Какой договор поможет сэкономить деньги компании в проекте автоматизации

4586
Как правило, проекты по автоматизации предприятия, выполняемые сторонними исполнителями, превышают установленный компанией бюджет и сроки выполнения этапов работ. Чтобы избежать этого, достаточно заранее продумать условия заключаемого договора. В нем должны быть прописаны конкретные исполнители, оказываемые услуги, этапы проекта, контрольные процедуры, стоимость работ и порядок расчета.

Рассмотрим подробнее, что нужно предусмотреть в договоре с автоматизаторами. 

Перечень исполнителей

Всех специалистов, участвующих в проекте автоматизации со стороны консультанта, лучше заранее зафиксировать в договоре или приложении к нему, а также в уставе проекта. Тогда у исполнителя не будет возможности вывести из проектной команды и заменить на «студентов» самых сильных сотрудников, которых он мог представить и выгодно преподнести при первой встрече с заказчиком. Лучше указать не только общее количество человек и их квалификацию, но и конкретные Ф.И.О., роль в проекте и контактную информацию. 

Кроме того, в договоре не будет лишней оговорка, что консультант не имеет права изменять состав исполнителей без предварительного согласования с заказчиком. И еще стоит добавить пункт, в котором указано минимальное количество специалистов, одновременно работающих у клиента, или составить подробный график их привлечения.

Предмет договора

Самый распространенный пример неверной формулировки в договоре с исполнителем: «Оказание услуг по автоматизации». Консультанты с большим удовольствием могут месяцами «оказывать услуги» за ваши деньги, но безрезультатно.

Предмет договора стоит обозначить так, чтобы из него был предельно понятен итог работ. Лучше «Автоматизация направления», а еще лучше «Внедрение и сдача в эксплуатацию системы автоматизации». Если исполнитель не согласится на подобные формулировки, то, вероятнее всего, он сознательно занизил заявленную стоимость работ, не включил в нее компенсацию рисков, увеличение трудоемкости и сроков проекта. А проще говоря, в погоне за заказом предложил настолько низкую цену, что она не позволяет получить ему нужную прибыль. Отбить деньги он как раз планирует за счет незапланированного увеличения сроков работ.

Договор – единственный документ, где прописываются гарантии того, что система автоматизации действительно будет создана. С требованиями к ней нужно определиться заранее, согласовать и оформить приложением к договору. В крайнем случае четкая формулировка договора подкрепит позицию юристов заказчика в переговорах с исполнителем и даст дополнительный аргумент в судебном разбирательстве.

Этапы проекта

Планируйте реализацию проекта по принципу «маленьких побед». Опишите в договоре этапы. Предусмотрите опять же поэтапную приемку всех работ. И лучше, если эти этапы будут выстроены так, чтобы в случае досрочного разрыва контракта (исполнитель не соблюдает обязательства, решили прекратить сотрудничество с ним) получить хотя бы частичный результат.

Даже если придется привлекать других автоматизаторов, им будет гораздо удобнее работать с логически законченными модулями, чем пытаться разобраться с несколькими незавершенными участками. Разбить проект на этапы, учитывая возможности и ограничения системы, поможет бизнес-аналитик, компетентный в методологии учета и знакомый с внедряемым продуктом. Такого специалиста стоит взять в штат до внедрения.

В договоре должно быть указано, каким способом, с помощью каких документов и в какие сроки принимаются и закрываются работы, выполненные автоматизатором. И, кстати, будет совсем нелишним приложить единые шаблоны документов, которые будут потом использоваться как исполнителем, так и заказчиком.

Стоимость работ исполнителя

Постарайтесь в договоре указать общую стоимость работ. Тогда риски, увеличивающие трудоемкость автоматизации, частично передаются исполнителю. Однако стоит учесть, что большинство консультантов согласятся на подобное лишь при условии четкого ограничения объема работ. Обычно они предлагают заказчику провести платное предпроектное исследование, чтобы уточнить суть и наполнение проекта. Такой вариант вполне приемлем, если стоимость исследования не превышает 10 процентов от суммы контракта.

Допустимо включить в договор возможность увеличения стоимости работ ввиду непредвиденных обстоятельств, но не более чем на 15 процентов от итоговой суммы.

Порядок расчетов с консультантами

Имеет смысл раскрыть в договоре схему оплаты работ исполнителя по принципу «50–40–10» (либо по всему проекту, либо по каждому крупному этапу). Такая схема часто используется в работе со строительными организациями. То есть аванс перед началом работ составляет 50 процентов от всей суммы, после успешной приемки в эксплуатацию функционала (подписание акта приемки-передачи) – еще 40 процентов, а оставшиеся 10 процентов – после беспроблемного завершения оговоренного испытательного срока (месяц, квартал, полугодие – в зависимости от проекта).

И все же стоит с опаской относиться к авансовой схеме финансирования. Желательно, чтобы оплата производилась по факту уже выполненных работ.

Читайте в апрельском номере журнала "Финансовый директор":

Как успешно внедрить электронный документооборот: опыт практиков
Опыт внедрения системы электронного документооборота в холдинге
Как навести порядок в документообороте проектной организации

Выберите удобный вариант подписки и получите подарок от известного дизайнера! 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль