Как на практике добиваются отсрочки по уплате налогов

3556
Право на отсрочку по уплате налогов в принципе имеет любая компания при наличии оснований, перечисленных в законе. Если еще год назад получить отсрочку было крайне сложно, то в кризис шансы компаний возрастают. При этом важно четко соблюсти все формальности в предусмотренной процедуре получения отсрочки, чтобы не дать налоговикам лишнего повода для отказа.

Предприятие может претендовать на отсрочку (рассрочку) по налогам сроком на 12 месяцев и сроком до трех лет по федеральным налогам (решение принимается правительством).

С 1 января 2009 года по решению министра финансов может быть получена отсрочка сроком до пяти лет без предоставления обеспечения, если сумма задолженности превысила 10 млрд рублей. Понятно, что данная антикризисная мера затрагивает лишь крупные компании – слишком высок «порог доступа». Наиболее реалистичный сценарий – получить отсрочку по уплате налогов на срок не более 12 месяцев. Налоговый кодекс предусматривает закрытый перечень оснований для получения отсрочки (ст. 64 НК РФ), основные из них следующие:

  • ущерб, нанесенный компании в результате стихийных бедствий;
  • задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога (признаки банкротст­ва юридического лица определены ст. 3 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ);
  • сезонный характер производства (перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382).
Личное мнение
Финансовый директор одного из крупных предприятий Северо-Западного региона, пожелавший остаться не названным

В моей практике пока не было необходимости получать отсрочку по налогам. Но потенциально возможность ее получения интересна: почему же не попытаться ею воспользоваться, если финансовая ситуация вдруг окажется неблагоприятной. Важно, во что это обойдется, ведь отсрочка не бесплатна, нужно сравнить ее «цену» с простой неуплатой, да и с текущей стоимостью денег. Аргумент в пользу отсрочек может быть чисто финансовым. Предположим, компания получила отсрочку по налогу на прибыль в сумме 500 000 руб. сроком на полгода (180 дней) по основанию угрозы банкротства.

Ставка рефинансирования в этот период составляла 11,5 процента годовых. За пользование отсрочкой заплатим 14 375 руб. (500 000 x 11,5% x 1/2 x 6 мес./12 мес.)*. Если бы компания просто задержала выплату налогов из-за недостатка средств, ей пришлось бы заплатить 34 500 руб. (500 000 x 11,5% x 1/300 x 180 дн.)**. Или другой вариант – пришлось бы брать кредит под 20 процентов годовых(как минимум), чтоб вовремя заплатить налоги. Преимущества очевидны. Но вопрос еще и в сложности процедуры, многие ее моменты до конца не ясны.

Субъекты РФ и представительные органы муниципальных образований могут устанавливать дополнительные основания и условия предоставления отсрочек по региональным и местным налогам (п. 12 ст. 64 НК РФ). Так, законом города Москвы от 09.02.2000 № 1 одним из оснований для отсрочки названо направление средств на собственные инвестиционные программы в те же сроки, в которые предстоит выплачивать региональные или местные налоги.

Насколько реальны налоговые отсрочки

Разумеется, от менеджмента компании процедура получения отсрочки потребует сил и времени, а положительный результат, к сожалению, не гарантирован. Тем не менее, по данным ФНС России, по состоянию на 1 августа 2009 года сумма отсроченных и рассроченных платежей превысила 427 млн рублей (ре­структурированная задолженность превышает 34 млрд рублей). Исходя из данных статистики, шансы у предприятий есть.

Личный опыт
Наталья Журавлева,
начальник финансово-экономического департамента ЗАО «Нево-Табак»,Санкт-Петербург

На заседании УФНС 13 февраля 2009 года было принято решение о предоставлении нам отсрочки по акцизам. Задолженности у нас не было, однако производство носит сезонный характер, и мы хотели подстраховаться на будущее, чтобы избежать финансовых затруднений, поэтому и попросили об отсрочке. Периодически, когда на счет поступали средства, мы проводили платежи: налоговики видели, что мы работаем, гасим свои обязательства. Однако история на этом не закончилась. Дело в том, что налоговая инспекция на сайте обнародовала список компаний, имеющих недоимку по налогам, назвав их «недобросовестными деловыми партнерами», куда попали и мы. Пришлось давать опровержения в СМИ, писать в инспекцию, чтобы отстоять свою деловую репутацию.

К тому же налоговый орган не вправе оставить обращение компании без внимания. На вынесение решения закон отводит всего месяц, а отказ должен быть четким, с обоснованием причин. Иначе действия налоговой инспекции можно обжаловать в суде (постановление ФАС Московского округа от 29.04.08 № КА-А40/3740-08).

Личный опыт
Оксана Симончук, финансовый директор ГК «Рос водоканал»

Мы на собственном опыте убедились, до чего существующий порядок получения отсрочек по налогам несовершенен. Так, заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита подается в ФНС России. Однако прежде нужно обратиться в региональное управление ФНС для заключения договора между управлением и поручителем, который готов обеспечить обязательство налогоплательщика. В региональном управлении нам, однако, отказали в заключении договора поручительства.

Мотивировали тем, что «поручитель, по мнению управления, не соответствует необходимым критериям». И это при том, что никаких специальных требований к поручителю НК не устанавливает. А те, что упоминаются в разъяснениях Федеральной налоговой службы, весьма спорны и расплывчаты. На наш взгляд, действия регионального управления ФНС незаконны, мы их обжаловали в суде. Суды приняли наши заявления к рассмотрению, и сейчас мы готовимся к судебным заседаниям.

Оцениваем свои шансы как высокие, к тому же планируем обжаловать в ВАС РФ и сам Порядок предоставления налогового кредита – в части возложения на налогоплательщика и поручителя обязанностей, не предусмотренных законом. В 2008 году ВАС РФ уже признал этот Порядок частично недействующим по аналогичным основаниям, так что рассчитываем на последовательность арбитров.

Кстати, когда поводом для обращения в налоговую инспекцию становится форс-мажор или задержка выплат из бюджета (п. 7 ст. 64 НК РФ), отказ не допускается вовсе. Если основание для обращения подтверждено документально, то суды безоговорочно занимают сторону компаний (определение ВАС РФ от 09.06.09 № ВАС-7222/09 по делу № А17-4214/2008, определение ВАС РФ от 08.02.09 № 958/08; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.09 № А17-4214/2008).

Стоит отметить, что сейчас рассматривается ряд мер, которые позволят упростить предприятиям доступ к налоговым отсрочкам. На регистрации в Минюсте России уже находится приказ ФНС от 05.02.09 № ММ-7-1/5, которым закреплен порядок предоставления отсрочек на пять лет малым и средним предприятиям.

Мнение эксперта
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В настоящее время Минфином России подготовлен законопроект, которым предлагается, в частности, уточнить основания предоставления отсрочки(рассрочки), перечень документов, представляемых заинтересованным лицом для изменения сроков уплаты налога.

Известно, что наибольшее количество компаний обращаются за отсрочкой (рассрочкой) по федеральным налогам. В законопроекте предлагается разрешить налоговым органам по местонахождению организации принимать решение о предоставлении отсрочки по федеральным налогам в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты (сейчас такое решение принимает ФНС России).

В целом законопроект направлен на расширение практики предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита как механизмов урегулирования задолженности и поддержки налогоплательщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, носящей временный характер.

Порядок действий

Действительно, далеко не все процедурные моменты предоставления отсрочек (рассрочек) прописаны четко, что создает почву для ошибок и последующего отказа в отсрочке. Так, по формальным основаниям отказано в отсрочке ЗАО «Мостострой-9». Суд поддержал выводы налогового органа, указав, что предприятие не представило все нужные документы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.08 по делу № А40-60041/07-114-348).

Рассмотрим последовательность шагов при обращении в налоговую инспекцию по поводу отсрочки на примере одной из машиностроительных компаний Санкт-Петербурга, которой удалось получить отсрочку. Предприятию своевременно не были перечислены средства в оплату работ, выполненных по государственному заказу. В итоге у компании образовалась нехватка средств для уплаты налога на прибыль за 2008 год в размере 20 млн рублей и НДС за первый квартал 2009 года в сумме 10 млн рублей.

Шаг 1. Установить наличие оснований. В данном случае основанием для изменения срока уплаты налога будет задержка оплаты лицу выполненного им государственного заказа (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Шаг 2. Определить уполномоченный орган. Органы, уполномоченные изменять срок уплаты налогов, перечислены в статье 63 НК РФ. При этом учитывается «уровень» налога: если он зачисляется в федеральный бюджет, решение об отсрочке выносит ФНС России. По суммам федеральных налогов, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, решение согласовывается с финансовыми органами субъекта Федерации. Отсрочку по местным или региональным налогам предоставляет налоговый орган по местонахождению компании.

В нашем примере компания планировала получить отсрочку по НДС и налогу на прибыль, поэтому обратилась в ФНС России. В части суммы, подлежащей зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, проект решения об изменении срока уплаты налога на прибыль будет направлен ФНС России в отделение Федерального казначейства по Санкт-Петербургу.

Шаг 3. Собрать пакет документов. Список документов, которые будут потребованы у компании, определен в Порядке организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (далее – Порядок). Документ утвержден приказом ФНС России от 21.11.06 № САЭ-3-19/798. Остановимся подробнее на особенностях подготовки некоторых документов для обращения за отсрочкой, а именно:

  • в налоговом органе по месту постановки на учет придется получить несколько справок. Во-первых, справку об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Нужно отметить, что требование представить такую справку признано ВАС РФ не соответствующим НК РФ (решение от 21.01.08 № 14430/07). Однако если справки не будет, вероятность отказа возрастает. Во-вторых, справку о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам. По законодательству на выдачу такого документа отводится пять дней, но на практике процедура нередко затягивается. И в‑третьих, справку о предоставленных ранее отсрочках (рассрочках), инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения. Если за компанией числятся какие-либо нарушения условий погашения долга в прошлом, то шансы на получение отсрочки понижаются;
     
  • не будет лишним добавить в пакет документов не упомянутые в Порядке копии налоговых деклараций по налогам, срок уплаты которых компания намерена изменить (за те же периоды, что и финансовая отчетность). Это поможет сократить время рассмотрения документов;
     
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки. Это один из самых сложных моментов, так как ни НК РФ, ни Порядок не устанавливают вид и формат этих документов. Не определены также и органы, уполномоченные их выдавать. Остается пользоваться отдельными разъяснениями Минфина и накопленной практикой (см. таблицу). В случае с петербургской машиностроительной компанией в налоговый орган были представлены контракт с государственным заказчиком, из содержания которого видно, что заказ финансируется из бюджета, и размер ассигнований; акты сверок с заказчиком, из которых видно, на основании какого договора образовалась задолженность и ее размер; акты сдачи-приемки выполненных работ, подписанные заказчиком, по которым оплата не поступила;
     
  • заявление о временном приостановлении уплаты суммы задолженности. Этот документ позволит избежать начисления пеней за период рассмотрения и принятия решения, поскольку решение об отсрочке вступает в силу со дня, установленного в нем.

Крайне важный момент: все документы нужно успеть направить в ФНС в течение месяца со дня их выдачи, так как для большинства из них установлен именно такой «срок годности».

Шаг 4. Получить решение о предоставлении отсрочки. Решение о предоставлении отсрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 6 ст. 64 НК РФ). А если налоговый орган задерживает решение, то компания может обжаловать бездействие налоговиков в суде (постановление ФАС Уральского округа от 21.04.08 № Ф09-2507/08-С3; ФАС Северо-Западного округа от 20.06.08 № А56-11816/2007).

Шаг 5. Рассчитать и уплатить проценты по окончании срока действия отсрочки. Отсрочка по основанию форс-мажора и задержки бюджетного финансирования не предусматривает уплаты процентов. Совсем другая ситуация в случае, к примеру, с угрозой банкротства. Полученная отсрочка для компании не будет бесплатной.

Сумма процентов к уплате рассчитывается налоговыми органами в день, следующий за датой завершения отсрочки, и в пятидневный срок доводится до компании с указанием сроков уплаты (не более 5 дней). Порядок определения суммы процентов закреплен в письме МНС России от 12.05.99 № АС-6-09/398 @ .

*   На сумму долга начисляются проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 64 НК РФ)
** За каждый день просрочки начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Таблица Как подтвердить основание для отсрочки налоговых выплат

Основание получения
отсрочки
Взимание
процентов
Документы
для подтверждения
Дополнительные условия
Причинение ущерба в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, стихийных бедствий, технологической катастрофы Не начисляются Документ, подтверждающий факт наступления события, размер ущерба (письмо Минфина России от 02.07.09 № 03-02-07/1-336) Без обеспечения и поручительства
Задержка выплаты из бюджета, оплаты госзаказа Не начисляются Договор на госзаказ; документы, подтверждающие исполнение госзаказа и задержку оплаты; справка от госзаказчика; письма главных распорядителей средств федерального бюджета (письмо Минфина России от 30.10.07 № 03-05-05-01/44) Без обеспечения и поручительства
Угроза банкротства при единовременной выплате налогов; утверждение судом мирового соглашения, графика погашения долга в ходе финансового оздоровления Начисляются в размере ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ Пояснительная записка; сведения о наличии и состоянии расчетных, валютных, депозитных счетов; заверенные копии судебных решений (письмо Минфина России от 20.03.09 № 03-02-07/1-141) Копия договора поручительства или документы об имуществе – потенциальном предмете залога; проект договора залога
Сезонный характер деятельности Начисляются в размере ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ Документ, подтверждающий, что организация ведет деятельность, упомянутую в постановлении Правительства РФ от 06.04.99 № 382, выданный уполномоченным органом власти. Дополнительно – справки о состоянии расчетов с бюджетом, лицензия, копия устава, выписка из ЕГРЮЛ Копия договора поручительства или документы об имуществе – потенциальном предмете залога; проект договора залога

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль