Экспресс-анализ отчета о прибылях и убытках

17077
Артюшин Владимир
вице-президент по финансам FS GROUP1
Отчет о прибылях и убытках в классической форме содержит мало сведений, действительно полезных топ-менеджменту компании. Но с его помощью можно выявить главные тенденции, повлиявшие на экономическую эффективность предприятия, а также наметить направления для дальнейшего более углубленного анализа.

Остановимся подробнее на том, как и какую информацию, необходимую для финансового и генерального директоров, можно извлечь из отчета о прибылях и убытках.

Полезный документ

Экспресс-анализ отчета о прибылях и убыткахСкачать форму отчета о финансовых результатах >>

Для анализа отчета о прибылях и убытках сформируйте аналитическую таблицу

Классическая форма отчета о прибылях и убытках не слишком подходит для анализа. Поэтому начать изучение результатов работы компании за год придется с формирования аналитической таблицы, в которой будут выполнены все необходимые расчеты (см. табл.).

В первую очередь, как правило, интересует абсолютное и относительное изменение показателей за период (горизонтальный анализ). Проиллюстрируем это на цифрах, приведенных в таблице. Коммерческие расходы увеличились на 5000 тыс. рублей (на 11,11%), тогда как выручка предприятия и валовая прибыль сократились на 50 000 тыс. рублей (7,69%) и 15 000 тыс. рублей (8,82%) соответственно. Это косвенно свидетельствует о том, что дополнительные расходы на рекламу и продвижение товаров не оправдали себя. Ожидаемого роста продаж не последовало. Скорее всего, причина в общем падении спроса на рынке. Поэтому вряд ли можно однозначно утверждать, что решение потратиться на рекламу было неверным. Вполне возможно, что без стимуляции спроса выручка компании была бы гораздо ниже. Тем не менее вполне оправданно потребовать от коммерческого и маркетингового отделов детального обоснования изменения коммерческих затрат.

По данным отчета, в компании прошла оптимизация управленческих расходов – в результате они сократились на 20 975 тыс. рублей (18,24%). Это в итоге привело к росту прибыли от продаж на 975 тыс. рублей (9,75%). Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в равной степени – на 9,79 %. Все это говорит о том, что меры, предпринятые для сокращения управленческих затрат, полностью себя оправдали.

Вертикальный анализ помогает разобраться в том, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль. В примере на сокращение валовой прибыли повлияло увеличение на 0,32 % доли себестоимости продукции в выручке компании. Здесь мог сказаться рост затрат на сырье и материалы, если, например, компания приобретает их за рубежом за валюту. Или же снижение торговой наценки.

Далее, отношение показателей «валовая прибыль», «прибыль до налогообложения» и «чистая прибыль» к выручке не что иное, как рентабельность продаж, финансово-хозяйственной деятельности и общая рентабельность соответственно. За минувший год рентабельность продаж сократилась на 0,32 %. В то же время общая рентабельность и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности демонстрируют положительную динамику за счет увеличения прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Из этого можно сделать вывод, что решение сократить управленческие расходы было своевременным и правильным.

Теперь, после того как определены основные показатели, повлиявшие на чистую прибыль предприятия, имеет смысл провести факторный  анализ отчета о прибылях и убытках.

Таблица. Анализ отчета о прибылях и убытках

№ п/п Статья Код строки 2015 год,
тыс. руб.
2014 год,
тыс. руб.
Горизонтальный анализ (отклонения) итогов 2015 го­да по сравнению с 2014 годом Вертикальный анализ
по годам
тыс. руб.
(гр. 4 – гр. 5)
%
(гр. 6 : гр. 5 × 100%)
2015 год
(гр. 4 : гр. 4, стр. 3 × 100%)
2014 год
(гр. 5 : гр. 5, стр. 3 × 100%)
Изменение доли
(гр. 8 – гр. 9)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
3 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
10 600 000 650 000 –50 000 –7,69 100,00 100,00
4 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 445 000 480 000 –35 000 –7,29 74,17 73,85 0,32
5 Валовая прибыль 29 155 000 170 000 –15 000 –8,82 25,83 26,15 –0,32
6 Коммерческие расходы 30 50 000 45 000 5000 11,11 8,33 6,92 1,41
7 Управленческие расходы 40 94 025 115 000 –20 975 –18,24 15,67 17,69 –2,02
8 Прибыль (убыток) от продаж 50 10 975 10 000 975 9,75 1,83 1,54 0,29
9 II. Прочие доходы и расходы
10 Проценты к получению 60 0 0 0
11 Проценты к уплате 70 1500 1500 0 0,00 0,25 0,23 0,02
12 Доходы от участия в других организациях 80 0 0 0
13 Прочие доходы 90 6500 5200 1300 25,00 1,08 0,80 0,28
14 Прочие расходы 100 2800 1700 1100 64,71 0,47 0,26 0,21
15 Прибыль (убыток) до налогообложения 140 13 175 12 000 1175 9,79 2,20 1,85 0,35
16 Текущий налог на прибыль 150 2635 2400 235 9,79 0,44 0,37 0,07
17 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 10 540 9600 940 9,79 1,76 1,48 0,28

Факторный анализ отчета о прибылях и убытках

Факторный анализ отчета о прибылях и убытках позволяет оценить, на какую конкретную сумму изменилась чистая прибыль под влиянием того или иного фактора. Например, чтобы выяснить, сколько потеряла компания в валовой прибыли из-за падения выручки и сколько в результате снижения рентабельности продаж, сначала придется рассчитать, какой была бы валовая прибыль, если бы рентабельность поддерживалась на уровне прошлого года.

Разница между такой условной валовой прибылью и прибылью прошлого года продемонстрирует, сколько рублей прибыли (ВПв) предприятие недополучило (заработало) из-за снижения выручки.

Формула расчета будет выглядеть так:

ВПв =ВПусл – ВПо

где ВПусл – условная валовая прибыль, которую получило бы предприятие при сохранении рентабельности прошлого года (выручка текущего года, рентабельность предыдущего года), руб.;

ВПо – валовая прибыль за прошлый год, руб.

По аналогичной формуле можно рассчитать и влияние изменения рентабельности продаж на показатель валовой прибыли (ВПр):

ВПр = ВП – ВПусл

где ВП – валовая прибыль компании за отчетный год.

Пример анализа отчета о финансовых результатах

Проиллюстрируем расчеты на примере данных из таблицы 1. Условная валовая прибыль составляет 156 900 тыс. руб. (600 000 тыс. руб. × 26,15% [рентабельность в 2014 году]). Теперь несложно посчитать, из-за чего компания недополучила 15 000 тыс. рублей валовой прибыли в 2015 году. Во-первых, из-за снижения рентабельности продаж прибыль уменьшилась на 1900 тыс. руб. (155 000 тыс. – 156 900 тыс.), а спад выручки обеспечил ее дальнейшее сокращение на 13 100 тыс. руб. (156 900 тыс. – 170 000 тыс.). Остается выяснить причины изменения выручки как фактора, который в большей степени повлиял на валовую прибыль компании. Почему упала выручка – из-за внешних условий, в частности, общего падения спроса на рынке, или же из-за ошибочных решений, например, связанных с неправильной ценовой политикой. Однако данных отчета о прибылях и убытках для подобного анализа явно недостато­чно.

В заключение имеет смысл разобраться в том, как повлияли на прибыль такие факторы, как количество реализованной продукции, цена и себестоимость единицы товара. Сложность расчета во многом будет зависеть от того, насколько разнообразна продукция, реализуемая компанией.

Допустим, компания, финансовые результаты которой приведены в таблице 1.1, торгует однородной продукцией. В 2015 году она реализовала 50 тыс. штук товара, а в 2014 году – 52 тыс. штук. В 2015 году средняя цена реализации снизилась с 12,5 до 12 тыс. рублей за штуку, а себестоимость единицы продукции – с 9,23 до 8,9 тыс. рублей. Соответственно прибыль на единицу продукции сократилась с 3,37 до 3,1 тыс. рублей.

Дальнейшие вычисления выполняются по той же логике, которая была проиллюстрирована на примере влияния выручки и рентабельности на валовую прибыль. Итак, из-за снижения торговой наценки компания «недополучила» 25 000 тыс. руб. (600 000 тыс. руб. [выручка 2015 года] – 50 000 шт. [объем реализации в 2015 году] × 12,5 тыс. руб/шт. [цена в 2014 году]).

В данном контексте выражение «недополучила» условно. Нет гарантий, что при сохранении цен на уровне 2014 года компания смогла бы удержать и объем продаж, вполне вероятно, что при иной ценовой политике провал в реализации был бы еще больше. Скорее, снижение торговой наценки помогло нивелировать негативное влияние сжимающегося спроса на объем продаж. Тем не менее из-за сокращения объемов реализации чистая прибыль снизилась на 6550 тыс. руб. (170 000 тыс. руб. [валовая прибыль в 2014 го­ду] × 50 000 шт. [объем реализации в 2015 году] × 12,5 тыс. руб/шт. [цена реализации в 2014 году] : (52 000 шт. [объем реализации в 2014 году] × 12,5 тыс. руб.) – 170 000 тыс. руб.). Однако эти потери удалось компенсировать благодаря сокращению затрат на 16 500 тыс. руб. (50 000 шт. [объем реализации в 2015 году] × 9,23 тыс. руб/шт. [себестоимость в 2015 году] – 50 000 шт. × 8,9 тыс. руб/шт. [себестоимость продукции в 2014 году]).

Предложенная техника анализа отчета о прибылях и убытках позволяет понять, какие меры пошли на пользу компании и где сохранились резервы для оптимизации затрат. А также объяснить генеральному директору, с чем связано снижение (рост) прибыли и на каких аспектах стоит акцентировать внимание в будущем. В случае с компанией из приведенного примера напрашивается вывод о том, что, помимо усилий по наращиванию объема продаж, необходимо увеличение запаса безубыточности, в том числе за счет сокращения расходов.

Экспресс-анализ отчета о прибылях и убытках поможет определить главные факторы, оказавшие наибольшее влияние на прибыль компании, но для его проведения необходимо убедиться, что показатели за аналогичный период прошлого года сопоставимы.

Автор решения – Владимир Артюшин, вице-президент по финансам FS Group, к. э. н.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль