Посреднические договоры: как минимизировать риски

12266
Лебедева Светлана
консультант департамента финансовой отчетности ГК «CONTRUST»
Большинство компаний, чтобы решить, например, вопросы транспортировки, снабжения, хранения обращаются к посредникам и заключают с ними посреднические договоры. С одной стороны, это позволяет сосредоточиться на основной деятельности, сэкономить ресурсы и даже получить налоговую выгоду. С другой, все преимущества могут обернуться налоговыми рисками. Чтобы не допустить переквалификации налоговиками посреднических договоров, застраховаться от штрафов, пеней и доначислений, необходимо подготовить для проверяющих объяснение сути сделки, обосновать выбор контрагента, а при оформлении договора и первичных документов учесть специфику посреднических взаимоотношений.

Посреднические договоры находятся на контроле у налоговиков и нередко подвергаются переквалификации. Но от претензий отбиться можно. Для этого потребуется доказать, что сделка имела экономический смысл, а у компании были веские причины заключить договор именно с этим посредником и на заявленных условиях. Само собой, убедить налоговую в осмотрительности при выборе партнера тоже необходимо. Также надо обратить особое внимание на формулировку предмета договора, указание способа расчета вознаграждения, описание возмещаемых расходов, оформление двусторонних первичных документов в посреднических договорах.

Установите прозрачное вознаграждение

Даже если в договоре поручения не прописана оплата услуг посредника, считается, что он возмездный. В случае спора между сторонами суд рассчитает размер вознаграждения исходя из рыночной стоимости аналогичных услуг. Безвозмездным договор поручения будет считаться только в том случае, если это в нем прямо и четко прописать. Но тогда инспекция постарается доначислить налоги, расценив отношения сторон как дарение.

Устанавливая вознаграждение, компании следует обратить внимание на следущие моменты. Когда она работает с посредником (агентом, поверенным или комиссионером) от случая к случаю, не на регулярной основе, то его гонорар обычно привязывается к сумме договора и устанавливается в виде процента от нее. При этом важно помнить, что завышенные или слишком маленькие ставки, а также существенные колебания выплат (более 20% в ту или иную сторону от средней за период величины), скорее всего, насторожат налоговиков. Избежать этого можно, если в посредническом договоре не выходить за пределы общепринятых расценок – 5–10 процентов от суммы контракта.

Если объемы продаж, заявленные в поручениях принципала (заказчика), не меняются из месяца в месяц и добросовестно исполняются агентом, то вознаграждение можно установить в твердой (фиксированной) сумме и даже выплачивать его авансом. О добросовестном исполнении должны свидетельствовать цифры в регулярно предоставляемых отчетах. Однако отсутствие привязки к объему выполненных работ может поставить под сомнение правомерность отнесения этих выплат на затраты по агентскому вознаграждению как экономически не обоснованных и документально не подтвержденных (п. 49 ст. 270 НК РФ). Ведь вполне вероятна ситуация, при которой посредник получит деньги в указанном размере, не предоставив никаких услуг заказчику. Последний может уберечься от подобного риска, предусмотрев в договоре штрафные санкции за неисполнение поручения.

Налоговые риски существенно снижаются, если установить способ расчета вознаграждения и предусмотреть получение и распределение дополнительной выгоды между посредником и заказчиком. Такой механизм возможен в рамках договора комиссии или же построенного по его модели агентского соглашения. Дело в том, что, согласно законодательству, когда комиссионер совершает сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, такая выгода делится поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 992 ГК РФ). Однако из-за слабой дисциплины посредников заказчик не всегда в состоянии вовремя получить актуальную информацию о своих доходах и расходах и отразить ее в учете. Ему порой проще учесть сделку с заранее оговоренными параметрами и оставить всю дополнительную выгоду комиссионеру, нежели утверждать отчеты с данными о ней и вносить изменения в учетные документы. В этой ситуации налоговые риски несет агент, ведь у него нет документа, подтверждающего размер его дохода и подписанного принципалом.

Данная проблема актуальна в сфере услуг. Например, в туризме проблему с учетом дополнительной выгоды решают следующим образом. Турагентство заключает агентский договор не с туроператором, а с клиентом (физическим лицом), по которому обязуется за вознаграждение совершать по его поручению различные действия, а именно подбирать путевку, заключать договор о реализации с организатором поездки и вести расчеты (по доверенности). А чтобы избежать «двойного агентирования», запрещенного законом, с туроператором заключается договор на реализацию. В результате у турагента будут все необходимые первичные документы, подтверждающие его доходы. Однако при этом не исключен риск квалификации его деятельности как туроператорской, что грозит руководству уголовной ответственностью в случае отсутствия достаточной финансовой гарантии (10 млн рублей для международного туризма и 1 млн рублей для внутреннего).

При составлении договора важно указать, как будут производиться расчеты между заказчиком и третьими лицами – с участием посредника или без него. В зависимости от этого определяется момент признания доходов и расходов в целях налогообложения.

В соглашении также стоит зафиксировать, что заказчик принимает на себя все издержки посредника. Дело в том, что Гражданский кодекс обязывает возмещать практически все расходы по исполнению договоров комиссии и поручения (ст. 975, 1001 ГК РФ). Налоговый кодекс, напротив, разрешает предусмотреть в договоре, кто и за что будет платить (подп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). Такое противоречие норм может привести к тому, что одни и те же расходы отразят дважды. Избежать санкций проверяющих поможет условие компенсации всех издержек посредника. А если последний применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», то отсутствие такого пункта приведет к увеличению налоговой базы на сумму поступлений в счет возмещения затрат (письмо Минфина России от 18.05.07 № 03-07-14/14).

Внимательно оформите первичные документы

Посреднику нельзя самому оплачивать товар или услуги (ст. 971, 990, 1005 ГК РФ), иначе с высокой вероятностью соглашение с ним переквалифицируют в договор на оказание услуг. Если агент заключает договор с поставщиком от имени принципала, то он только расписывается в бумагах по доверенности. Обратный порядок (принципал от имени агента) недопустим, стороны останутся без необходимых бухгалтерских документов и не смогут доказать свои расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Сам агент налоговых рисков при этом не несет, поскольку его доход будет подтвержден отчетом, а прямых расходов у него, как правило, нет.

Если же посредник заключает сделку с продавцом от своего имени, то и все сопроводительные документы выписываются на него. Чтобы покупатель смог принять к учету товар, расходы и входной НДС, посредник должен переоформить их от себя на имя покупателя – комитента или принципала (п. 24 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). Причем посредник-«упрощенец» должен выписывать счета-фактуры, если реализует товар заказчика на общей системе налогообложения.

Если ваша компания – комитент на спецрежиме, то не забудьте уведомить об этом посредника. Иначе он может выставить покупателю счет-фактуру с НДС, который вам придется внести в бюджет. Ведь все средства, полученные по договору комиссии (за вычетом вознаграждения и компенсируемых затрат), комиссионер перечисляет комитенту. В их составе и сумма налога, указанная в счете-фактуре.

Включите в посреднический договор требования о сроках отчета

Отчет посредника – это главный документ, на основании которого заказчик признает соответствующие доходы и расходы. Вопрос в том, как часто этот отчет должен предоставляться. Гражданское законодательство обязывает посредника отчитаться, но сроки не устанавливает – они должны быть прописаны в договоре (ст. 974, 999, 1008 ГК РФ).

В то же время для целей налогообложения установлено следующее правило: если сроки по передаче отчета не зафиксированы, комиссионер обязан сообщить комитенту о продаже товара в течение трех дней после того, как окончился отчетный период по налогу на прибыль, на который пришлась эта реализация. Извещать комитента – гражданско-правовое обязательство, однако прописано оно в Налоговом кодексе (абз. 5 ст. 316 НК РФ). Для минимизации рисков желательно это условие включать в посреднический договор.

К отчету обязательно должны прилагаться копии первичных документов, подтверждающих каждую цифру. Иначе налоговики запретят принимать эти суммы к учету, сославшись на Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункт 1 статьи 252 НК РФ.

Пропишите в посредническом договоре права агента и принципала

Право собственности на реализуемые товары никогда не переходит к посреднику. Все поступления ему от третьих лиц – собственность заказчика и подлежат передаче последнему. Это следует закрепить в договоре, иначе высока вероятность переквалификации агентского договора в договор поставки. Так агент будет застрахован от риска и сможет вести предпринимательскую деятельность, не опасаясь неожиданных доначислений со стороны инспекции.

Ограничения прав агента и принципала предусмотрены Гражданским кодексом. Например, агентский договор может содержать условие об обязанности принципала не заключать аналогичные договоры с другими агентами, действующими в пределах определенной территории. Аналогичные требования могут предъявляться и агенту.

Устанавливая ограничения, важно не допустить дискриминации потребителей (п. 3 ст. 1007 ГК РФ). Так, нельзя включать в договор условия, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги определенной категории покупателей либо только покупателям, находящимся на определенной территории. Такие сделки ничтожны.

Что еще важно учесть при подготовке посреднических договоров – смотрите на видео.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам
  • Полная версия статьи с разбором схем налоговой оптимизации посредством посреднических договоров и с полезными аргументами в суде .doc


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль