О преимуществах векселей

2573
Иванов Денис
глава казначейства ОАО РАО «Роснефтегазстрой»
По оценкам исследований, проведенных ТАСИС по заказу российского правительства, 40—50% всех сделок в России в 90-х годах осуществлялось на условиях предоплаты. Это приводило к дефициту оборотных средств у предприятий.

Действительно, товар еще не продан, даже может быть не произведен, а партнеры уже требуют предоплаты за сырье, комплектующие, услуги. Вместе с тем вексель, являясь средством оформления коммерческого кредита, может избавить предприятие от необходимости делать предоплату. Такой кредитно-расчетный инструмент гасит долги по цепочке дебиторов и кредиторов, позволяет сохранить оборотные средства и снижает потребность в банковском кредите.

Учитывая собственный опыт работы как по привлечению заемных денежных средств, так и по кредитованию1, мне хотелось бы обратить внимание коллег на займы посредством векселей. Сегодня в России применение векселей становится все более популярным, однако многие предприятия, работающие с ними, не до конца представляют себе все возможности этого инструмента.

Выпуск векселей позволяет предприятию решать ряд важных задач как стратегического, так и тактического характера. По сравнению с обычным банковским кредитом выпуск векселей дает возможность:

  1. как правило, быстрее, проще, оперативнее (в течение недели, а не месяцев) привлекать денежные средства, минуя обычную процедуру сбора и подготовки документов для рассмотрения банком вопроса кредитования, без открытия ссудных и других счетов в банке-кредиторе;
  2. не предоставлять кредитору обязательного в обычных случаях обеспечения, то есть не закладывать ликвидное имущество или собственные акции;
  3. увеличить привлекаемые суммы за счет большего числа инвесторов;
  4. увеличить сроки заимствования, привлечь долгосрочные средства для финансирования капитального строительства и инвестиционных потребностей производства, в том числе за счет больших возможностей по рефинансированию долга;
  5. нести расходы по обслуживанию долга в конце срока заимствования при погашении векселей и не платить проценты ежемесячно, как это обычно предусматривается условиями банковских кредитов или купонных облигаций;
  6. проще управлять долгом путем выкупа векселей до наступления срока платежа;
  7. расширить круг кредиторов за счет мелких инвесторов и тем самым снизить зависимость от кредиторов, избежать давления, возможного при наличии одного или нескольких крупных кредиторов;
  8. снизить процентные ставки по заемным ресурсам: сегодня доходность наиболее ликвидных векселей в рублях составляет от 8% годовых для векселей со сроком погашения до трех месяцев и от 10% годовых — по более долгосрочным векселям при ставке по банковским кредитам от 15 до 20% годовых.

Если сравнивать векселя с облигациями, то можно отметить следующие преимущества векселей:

  1. выпуск векселей, в отличие от выпуска облигаций, не нужно регистрировать, а это порой занимает немало сил и времени (до нескольких месяцев);
  2. по объему выпуска векселей отсутствуют ограничения (сумма, на которую выпускают облигации, не должна превышать размер уставного капитала);
  3. нет жестких требований по раскрытию информации эмитентом векселей;
  4. выдача векселя не облагается налогом на операции с ценными бумагами (0,8% от суммы выпуска при эмиссии облигаций);
  5. возможность гибкого и оперативного изменения условия выпуска векселей, их обращения и погашения.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что выпуск векселей позволяет:

  • увеличить возможности пополнения оборотных средств предприятия, покрытия временнЫх кассовых разрывов для финансирования капитального строительства и инвестиционных проектов;
  • сгладить сезонные и прочие перепады платежного баланса и cash-flow предприятия;
  • заменить дорогие кредиты и займы;
  • привлечь средства не только банков и других профессиональных участников финансового рынка, но и предприятий, имеющих временно свободные денежные средства;
  • стимулировать расчеты с дебиторами путем использования векселей предприятия, что позволяет снизить долю просроченной дебиторской задолженности в ее общей массе;
  • при выпуске конкурирующей на внутреннем рынке продукции наличие у потенциальных потребителей векселей вашего предприятия при прочих равных условиях стимулирует их приобрести продукцию у вас, а не у конкурентов, так как в этом случае они могут рассчитаться векселями (такую тактику использовала, например, компания «ЛУКойл»);
  • улучшить имидж предприятия и общие представления участников рынка о нем. В результате размещения векселей у участников рынка формируется мнение, что предприятие, способное привлекать денежные средства, выпуская свои векселя и занимая деньги публично, имеет хорошую кредитоспособность, использует современные, цивилизованные финансовые и управленческие технологии;
  • сделать торговую марку предприятия более узнаваемой среди широкого круга участников рынка, то есть увеличить ее стоимость.

В заключение хочу отметить, что вексель — лишь один из инструментов привлечения дополнительных средств наряду с кредитом, облигациями и акциями2 и, конечно же, при использовании векселя нужно внимательно изучить не только его преимущества, но и недостатки, которые здесь не рассматриваются. Эти инструменты служат различным целям и могут быть использованы на разных этапах развития компании.

_____________________________________________

1 Подробнее об этом см. интервью с Д. Ивановым «В работе финансиста нет мелочей», «Финансовый директор», 2003, № 2. – Примеч. редакции.
2 О сравнении этих инструментов см. статью «Выбор оптимальной формы финансирования компании», «Финансовый директор», 2003, № 4. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль