Как торговой компании выгодно избавиться от неликвидных запасов

5485
Разгуляев Валерий
управляющий информацией «Избёнка – ВкусВилл»
Когда компании испытывают нехватку оборотных средств, деньги, обездвиженные в запасах, – непозволительная роскошь. Еще хуже, если это неликвидные запасы, которые не удается продать уже долгое время. Но не стоит спешить утилизировать неликвиды, способы превратить их в деньги или хотя бы получить дополнительные выгоды для компании есть.

1. Определить, какие запасы считать неликвидными

Возникновение неликвидных запасов у компании может быть связано со множеством различных причин: поставлены недоукомплектованные товары, пришли от поставщика бракованные материалы, допущены повреждения при транспортировке. Нередко к неликвидам причисляют остатки товаров, снятых с производства и не пользующихся спросом. Словом, все то, что не удается продать в разумные для предприятия сроки.

Однако общепринятых правил или каких-то критериев, которые бы поз­воляли считать те или иные запасы неликвидными, нет. Например, обычная практика компании предполагает, что приобретенные товары распродаются покупателям в среднем за шесть месяцев. Соответственно все, что лежит на складе больше этого срока, – неликвиды. Конечно, начинать избавляться от залежавшихся запасов лучше до того, как они превратились в неликвид. К примеру, в компании к неликвидным запасам было решено относить товары, находящиеся на складе более 45 рабочих дней. Однако в дополнение к этому введено правило – не приобретать дополнительно товары и предпринять максимум усилий для реализации тех товарных позиций, остатки которых не снижались на протяжении последних 30 рабочих дней. Такой промежуточный мониторинг состояния запасов позволит заранее предвидеть вероятные проблемы.

Личный опыт
Александр Пышнов, финансовый директор группы компаний «Паркет-Холл»
Неликвиды можно разделить на две категории. Первая – запасы, которые возникают на «входе», то есть в момент поставки, вторая – те, которые появляются в процессе реализации товаров.
Для борьбы с первой группой неликвидов в нашей компании существует норматив допустимого отклонения прогноза продаж в разрезе товарных групп, товарных знаков и отдельных позиций. Он не должен превышать 5 процентов от плановых значений. С этим нормативом увязана мотивация менеджеров по продукту.
Со второй причиной возникновения неликвидов должен бороться менеджмент компании. Если ее руководство уделяет внимание управлению товарными запасами: регулярно проводит анализ рынка, контролирует ассортимент, отслеживает ценовую политику конкурентов и хотя бы раз в неделю ведет мониторинг движения товарных запасов, то появления неликвидов можно избежать.

2. Выяснить, что представляют собой товары, застрявшие на складе

Не всегда запасы, которые по данным учетной сис­темы залежались на складе и  относятся к неликвидам, на самом деле таковыми являются. К примеру, в компанию, специализирующуюся на торговле комплектующими для производства мебели, была поставлена партия шпона вишни, который в накладных по ошибке числился как ореховый шпон. Соответственно как ореховый шпон он и был введен в информационную систему. Причем этот вид товаров не пользовался спросом. А шпон вишни расходился быстро, даже были закуплены дополнительные партии. Ошибка обнаружилась лишь тогда, когда руководство стало решать, как избавиться от неликвидных запасов, и была проведена инвентаризация на складе.

Результаты инвентаризации зачастую удивительны. Например, может выясниться, что запасов не существует, а по данным учета они лежат на складе. Или же товары давно пришли в полную негодность и их остается только утилизировать, а не пытаться продать по низкой цене.

3. Компенсировать потери за счет поставщика

Многие производители в условиях кризиса готовы идти на уступки, чтобы не потерять клиентов. Поэтому имеет смысл включить в договор условие о возможности возврата приобретенного товара, который не был реализован торговой компанией в течение определенного срока (в течение того времени, после которого товар попадает в категории неликвидов). Причем товар может быть возвращен по цене ниже закупочной. Другими словами, производителю придется выплачивать не всю сумму денег, которую он получил изначально.

Если договориться о подобной схеме не удается, можно предложить обменять закупленный неходовой товар на другую продукцию того же поставщика. Производителю не придется возвращать деньги, а торговая компания сможет избавиться от залежавшихся товаров.

4. Организовать распродажи неликвидов по низкой цене

Скидки и распродажи – самые распространенные способы, с помощью которых компании пытаются избавиться от неликвидов. Вместе с тем многие используют их некорректно. Например, объявляют о скидке, скажем, на 10 процентов и одновременно увеличивают отпускные цены ровно на столько же. Если не относиться к скидкам формально, этот способ может оказаться эффективным. Главное правильно ответить на вопрос, по какой цене продавать. Зачастую руководство компаний готово расстаться с неликвидными запасами по цене приобретения (американский подход).

Однако даже так распродать неликвиды бывает крайне непросто. При этом расходы, связанные с хранением товара и обездвиженными в нем деньгами, постоянно растут. Поэтому иногда вполне оправданно взять на вооружение технику так называемых немецких распродаж. Европейскими компаниями такие акции проводятся примерно два раза в год. Цены на неликвидные товары сразу снижаются вдвое. Если в течение недели товар не продается или продается очень медленно, то цена на него снижается еще в два раза.

Личный опыт
Николай Соболев, финансовый директор «Соллерс»
В 2006 году в рамках программы оптимизации остатков мы реализовали неликвидную продукцию. На предприятиях группы были созданы специальные подразделения «вторресурс», занимающиеся сбором и реализацией неликвидов. Только за 2006 год Заволжский моторный завод, входящий в наш холдинг, получил выручку от реализации неликвидов в размере 27,3 млн рублей. Покупателям, большинство из которых были металлургические компании, занимающиеся переплавкой металла, а также частным лицам завод реализовал практически все запасы неликвидов. За два года таким образом на Заволжском моторном заводе было освобождено более 36 тыс. квадратных метров складских помещений.

Еще один способ гарантированно расстаться с неликвидными запасами – провести голландский аукцион на понижение цены. Все неликвиды по одной позиции можно объединить в один лот, который выставляется на аукцион, на него приглашаются независимые покупатели, теоретически заинтересованные в покупке неликвида. Торги начинаются с максимальной цены, на которую рассчитывает продавец. Если никто из участников не согласился на предложенную цену, она снижается на заданную фиксированную сумму. И так до тех пор, пока кто-либо из участников не согласится выкупить лот или цена не достигнет того минимума, ниже которого продавец не готов расстаться с товаром. Единственная проблема в таком подходе – найти на неликвидную продукцию сразу нескольких потенциальных покупателей и организовать работу аукциона.

Личный опыт
Тимофей Марцинкевич, финансовый директор автомобильного холдинга «Атлант-М»
В марте текущего года мы реализовали аналогичный подход у себя в компании, когда избавлялись от зависших на складе автомобилей. Для этого на корпоративном сайте «Атлант-М» был запущен аукцион на понижение. Аукцион длился две недели – с 16 по 30 марта. В зависимости от марки автомобиля его цена ежедневно снижалась на 40 тыс. рублей. За это время было продано 34 автомобиля марок Opel, Chevrolet, SAAB, Hummer. Организация аукциона обошлась примерно в 7 тыс. долларов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль