авиакомпании «Аэрофлот»

Образование: в 1999 году окончил МГИМО. Спустя три года получил ученую степень кандидата экономических наук в Центральном экономико-математическом институте РАН.

Карьера: в 2000–2001 году работал специалистом финансового отдела в ЗАО «Международная калийная компания», затем финансовым аналитиком в ОАО «Лианозовский молочный комбинат» (2001), финансовым директором, заместителем председателя правления ОАО «Киевский городской молочный завод № 3» (2001–2002). С 2002 по 2004 год занимал должность начальника управления рисками в ОАО «ГМК “Норильский никель”». Следующие три года работал в ЗАО «Система Телеком» в должности заместителя генерального директора по финансам и инвестициям. В 2007–2009 годах – директор инвестиционного департамента, заместитель руководителя комплекса финансов и инвестиций в ОАО АФК «Система».

Во-вторых, улучшению финансовых результатов способствовало введение в 2009 году в эксплуатацию терминала D в аэропорту Шереметьево. К концу 2010 года он вышел на полную производственную мощность и позволил увеличить транзитный пассажиропоток на 30 процентов. Раньше большинство путешественников в качестве пересадочного узла рассматривали аэропорты Турции или Европы, поскольку в Москве стыковки между рейсами занимали не менее 3,5–4 часов. С запуском нового терминала время ожидания сократилось практически вдвое. Хотя уже сейчас понятно, что он тесен для нас. В этом году мы планируем продать контрольный пакет акций дочерней компании ОАО «Терминал», которой он принадлежит. При этом под рейсы «Аэрофлота» аэропорт отдает сразу три терминала – D, E и F.

Не последнюю роль сыграла оптимизация и расширение маршрутной сети. В прошлом году открылось 11 новых регулярных (например, перелеты в Хошимин, Канкун), а также 18 чартерных рейсов. При этом за 9 месяцев 2011 года средняя частота перелетов в неделю на маршрут, по сравнению с показателями за 2010 год, увеличилась на 19 процентов.

В-третьих, на финансовые итоги повлияла и продажа непрофильных активов и пакетов акций «Аэрофлота» в убыточных дочерних компаниях.

– О каких дочерних компаниях идет речь?

– Убыточных авиаперевозчиках. В первом полугодии 2011 года мы заключили четыре сделки по продаже долей «Аэрофлота» в дочерних компаниях: ЗАО «Дейт» (50%), ЗАО «ТЗК Шереметьево» (31%), ОАО «СК Москва» и «Нордавиа» (100% от уставного капитала). Дело в том, что еще в 2010 году топ-менеджмент компании принял решение упорядочить существующую структуру активов группы с учетом опыта крупнейших международных авиахолдингов. Мы ориентировались на Lufthansa и Air France – KLM.

Главная задача программы реструктуризации не только избавиться от убыточных «дочек», но и сократить расходы на содержание непрофильных активов. В планах на ближайшее будущее – реализация грузового склада.

Таким образом, эффект от продажи и исключения из отчетности накопленного убытка этих активов составил порядка 200 млн долларов.

– Какие направления деятельности помимо авиаперевозок «Аэрофлот» оставит за собой?

– Два смежных бизнеса: кейтеринг (компания «АэроМар», питание на борту), гостиничный бизнес («Шеротель», где размещаются пилоты и пассажиры, рейсы которых задержаны или перенесены).

Личные темы

Как часто пользуетесь услугами «Аэрофлота»?
Крайне редко. Когда работал в телекоммуникационной компании, часто приходилось летать в командировки. Теперь все рабочее время провожу в московском офисе. Кроме того, у меня полугодовалый ребенок, поэтому даже отпуск – только в Москве. Конечно, при необходимости проблемы в выборе авиаперевозчика не возникнет.

У вас есть хобби?
Даже несколько. Я коллекционирую денежные купюры времен царской России, а также слоников – верю, что они приносят удачу. Несколько фигурок, в том числе из папье-маше, привез из Индии.

Какой вид спорта предпочитаете?
Дзюдо. Еще со студенческой скамьи увлекаюсь этим видом восточных единоборств.
Что считаете самым большим профессиональным достижением?
Удачных сделок было много, думаю, стоит отдельно отметить одну из них – это размещение облигаций по рекордно низкой процентной ставке.

Кроме того, 15 ноября 2011 года в группу вошли пять авиакомпаний, приобретенных у государственной корпорации «Ростехнологии». В частности, нам был передан контрольный пакет акций «Владивосток Авиа» (52,1%) и «Саратовских авиалиний» (51%), в полную собственность перешли «Сахалинские авиатрассы» (100%) и «Оренбургские авиалинии» (100%), а также 75 процентов минус 1 акция авиакомпании «Россия». Синергетический эффект от их присоединения должен составить не менее 250–330 млн долларов. Уже сейчас денежный поток, генерируемый этими авиакомпаниями, составляет порядка 30 процентов от общей выручки группы. Правда, согласно стандартам МСФО, в консолидированный отчет о прибылях и убытках за 2011 год сможем включить финансовые результаты только за последние полтора месяца.

Сделки были реализованы посредством обмена ценными бумагами. Согласно договору, корпорации «Ростехнологии» переходит 3,55 процента акций «Аэрофлота». Для определения рыночной стоимости авиаперевозчиков привлекались профессиональные оценщики.

Кстати, мы рассчитываем, что к 2015 году «Аэрофлот» займет не менее 50 процентов рынка авиаперевозок в России.

– Как скоро эти активы будут интегрированы в группу?

– Фактически «Аэрофлот» уже управляет приобретенными компаниями полтора года. По нашим расчетам, в течение следующих двух лет они должны выйти на точку без­убыточности. Мы работаем над этим. Еще до официального заключения сделки объединили свои системы продаж и программы поощрения часто летающих пассажиров, позже – системы бронирования и продаж авиабилетов.

Для сокращения издержек, в том числе и на наземное обслуживание судов, регулярные рейсы некоторых авиакомпаний, входящих в группу, например «Владивосток Авиа» и «Дон Авиа», переведены из других московских аэропортов в Шереметьево.

В декабре 2011 года были согласованы бюджеты интегрируемых компаний. Параллельно ведем переговоры с банками и лизингодателями о снижении процентных ставок. На мой взгляд, мы вполне успешно справляемся с этой задачей. Средневзвешенная ставка по кредитному портфелю этих пяти авиакомпаний сократилась с 14,5 до 11,5 процента. Учитывая, что общая задолженность составляет около 700 млн долларов, удалось сэкономить значительную сумму средств.

– Насколько закредитован бизнес?

– За 9 месяцев прошедшего года общий долг группы увеличился на 4 процента и достиг почти 2,23 млрд долларов, из которых 840 млн долларов приходится на финансовый лизинг. За этот же период чистый долг группы увеличился на 12 процентов почти до 1,7 млрд долларов, но соотношение долг к EBITDA осталось на приемлемом уровне – 2,9. Что касается отдельно взятой компании «Аэрофлот», то у нее этот показатель значительно ниже – 1,7. При этом средневзвешенная процентная ставка по кредитному портфелю по всей группе компаний составляет 6,2 процента.

Хотелось бы отметить, что при деконсолидации ОАО «Терминал» соотношение долга к EBITDA по группе снизится до 1,3. Фактически вместе с долей в дочерней компании новым собственникам достанется в наследство и долг в размере 900 млн долларов. Эта сумма привлекалась на строительство терминала D.

– Как финансировались сделки по приобретению компаний?

– Для покупки акций «Аэрофлота», переданных корпорации «Ростехнологии», в апреле 2010 года провели эмиссию облигаций на сумму 12 млрд рублей. Размещение было очень удачным – ставка купона составила 7,75 процента. Позже конвертировали руб­левые ценные бумаги в евро, а эффективная ставка по ним упала до 3,89 процента.

– Как часто привлекаете кредиты на пополнение оборотных средств?

– У нас стабильно высокий денежный поток, поэтому в таких кредитах необходимости не возникает. Заемные средства привлекаем в основном для финансирования сделок лизинга. Такие договоры, как правило, заключаются под гарантии экспортно-кредитных агентств (например, Hermes, Coface, ECGD). По итогам 2011 года в лизинг было приобретено 26 авиалайнеров.

– Какой вид лизинга выгоднее для «Аэрофлота»?

– В соответствии с утвержденной стратегией 40 процентов авиалайнеров должны приобретаться на условиях финансового лизинга, оставшиеся 60 процентов – операционного. Но на практике следовать этому правилу удается далеко не всегда. И вот почему. В большинстве случаев операционный лизинг обходится дешевле. К преимуществам финансового лизинга можно отнести тот факт, что по окончании сделки воздушное судно переходит в собственность авиакомпании, в то время как при операционном – возвращается лизингодателю.

В каждом конкретном случае мы взвешиваем все «за» и «против» и только после этого решаем – на каких условиях будет пополняться авиапарк компании.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль