Станет ли факторинг дешевле и доступнее. Результаты независимого исследования

2091
Если до кризиса для большинства компаний было непросто получить деньги от факторинговой компании, то теперь уже покупателям «дебиторки» приходится уговаривать клиентов расстаться с надоевшими долгами покупателей. Ставки на услуги факторинга постепенно снижаются, а в перспективе факторы будут предлагать своим клиентам все больше безрегрессных сделок и новую «упаковку» старых услуг.

2010 году рынок факторинга стал восстанавливаться. По оценкам Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в первом полугодии 2010 года объем российского рынка факторинга составил 185,5 млрд рублей. Для сравнения: за последние 9 месяцев 2009 года эта цифра была в районе 190 млрд рублей, что в сопоставимых цифрах (за полугодие) составляет около 127 млрд рублей. При этом нужно учесть сезонность факторингового бизнеса – второе полугодие традиционно приносит факторинговым компаниям больше денег, чем первое. И по прогнозам АФК, по итогам 2010 года оборот российского рынка факторинга может достичь 450–500 млрд рублей против 361 млрд по итогам 2009 года.

Если в 2009 году сокращение объемов рынка было вызвано нехваткой финансирования и снижением числа потенциальных клиентов, то сегодня проблем с деньгами у факторов нет. Многие из них пользуются поддержкой материнских банков, располагающих избыточной ликвидностью. Год назад рынок факторинга был рынком продавца – многие компании пытались передать «дебиторку» факторам и, как правило, получали отказ. Теперь это рынок покупателя. У факторов нет проблем с ресурсной базой, и риски снизились, но количество клиентов сократилось. Компании, у которых возникали сложности с привлечением кредитов и продажей «дебиторки» на пике кризиса, стараются пользоваться собственными средствами.

Кстати, не получив финансовой поддержки от факторинговых компаний на пике кризиса, некоторые предприятия перешли на работу по предоплате. «Сейчас ситуация на рынке улучшается, растет и доверие поставщиков к покупателям, многие возвращаются к отсрочке платежа, – рассуждает Елена Гладких, генеральный директор «Русской факторинговой компании». – Факторинг снова становится привлекательным инструментом».

Закон о торговле избавит от потребности в услугах факторинговых компаний, но не всех

Принятие федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стал настоящим сюрпризом для многих. Причем не только для торговых сетей и их поставщиков, но и для факторинговых компаний.

Революционность закона о торговле для факторов заключена, главным образом, в пункте 7 статьи 9, в котором установлены жесткие ограничения на длительность отсрочки платежа в зависимости от срока годности продовольственных товаров, поставляемых в сети. Если срок годности продукции составляет менее 10 дней – оплата должна быть осуществлена не позднее 10 дней, если срок годности до 30 дней – оплата не позднее этого срока. Все остальное продовольствие, включая алкоголь, оплачивается не позднее 45 дней. Для сравнения: средняя отсрочка по сетям в 2009 году составляла 60 дней.

С одной стороны, это нововведение несколько упростило факторам жизнь, поскольку срочность размещения средств становится более прогнозируемой. С другой, – это снижает заинтересованность поставщиков в использовании факторинга. Если система заработает так, как ее представляет себе законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся. Соответственно, факторинг станет не нужным.

Еще один неприятный сюрприз для факторов – намерение сетей сделать платной процедуру подтверждения задолженности перед поставщиком. Ну и последний минус – это вероятность выхода на рынок факторинга новых игроков, торговых сетей. Сейчас ритейлеры активно расширяют перечень оказываемых поставщикам возмездных услуг, в число которых наряду с маркетингом и анализом оплаты поставок может войти и сам факторинг. В этом случае российские сети пойдут по пути крупнейшего мирового ритейлера Wal  Mart, который уже реализует факторинговые схемы и в ближайшем будущем может распространить эту практику на другие компании.

Региональные особенности

По расчетам рейтингового агентства «Эксперт РА», в первом полугодии практически 77 процентов всего оборота рынка факторинга было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Аналитики объясняют это тем, что более высокий уровень рисков компаний из регионов повлиял на снижение их доли в общей сумме факторинговых сделок.

Оставляет желать лучшего и уровень прозрачности регионального бизнеса, где финансовая отчетность клиентов и качество оформления сделок с покупателями (потенциальными дебиторами), по мнению факторов, далека от идеала. Это сильно осложняет адекватную оценку рисков и процесс расчета лимитов финансирования.

Среди факторинговых компаний в 2009 году наибольшая доля приходится на региональные сделки у «Национальной факторинговой компании» – 67 процентов, у «ВТБ Факторинг» – 66 процентов и у ЮниКредит Банка – 57 процентов. А по числу клиентов на региональном рынке лидирует «Промсвязьбанк». «Развитие факторинга в регионах — наш приоритет. К сожалению, пока это больше работа на перспективу, потому что в большинстве своем региональные клиенты – это малый и средний бизнес, – рассказывает Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка». – Крупный региональный клиент – это удача, которую мы стараемся не упустить, и пока у нас это довольно хорошо получается примерно в 15 регионах».

Отраслевые приоритеты

Кризис серьезно повлиял на отраслевые приоритеты факторинговых компаний (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Отраслевая структура рынка факторинга в 2009 году, в % от общего объема сделок

Станет ли факторинг дешевле и доступнее. Результаты независимого исследования

Источник: «Эксперт РА»

По прогнозам экспертов в 2010 году факторинговые компании будут все больше ориентироваться на потребительский ритейл, поскольку за последнее время многие отрасли экономики потеряли по 20–50 процентов оборота, в то время как на продуктовом рынке наблюдается относительная стабильность. «Наиболее привлекательным для факторинга остается рынок товаров повседневного спроса и пищевых продуктов – это самые активные на данный момент отрасли, – отмечает Павел Майоров, управляющий представительства «Русской факторинговой компании» в Санкт-Петербурге. – Кризис создал благоприятные условия для крупных производителей и поставщиков, желающих увеличить свою долю рынка, при этом собственные средства расходуются на укрупнение, а оперативная деятельность финансируется за счет факторинга».

Факторинг с регрессом или без

По итогам 2009 года доля безрегрессного факторинга сократилась с 17,1 до 11,5 процента. По мнению экспертов, именно факторинг без регресса должен был стать отправной точкой роста рынка в 2010 году. Пока по итогам первого полугодия его доля выросла незначительно и общая сумма переданной задолженности не превышает 25 млрд рублей (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Структура рынка факторинга по типам сделок в первом полугодии 2010 года, в % от общего объема сделок

Станет ли факторинг дешевле и доступнее. Результаты независимого исследования

Источник: Ассоциация факторинговых компаний

Из-за ограниченного числа факторинговых компаний, предоставляющих факторинг без регресса, конкуренции в этом сегменте практически нет. «В начале года факторинг без регресса воспринимался участниками рынка как плацдарм для конкуренции, когда возможности для снижения тарифов будут исчерпаны. Но этого не произошло, – рассказывает Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний. – Вместе с тем рост объемов факторинга без регресса – вопрос времени. К концу года его доля достигнет 20–25 процентов».

Цена вопроса

За последний год конкуренция на рынке факторинговых услуг, в отличие от спроса, существенно возросла. В бизнес стали приходить новые игроки – крупные банки. Например, Альфа-банк, «ВТБ Факторинг» по объему уступленных требований за 2009 год сумели подняться соответственно на пятую и одиннадцатую строчки в рейтинге российских факторов (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Ключевые игроки рынка факторинга в первом полугодии 2010 года, в % от общего объема сделок

Станет ли факторинг дешевле и доступнее. Результаты независимого исследования

Источник: Ассоциация факторинговых компаний

Конкуренция и снижение спроса на услуги заставляют факторов снижать стоимость факторинга. Под напором Альфа-банка и «ВТБ Факторинг» эффективные ставки по договорам уступки права требования без регресса снизились до 14–15 процентов годовых, учитывая все комиссии. Для сравнения: на начало 2010 года средняя ставка составляла не менее 20 процентов годовых.

Достигли минимального уровня в первом полугодии и ставки по факторингу с регрессом. На рынке постоянно появляются демпинговые предложения, ценник по которым – 7–10 процентов годовых. Но не стоит забывать, что реальная эффективная ставка на практике окажется гораздо выше.

Больше за меньшие деньги

Продуктовая линейка большинства факторинговых компаний по-прежнему основана на узком восприятии возможностей факторинга лишь как инструмента кредитования под залог «дебиторки». Лимиты на клиента определяются исходя из его финансового положения, а не качества «дебиторки».

Зато жесткие отраслевые ограничения и «коробочные» продукты постепенно уходят в прошлое. «Потенциал снижения ставок по факторингу практически исчерпан, поэтому факторы уже сейчас озабочены созданием продуктовой линейки с высокой добавленной стоимостью, того, что называется факторинговым сервисом, – рассуждает Дмитрий Шевченко. – Сегодня его готовы предложить не многие компании. По нашим оценкам, в ближайшие два года именно качество, а не тариф станет основой конкурентоспособности факторов. Изменится и подход клиентов – на место анализа тарифов придет анализ условий обслуживания, наличия дополнительных услуг, гибкости схем работы по факторингу с дебиторами».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль