Что поможет быстрее ставить к вычету входной НДС

6118
Кочетова Елена
начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями и заказчиками РРО КФ ОАО «МегаФон»
Елена Кочетова, начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями и заказчиками РРО КФ ОАО «МегаФон», считает, что можно ускорить процесс принятия НДС к вычету, если системно заняться управлением документооборотом и регулярно анализировать дебетовое сальдо НДС

Как правило, компании не могут принять к вычету НДС по одной простой причине: нет счета-фактуры от поставщика. Конечно же, так или иначе работа по сбору сопроводительной документации ведется на любом предприятии. Вопрос в том, насколько она эффективна, насколько отлажен документо­оборот. Поставщики забыли прислать счет-фактуру, им никто не напомнил. Прислали – документ затерялся, так в бухгалтерию и не попал. Знакомо? От этих проблем можно избавиться.

Начать можно и нужно с самого простого: распределить ответственность за сбор документов между подразделениями компании. Пожалуй, оптимальный вариант с точки зрения будущих трудозатрат – закрепить обязанность получения сопроводительных счетов-фактур за теми службами, по требованию которых приобретаются те или иные товары и услуги. А точнее, за конкретными сотрудниками, инициаторами платежей. Они должны четко понимать, что их роль в процессе закупки – не только заказ необходимых товаров и их оплата, но и сбор оправдательной документации. Так станет одной проблемой меньше. А именно: появятся конкретные люди – сотрудники компании, у которых руководство может поинтересоваться о причинах отсутствия счетов-фактур. Если не будет ответственных, все усилия по совершенствованию документооборота окажутся напрасными.

Порядок получения «первички», ответственные лица или подразделения, процедура контроля сроков представления и меры наказания за просрочку фиксируются положением о документообороте или любым другим внутренним документом компании, например приказом генерального директора. Идеальный вариант, если такие показатели, как остаток НДС и его возрастная структура, будут входить в состав отчетности для менеджмента компании наравне со сведениями о динамике выручки, дебиторской задолженности и другими важными показателями. Необходимость отчитываться перед генеральным директором послужит хорошим стимулом для исполнителей вовремя позаботиться о получении счетов-фактур.

Компании, где загрузка штатных сотрудников велика и не позволяет им отвлекаться от их ключевых обязанностей, нередко рассматривают возможность привлечь к работе по сбору закрывающих документов стороннюю организацию. Естественно, этот вариант не самый экономный. Нужно будет рассчитать соотношение «затраты – выгоды» от таких услуг. Но все же, как показывает практика, полностью перенести бремя ответственности за сбор документов на внешнего агента не удастся. Вовлечение в эту работу персонала самой компании необходимо в любом случае.

Регулярный анализ «остатков»

Распределение ответственности – лишь первый шаг, задел на будущее. Вслед за этим стоит провести анализ текущего состояния платежей по НДС, изучить ситуацию с получением счетов-фактур от контрагентов по закрытым сделкам. Для этого нужно разбить по поставщикам дебетовое сальдо счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» за последний период, а проще говоря – текущий остаток невозмещенного НДС. По каждой входящей сумме указать срок возникновения, имя контрагента, получены или нет счета-фактуры, кто ответственный за их сбор. Теперь остается лишь разобраться с причинами задержек в представлении документов. Понять, кто виноват – поставщики или исполнители внутри компании, и принять соответствующие меры.

Подобный анализ лучше проводить ежемесячно. Если поставщиков слишком много, то как минимум раз в квартал. Время «обратной связи» – период, в течение которого ответственные подразделения должны доложить о проведенной работе – также стоит регламентировать.

А дальше будет логичным выделить приоритетных поставщиков (с наибольшими оборотами) и проблемных – тех, кто регулярно «забывает» представить документы или допускает массу ошибок. И поставить задачу соответствующим специалистам компании получать от них счета-фактуры в первую очередь. Для оптимизации работы по сбору документов имеет смысл объединить в отдельную группу контрагентов, чей офис расположен недалеко от самой компании. Это позволит избежать довольно распространенной и вместе с тем нелепой ситуации, когда на конец отчетного периода компания не может принять к вычету НДС, причем на серьезную сумму, из-за отсутствия счета-фактуры от поставщика, офис которого находится в соседнем здании.

НДС с авансов

С 2009 года организациям, выплачивающим задаток поставщикам, предоставлено право принимать НДС по таким суммам к вычету. На практике этой возможностью компании нередко пренебрегают. Чаще всего это происходит лишь потому, что схема кажется им сложной в применении. Да и поставщики неохотно предоставляют счета-фактуры на полученные ими авансы. Но если уплаченные задатки носят долгосрочный характер и суммы выплат немаленькие, можно серьезно снизить платежи в бюджет в текущем налоговом периоде. В случае когда пред­оплата перечисляется контрагенту и вся сделка закрывается документами в течение короткого промежутка времени, то применение права на вычет НДС нецелесообразно. В такой ситуации, действительно, будет больше бумажной работы, чем экономический эффект от нее.

Встраивание контрольных элементов в обычную схему работы с первичными документами позволяет снизить ежемесячный переходящий остаток НДС до минимума. Причем повышенное внимание к процедуре сбора счетов-фактур отнюдь не означает стремительного увеличения рабочей нагрузки на сотрудников компании. Получение документов так или иначе входит в обязанности специалистов, вовлеченных в процессы закупок товаров и услуг.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль