О преимуществах векселей

2592
Иванов Денис
глава казначейства ОАО РАО «Роснефтегазстрой»
По оценкам исследований, проведенных ТАСИС по заказу российского правительства, 40—50% всех сделок в России в 90-х годах осуществлялось на условиях предоплаты. Это приводило к дефициту оборотных средств у предприятий.

Действительно, товар еще не продан, даже может быть не произведен, а партнеры уже требуют предоплаты за сырье, комплектующие, услуги. Вместе с тем вексель, являясь средством оформления коммерческого кредита, может избавить предприятие от необходимости делать предоплату. Такой кредитно-расчетный инструмент гасит долги по цепочке дебиторов и кредиторов, позволяет сохранить оборотные средства и снижает потребность в банковском кредите.

Учитывая собственный опыт работы как по привлечению заемных денежных средств, так и по кредитованию1, мне хотелось бы обратить внимание коллег на займы посредством векселей. Сегодня в России применение векселей становится все более популярным, однако многие предприятия, работающие с ними, не до конца представляют себе все возможности этого инструмента.

Выпуск векселей позволяет предприятию решать ряд важных задач как стратегического, так и тактического характера. По сравнению с обычным банковским кредитом выпуск векселей дает возможность:

  1. как правило, быстрее, проще, оперативнее (в течение недели, а не месяцев) привлекать денежные средства, минуя обычную процедуру сбора и подготовки документов для рассмотрения банком вопроса кредитования, без открытия ссудных и других счетов в банке-кредиторе;
  2. не предоставлять кредитору обязательного в обычных случаях обеспечения, то есть не закладывать ликвидное имущество или собственные акции;
  3. увеличить привлекаемые суммы за счет большего числа инвесторов;
  4. увеличить сроки заимствования, привлечь долгосрочные средства для финансирования капитального строительства и инвестиционных потребностей производства, в том числе за счет больших возможностей по рефинансированию долга;
  5. нести расходы по обслуживанию долга в конце срока заимствования при погашении векселей и не платить проценты ежемесячно, как это обычно предусматривается условиями банковских кредитов или купонных облигаций;
  6. проще управлять долгом путем выкупа векселей до наступления срока платежа;
  7. расширить круг кредиторов за счет мелких инвесторов и тем самым снизить зависимость от кредиторов, избежать давления, возможного при наличии одного или нескольких крупных кредиторов;
  8. снизить процентные ставки по заемным ресурсам: сегодня доходность наиболее ликвидных векселей в рублях составляет от 8% годовых для векселей со сроком погашения до трех месяцев и от 10% годовых — по более долгосрочным векселям при ставке по банковским кредитам от 15 до 20% годовых.

Если сравнивать векселя с облигациями, то можно отметить следующие преимущества векселей:

  1. выпуск векселей, в отличие от выпуска облигаций, не нужно регистрировать, а это порой занимает немало сил и времени (до нескольких месяцев);
  2. по объему выпуска векселей отсутствуют ограничения (сумма, на которую выпускают облигации, не должна превышать размер уставного капитала);
  3. нет жестких требований по раскрытию информации эмитентом векселей;
  4. выдача векселя не облагается налогом на операции с ценными бумагами (0,8% от суммы выпуска при эмиссии облигаций);
  5. возможность гибкого и оперативного изменения условия выпуска векселей, их обращения и погашения.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что выпуск векселей позволяет:

  • увеличить возможности пополнения оборотных средств предприятия, покрытия временнЫх кассовых разрывов для финансирования капитального строительства и инвестиционных проектов;
  • сгладить сезонные и прочие перепады платежного баланса и cash-flow предприятия;
  • заменить дорогие кредиты и займы;
  • привлечь средства не только банков и других профессиональных участников финансового рынка, но и предприятий, имеющих временно свободные денежные средства;
  • стимулировать расчеты с дебиторами путем использования векселей предприятия, что позволяет снизить долю просроченной дебиторской задолженности в ее общей массе;
  • при выпуске конкурирующей на внутреннем рынке продукции наличие у потенциальных потребителей векселей вашего предприятия при прочих равных условиях стимулирует их приобрести продукцию у вас, а не у конкурентов, так как в этом случае они могут рассчитаться векселями (такую тактику использовала, например, компания «ЛУКойл»);
  • улучшить имидж предприятия и общие представления участников рынка о нем. В результате размещения векселей у участников рынка формируется мнение, что предприятие, способное привлекать денежные средства, выпуская свои векселя и занимая деньги публично, имеет хорошую кредитоспособность, использует современные, цивилизованные финансовые и управленческие технологии;
  • сделать торговую марку предприятия более узнаваемой среди широкого круга участников рынка, то есть увеличить ее стоимость.

В заключение хочу отметить, что вексель — лишь один из инструментов привлечения дополнительных средств наряду с кредитом, облигациями и акциями2 и, конечно же, при использовании векселя нужно внимательно изучить не только его преимущества, но и недостатки, которые здесь не рассматриваются. Эти инструменты служат различным целям и могут быть использованы на разных этапах развития компании.

_____________________________________________

1 Подробнее об этом см. интервью с Д. Ивановым «В работе финансиста нет мелочей», «Финансовый директор», 2003, № 2. – Примеч. редакции.
2 О сравнении этих инструментов см. статью «Выбор оптимальной формы финансирования компании», «Финансовый директор», 2003, № 4. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль