«Уже в первой половине 2012 года "ВымпелКом" сможет отыграть потерю в рентабельности»

1499
В российском подразделении группы VimpelСom – ОАО «ВымпелКом» – весь 2011 год посвятили наращиванию абонентской базы и дальнейшему развитию сети.

Для этого оператору пришлось пересмотреть политику ценообразования, поступиться маржой и инвестировать в инфраструктуру 35 млрд рублей. В компании уверены, что результаты мер, направленных на повышение рентабельности бизнеса, будут ощутимы уже в первой половине 2012 года.

Досье компании
ОАО «ВымпелКом»
Год основания: 1992.
Сфера деятельности: телекоммуникации.
Основные факты: входит в группу компаний VimpelCom Ltd. В феврале 2008 года «ВымпелКом» завершил сделку по приобретению компании «Голден Телеком». В октябре этого же года оператор приобрел 49,9 процента акций «Евросети». В 2010 году в результате объединения «ВымпелКома» с «Киевстар», крупнейшей сотовой компанией Украины, создан телекоммуникационный холдинг – VimpelCom Ltd.

В 2011 году «большая тройка» операторов мобильной связи («МТС», «МегаФон», «ВымпелКом») продемонстрировала динамику развития, впечатляющую для своей отрасли. Увеличению выручки способствовали высокие операционные показатели в России и продолжающийся рост рынка мобильной связи. Например, только за III квартал 2011 года консолидированная выручка группы VimpelСom выросла на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. При этом лучший показатель у подразделения компании в странах СНГ (увеличение на 19%). Второе место по росту доходов занял российский дивизион VimpelСom. За III квартал его выручка возросла на 8 процентов и достигла 69,6 млрд рублей.

Рост финансовых показателей в первую очередь обеспечивался расширением абонентской базы. По итогам 9 месяцев 2011 года «ВымпелКом» лидировал по числу привлеченных абонентов. Кроме того, новые возможности для увеличения доходов были связаны с развитием рынка дополнительных услуг. Например, в III квартале 2011 года выручка от передачи данных в мобильной и фиксированной связи увеличилась на 40 и 55 процентов соответственно.

Высокого уровня дохода и темпов роста выручки «ВымпелКому» удалось добиться ценой снижения EBITDA (на 8% – до 27,9 млрд рублей) и сокращения рентабельности по EBITDA с 47 до 40 процентов. По словам Дмитрия Афиногенова, вице-президента по управлению финансами, закупками и административным вопросам ОАО «ВымпелКом» бизнес-единицы «Россия», снижение EBITDA – явление временное, связанное с многомиллионными инвестиционными проектами, высокими затратами на привлечение новых абонентов, а также удешевлением услуг.

– На чем компании удалось заработать в 2011 году?

– В структуре доходов мы по-прежнему выделяем услуги мобильной (порядка 58 млрд руб­лей по итогам III квартала 2011 года) и фиксированной связи (11,5 млрд рублей за аналогичный период). Около 20 процентов выручки мобильного бизнеса приходится на дополнительные услуги (ММС, СМС и т.д.).

Одна из наиболее быстрорастущих статей в структуре доходов компании – поступления от услуг передачи данных. Сегодня она приносит «ВымпелКому» порядка 10 процентов выручки, но это только начало. В России наблюдается бум на эту услугу, поэтому и доходы от нее стремительно растут.

– В прошедшем году расстановка сил среди «большой тройки» операторов поменялась. С чем это связано?

– По предварительным результатам за 9 месяцев 2011 года «ВымпелКом» занимает второе место по общим доходам, при этом немного уступил по мобильной выручке МТС и «МегаФону». Разрыв очень небольшой. Кроме того, основной задачей компании на 2011 год было восстановить темпы роста бизнеса на уровне рынка. «ВымпелКом» отлично с ней справился – абонентская база компании увеличилась почти на 10 процентов, продемонстрировав самый высокий прирост среди «большой тройки». Безусловно, это обернулось для нас дополнительными расходами, что в итоге и привело к снижению рентабельности бизнеса. В целом ничего критичного не произошло. Компания планирует отыграть эти потери и обеспечить стабильно высокий чистый денежный поток. Кстати, по этому показателю среди игроков рынка мобильной связи «ВымпелКом» лидирует уже третий год подряд, что, на мой взгляд, гораздо важнее, чем первые позиции в списке по выручке.

– На что приходятся основные капиталовложения?

Дмитрий Афиногенов,
вице‑президент по управлению финансами, закупками и административным вопросам ОАО «ВымпелКом»

Образование: в 1984 го­ду окончил Московский электро­технический институт связи по специальности «инженер-экономист».

Карьера: после окончания учебы работал в ЦНИИ «Комета» в должности инженера-программиста, в 1991 году перешел в МП «Автор» на позицию главного инженера. В 1993 году с переходом в компанию Ernst&Young сосредоточился на финансовой деятельности, заняв сначала должность заместителя главного бухгалтера, затем главного бухгалтера, позднее – финансового контролера. С 1998 года работал в ком­пании PepsiCo менеджером по финансовой отчетности. Карьеру в «ВымпелКоме» начал в 2002 году. За время работы в компании прошел путь от регионального финансового контролера до финансового директора по странам СНГ и международным операциям. В августе 2010 года назначен вице-президентом по управлению финансами, закупками и административным вопросам бизнес-единицы «Россия».

– В кризис 2008–2009 годов «ВымпелКом» существенно сократилпрограмму строительства сети, из-за чего пальма первенства по покрытию 3G-сетью перешла к «МегаФону». Но с конца 2010 года и на протяжении всего 2011 года мы активно инвестируем средства в это направление. Большую часть денег вкладывали в увеличение мощности каналов и строительство новых базовых станций. С начала года построено 4,4 тыс. базовых станций 3G и 1,9 тыс. – GSM. Общий уровень капитальных вложений за 9 месяцев 2011 года достиг порядка 35 млрд рублей, или около 18 процентов от выручки. Для сравнения: это на 16 процентов больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Естественно, постоянный рост сети требует дополнительных затрат на ее поддержание. Это легко проиллюстрировать на примере. Если компания строит где-то базовую станцию, для этих целей арендуется помещение, нанимаются подрядные организации. Затем завозится и монтируется оборудование, которое впоследствии требует регулярного обслуживания. За все это приходится платить.

– Чем еще объясняется ухудшение рентабельности бизнеса?

– К основным факторам также можно отнести увеличение расходов на продажи и снижение средней цены минуты разговора. Дело в том, что услуги «ВымпелКома» традиционно стоили для абонента дороже, чем у ближайших конкурентов. Мы решили сократить этот разрыв. Пересмотрев свои цены, смогли удержать старых клиентов и привлечь новых, но потеряли в рентабельности. Впрочем, это и не удивительно, ведь себестоимость для нас осталась на прежнем уровне. За 2011 год цена минуты разговора в среднем сократилась на 10 процентов. И хотя средний счет за год снизился на единицы процентов, абоненты «Билайна» стали больше говорить по мобильному телефону. За год потребление наших услуг увеличилось более чем на 10 процентов. Параллельно мы стремимся предлагать рынку все новые и новые продукты. В том числе появляются тарифные планы с большим объемом услуг по конкурентным ценам.

Стоит отметить, что сейчас все наши усилия сфокусированы в основном на повышении эффективности, максимизации денежного потока. Кроме того, в планах группы на ближайшие три года снижение соотношения капитальных затрат к выручке.

– Будете постепенно сворачивать инвестиционную программу?

– Нет, ни в коем случае. Объемы строительства сокращать пока не собираемся, но планируем более эффективно инвестировать средства. Во-первых, экономить за счет цен на оборудование. Во-вторых, договариваться с другими операторами мобильной связи о совместном использовании сетевой инфраструктуры и новом строительстве. Дело в том, что региональная зона покрытия у «большой тройки» практически сравнялась и уже не рассматривается как существенное конкурентное преимущество. Тем не менее трафик передачи данных постоянно растет, превышая пропускную способность собственных каналов связи, и требует постоянного увеличения мощностей инфраструктуры. При совместном ее использовании можно будет поровну разделить затраты и сэкономить время. Уже подписаны соглашения о парт­нерстве в этом направлении с «МегаФоном» и МТС. В-третьих, все инвестиционные проекты внимательно анализируются и деньги вкладываются только в те из них, которые экономически эффективны и повышают стоимость компании.

В совокупности все эти меры позволят к 2014 году сократить капитальные затраты к выручке по всей группе Vimpelcom с 21 до 15 процентов.

– Что еще планируете предпринять для роста рентабельности?

Личные темы

Сколько у вас мобильных номеров?
Только один, по которому мне звонят и по личным, и по рабочим вопросам.

Как проводите свободное от работы время?
Люблю отдыхать на даче со своей семьей и друзьями, выезжать за город, подальше от шума и суеты.

Вы работаете в компании уже давно. Нет желания сменить отрасль?
Совсем нет. За эти годы мне пришлось заниматься разными проектами, поэтому всегда была возможность для профессионального роста. К тому же у нас отличный коллектив, в основном творческие и неординарные люди.

Где предпочитаете проводить отпуск?
В том, что касается отпуска, я консерватор. Мне нравится Италия, и уже на протяжении многих лет в отпуск отправляюсь только туда.

Ваше главное профессиональное достижение?
Скорее всего, это 10-летний опыт работы в «ВымпелКоме». Раньше не доводилось работать в одной компании так долго.

– В первую очередь будем усиленно продвигать высокомаржинальные услуги. В частности, общение внутри сети, что позволит снизить такую статью расходов, как затраты на терминацию трафика на другие сети. Еще в 2006 году в России был введен принцип «платит звонящий», в соответствии с которым оператор взимает плату за входящий на его сеть звонок не со своего абонента, а с того оператора, который его «приземляет». Наша цель – стимулировать абонентов чаще общаться внутри сети «Билайн». Впрочем, это задача, над которой бьется не только «ВымпелКом», но и другие операторы.

С учетом этих вводных разрабатываются все новые тарифные планы и услуги. Все данные о будущем тарифе закладываются в модель, которая должна максимально точно спрогнозировать поведение той или иной категории абонентов. Например, сколько минут в месяц пользователь будет разговаривать по межгороду, внутри сети, какой объем данных скачает из интернета, сколько текстовых сообщений будет отправлено, в какое время будет сделано максимальное количество звонков и т.д.

– Какие планы у компании на 2012 год?

– Основной стратегией группы на ближайшие годы станет обеспечение устойчивого роста на всех рынках присутствия. На смену конкуренции за абонента пришла борьба за рентабельность и сохранение темпов роста выручки. На этом и будут сконцентрированы усилия «ВымпелКом» в 2012 году.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль