Как легально снижают налоги при импорте

9868
Савуляк Эдуард
директор московского офиса компании Tax Consulting U.K.
Как правило, оптимизировать налоговые выплаты при импорте принято, искусственно завышая или занижая цену «входа» товара на территорию России. Но есть проверенные на практике способы, которые помогут снизить налоговую нагрузку компании за счет правильного выбора формы внешнеторговой сделки, не нарушая закона.

Товары можно импортировать в Россию по внешнеторговым сделкам, заключенным в форме договора купли-продажи, по агентскому соглашению, через простое товарищество или представительство (филиал). Для каждого из перечисленных способов можно оценить налоговую нагрузку и выбрать наиболее приемлемое решение.

Далее расскажем, как это выглядит на практике, на конкретном примере. Товар в Россию ввозится компанией из Европы, при этом для сделки планируется зарегистрировать нерезидентную компанию.

Выбор юрисдикции и расчет налоговой нагрузки

Поскольку компании придется приобретать товар в ЕС, потребуется нерезидентная структура на территории одной из европейских стран. Кроме того, в сделке по агентскому соглашению будет задействована и компания из традиционного офшора, интересы которой представляет в операциях с Россией европейская компания. В этой же офшорной компании в конечном итоге будет «оседать» полученная выгода.

Подбор юрисдикции для компании-контрагента проводится с учетом целого ряда критериев, а именно:

  • низкие налоговые ставки в стране регистрации;
  • наличие налоговых соглашений между Россией и страной, между страной и другими странами ЕС;
  • льготы в отношении транзакций по дивидендам, роялти и процентам по займам;
  • минимальный перечень документов для регистрации компаний, короткие сроки регистрации;
  • минимальные требования к отчетности и аудиту;
  • обеспечение конфиденциальности бенефициаров.

Итак, анализируются офшоры (Сейшелы, Панама, Британские Виргинские острова) и низконалоговые европейские юрисдикции (Болгария, Кипр, Ирландия) (см. табл. 1).

Таблица 1 Сравнительный анализ юрисдикций для налогового решения

Показатель Юрисдикция
Болгария Кипр Ирландия Сейшелы Панама БВО
Ставка корпоративного налога на прибыль, % 10 10 12,5 0 0 0
Налоговое соглашение с РФ Есть Есть Есть Нет Нет Нет
Наличие в «черном списке» Минфина Нет Есть Нет Есть Есть Есть
Налог у источника при перечислении из РФ в страну:
– дивидендов, % 15 5 10 20 20 20
– роялти, % 15 0 0 20 20 20
– процентов, % 15 0 0 20 20 20
Документы для регистрации компании:
– загранпаспорт Да Да Да Да Да Да
– российский паспорт Да Либо то, либо другое Да Либо то,
либо другое
Да Да
– коммунальная платежка Да Да Нет Нет
– банковская рекомендация Да Нет Да Нет Нет Да
– справка с места работы Нет Нет Да Нет Нет Нет
Отчетность и аудит Да Да Да Нет Нет Нет
Директора и акционеры Открыты Открыты Открыты Скрыты Скрыты Скрыты
Срок регистрации От 3 недель Есть готовые От 3 недель Есть
готовые
Есть
готовые
Есть
готовые
Стоимость регистрации, евро 2500 1900 3300 1000 1200 1400
Стоимость обслуживания, евро 5000 4900 2700 850 1100 1100

Характеристики офшоров, необходимых для реализации агентских схем, следующие. Быстрота регистрации компаний обеспечена везде – все офшоры можно купить готовыми, а значит, сэкономить на сроках регистрации. Критерию конфиденциальности бенефициара, отсутствию обязательного аудита и требований о представлении отчетности также соответствуют все юрисдикции.

С точки зрения доступности регистрации и обслуживания Сейшелы самые дешевые, несколько дороже Панама, БВО – самая дорогая юрисдикция. Наконец, для регистрации фирмы на Сейшелах и в Панаме нужно два документа, для БВО – три.

В законодательство Британских Виргинских островов относительно недавно были внесены изменения. Теперь при продлении деятельности компаний на второй год работы необходимо назвать местному агенту реального бенефициара (паспорт и место жительства), источник происхождения денежных средств, а также профиль деятельности компании. Поэтому в ближайшем будущем БВО, видимо, не будет приоритетной юрисдикцией для регистрации компаний. В результате одной из самых привлекательных офшорных юрисдикций становится Панама.

А что происходит с европейскими юрисдикциями? Ставки корпоративного налога в Болгарии и на Кипре ниже, чем в Ирландии. Льготы при выплате процентов, роялти, дивидендов из России в страну усиливают позиции Кипра (наихудшие условия у Болгарии). Критерию быстроты регистрации компании соответствует только Кипр, поскольку только в этой стране можно купить готовую компанию. И в Болгарии, и в Ирландии регистрация займет не менее трех недель с момента представления клиентом всех необходимых документов.

На подготовку и сдачу отчетности на Кипре уйдет не менее 200 часов в год, в Болгарии – более 600, в Ирландии – порядка 80 часов. Зато Ирландия – самая дорогая страна с точки зрения стоимости регистрации и обслуживания, к тому же там требуется больше документов для регистрации (всего пять, на Кипре – два, в Болгарии четыре).

Наконец, конфиденциальность бенефициаров не обеспечивает ни одна из стран. При прочих равных условиях по результатам анализа остановимся на Кипре. Сдерживающий фактор в отношении этого государства – его присутствие в «черном списке» российского Минфина. Однако недавнее подписание протокола между нашими странами приведет к скорому исключению Кипра из этого списка. К тому же российский бизнес и сегодня довольно скептически относится к возможным угрозам в связи с наличием Кипра в списке Минфина*.

* Подробнее об этом см. статью «Что придется менять в налоговой оптимизации с использованием Кипра» («Финансовый директор», 2009, № 6). – Примеч. редакции.

После того как приемлемые юрисдикции отобраны, можно посчитать, какой будет налоговая нагрузка для разных вариантов поставки товаров из ЕС в Россию. Наиболее перспективным будет тот вариант, который обеспечит наибольшую сумму экономии и простоту реализации схемы (см. табл. 2). Результаты расчетов показывают, что самой низкой будет налоговая нагрузка при агентской схеме, 310 единиц против 405 при купле-продаже, 455 при совместной деятельности и 391 при реализации через филиал.

Таблица 2 Анализ возможных вариантов импорта товаров с точки зрения налоговой нагрузки

Тип и суть сделки
Налоговые последствия
Россия Кипр* Панама
Купля-продажа. Кипрская компания закупает товар в ЕС за 1000 единиц и продает в Российской Федерации за 2000 единиц НДС. 305 ед. (2000 Х 18/118).Покупатель выступает налоговым агентом, удерживает и перечисляет НДС (п. 1 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ) НДС. 0 ед. Местом поставки товара не является территория Республики Кипр, НДС не возникает В данной сделке панамская компания не участвует
Налог на прибыль. 0 ед.Доходы кипрской компании не подлежат обложению налогом у источника выплаты на территории России (п. 2 ст. 309 НК РФ) Налог на прибыль. 100 ед.
((2000 – 1000) Х 10%).Доход Кипрской компании от продажи товаров облагается по ставке 10% . Любые расходы, понесенные компанией для целей получения прибыли, вычитаются из налогооблагаемой базы
Через агента.Панамская компания поручает кипрской компании закупить товар в ЕС за 1000 ед. и реализовать его в дальнейшем на территории России за 2000 ед. за вознаграждение в размере 5% от закупочной цены НДС. 305 ед. (2000 Х 18/118).Покупатель выступает налоговым агентом, удерживает и перечисляет НДС (п. 1 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ) НДС. 0 ед. Местом поставки товара не является территория Республики Кипр, НДС не возникает НДС; налог на прибыль. 0 ед.Доход международных коммерческих компаний полностью освобожден от налогообложения на территории Панамы (ст. 109 (1) Закона Панамы «О международных коммерческих компаниях»)
Налог на прибыль. 0 ед.Доходы кипрской компании не подлежат обложению налогом у источника выплаты на территории России (п. 2 ст. 309 НК РФ). Налог на прибыль. 5 ед.
(1000 Х 5% Х 10%).Налогом по ставке 10% у кипрской компании облагается только агентское вознаграждение.Деятельность компании Панамы не образует постоянного представительства в Республике Кипр, получение дохода от продажи товаров компанией Кипра не приводит к возникновению налога у источника в Республике Кипр
Простое товарищество. Кипрская компания вносит в совместную деятельность вклад в виде товаров, предоставленных партнеру в России, а также услуг по их монтажу. Вклад российского партнера – реализация этих товаров в России. Доли участия товарищей установлены в размере 50% НДС. 305 ед.Передача вклада по договору простого товарищества не влечет уплаты НДС. Дальнейшая продажа товара российским товарищем облагается НДС в полном объеме (подп. 4 п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 278 НК РФ). НДС. 0 ед. Кипрская компания не уплачивает НДС, возникающий от деятельности товарищества В данной сделке панамская компания не участвует
Налог на прибыль. 100 ед.
((2000 – 1000) Х 20%)/2).Простое товарищество не является юридическим лицом. Полученная прибыль облагается налогом у каждого пропорционально доле по договору (п. 9 ст. 250 и п. 4 ст. 278 НК РФ)
Налог на прибыль. 50 ед.
((2000 – 1000) Х 50% Х 10%).Доход кипрской компании облагается по ставке 10%. Любые расходы, понесенные компанией для целей получения прибыли, вычитаются из налогооблагаемой базы
Филиал.Кипрская компания передает филиалу товары на сумму 1000 ед., он их реализует в России за 2000 ед.. Полученный доход перечисляется на Кипр НДС. 153 ед.
((2000 – 1000) Х18/118).НДС начисляется на разницу между стоимостью покупки и продажи товара
НДС. 0 ед. Местом поставки товара не является территория Республики Кипр, НДС не возникает В данной сделке панамская компания не участвует
Налог на прибыль. 170 ед.
((2000 – 1000 – 153) Х 20%).Налог на прибыль начисляется на разницу между стоимостью покупки и продажи товара и начисленным НДС
Налог на прибыль. 68 ед.
((2000 – 1000 – 153 – 170) Х 10%). Любые расходы, понесенные компанией для целей получения прибыли, вычитаются из налогооблагаемой базы

* Законы Республики Кипр «О НДС» 95(I)/200, «О налоге на доход» 118(I) от 2002 г.

Личный опыт
Дмитрий Кравченко, финансовый директор компании «Реал Континент»
В моей практике был опыт применения агентского соглашения при импорте товаров на территорию России. В схеме участвовали компании из Англии и БВО. По моим наблюдениям, офшорная юрисдикция нередко подбирается «в пару» к европейской. Могу отметить, что та сделка сразу повысила наш авторитет в глазах партнеров, то есть по сути оказалась удачным имиджевым ходом. А что до налоговой экономии, то, чтобы действительно ее получить, важно не только ориентироваться в тонкостях чужого налогового законодательства – ни одна уважающая себя юрисдикция не позволит открыто «мухлевать» с налогами, но и внимательно следить за тенденциями судебной практики в России. Ни для кого не секрет, что налоговым органам агентские соглашения с иностранными участниками давно не дают покоя. И если компания не позаботится о том, чтобы документально подтвердить реальность осуществления экономической деятельности, то неприятностей ей не избежать.
Виталий Белашев, финансовый директор ЗАО «Позняки Жилстрой»
Мне неоднократно приходилось сталкиваться с агентскими схемами во время работы в разных компаниях, которые выступали как агентами, так и принципалами. Отмечу, что такая форма сделок привлекательна не только с точки зрения налоговой экономии, она часто позволяет укрепить свои позиции на рынке, а для агентов – получить дополнительные оборотные средства и вознаграждение за выполненную работу.
К примеру, в группе «Корк Стайл» мне довелось работать с поставщиком пробковых покрытий из Португалии, заключив с ним агентское соглашение по реализации пробковых изделий на украинском рынке. Это оказалось довольно выгодно, поскольку мы получили от принципала финансовую поддержку для вывода на рынок новой продукции. При этом фискальные органы Украины не менее внимательны к агентским договорам, чем в других странах. Поэтому важно, чтобы велась реальная деятельность, чтобы все было «чисто в договорах». Нашу самостоятельность в процессе исполнения договора никто не ограничивал, но вот в контрактах был оговорен размер бюджетов на рекламу и маркетинг.

Риски агентских схем

Относительная привлекательность агентских внешнеторговых сделок как инструмента налогового планирования для компаний не осталась без внимания налоговых органов. Агентские соглашения стоят в ФНС на особом контроле. Более того, там разработаны критерии, по которым инспектор сможет вычислить очевидную схему.

О том, что сделка на самом деле прикрывает банальный уход от налогов, по мнению ФНС свидетельствуют следующие признаки:

  • убыточность сделки (на практике лишь один этот факт не может повлечь претензий ФНС);
  • величина вознаграждения значительно отличается от среднерыночной (более чем на 20 процентов, п. 2 ст. 40 НК РФ). Средние показатели по рынку не превышают 5–15 процентов от выручки;
  • взаимозависимость агента и принципала (общие учредители, директора, имущество);
  • отсутствие экономической обоснованности затрат либо экономической выгоды (например, принципал сам осуществил комплекс работ по поиску партнеров, агент же фактически ничего не сделал);
  • в договорах не должны упоминаться потенциальные покупатели или продавцы (если агент должен найти их сам); отсутствуют либо подписаны неустановленными лицами документы – договор, счета-фактуры, платежные поручения;
  • внутренние противоречия в договорах (вместо указаний на то, что будет проведен поиск и направление принципалу информации о возможных покупателях, предварительные переговоры, изучены возможные риски и пр., в документах фигурируют поставщики и суммы поставок);
  • сомнительные агенты (с признаками фирм-однодневок).

Если не допускать в своих действиях вышеперечисленных ошибок, то агентская схема поставки товаров на территорию РФ будет нормально работать.

Мнение эксперта
Екатерина Тихомирова, ведущий юрист ООО «TFH Russia»
Подводные камни агентских сделок могут всплыть и в той юрисдикции, где зарегистрирована и осуществляет деятельность компания-агент. Во многих странах ЕС, как и в России, есть правила, препятствующие уклонению от налогообложения. Поэтому поставка через агента может вызвать подозрение.
Чтобы подстраховаться на случай неприятностей, во-первых, нужно соблюдать рыночный принцип формирования цены по сделкам поставки и в отношении вознаграждения агента. Во-вторых, анализировать, как в данной стране налоговые органы относятся к сделкам с офшорными компаниями. В-третьих, если компания-агент осуществляет поставки регулярно, то налоговые органы могут признать, что деятельность офшорной компании приводит к образованию постоянного представительства в данной стране, что сведет оптимизацию на нет. Так что лучше не злоупотреблять таким способом поставки.

Что касается судов, то они все чаще оценивают экономическую целесообразность совершенных сделок. Не найдя последней, занимают сторону налоговой инспекции. Так, Президиум ВАС РФ признал незаконным возмещение НДС по агентской схеме Златоустовским металлургическим комбинатом (постановления Президиума ВАС РФ от 01.11.05 № 7131/05; № 9660/05). При этом суд отметил, что если налогоплательщик все работы выполнил сам, то необходимости заключать агентский договор с контрагентом у него не было, а значит, агентские вознаграждения не могут уменьшать налоговую базу.

В то же время суды не принимают лишь формальных доводов, предписывая налоговикам обосновывать их позицию и подкреплять ее реальными фактами (постановление ФАС Центрального округа от 20.07.06 № А23-4093/04А-14-338).

Какие меры снизят риск конфликта с налоговой инспекцией*

Всеволод Буланцев,
исполнительный директор ООО «Айтикон Аудит»

Любые агентские договоры таят в себе немало рисков. В особенности это касается ситуаций, когда агентом иностранного продавца выступает российский резидент. Подобное структурирование сделки может принести особенно ощутимую выгоду при импорте. Если компания решилась на применение любых агентских схем, будет безопаснее придерживаться нескольких универсальных правил:

1. Устранить при разработке схемы оптимизации любые возможные связи во владении или управлении между компаниями-резидентами и нерезидентами.

2. Поддерживать независимый статус агента, особенно если агентом в схеме импорта является резидент РФ. Для него посредническая деятельность должна стать обычной и профессиональной, предусмотреной в учредительных документах. Должны иметься в наличии соответствующие коды статистики (у резидента РФ), действующие агентские договоры с другими организациями.

3. Не использовать уже зарегистрированные вами компании-нерезиденты, служащие для иных целей.

4. Не скупиться на организацию документооборота, подтверждающего постоянное местопребывание компании-нерезидента (договоры аренды офисов за рубежом, использование иностранных IP-адресов, услуг секретарских компаний по хранению и пересылке необходимых документов за рубежом).

5. Оформлять агентские сделки таким образом, чтобы они соответствовали отличительным чертам именно посреднической деятельности, подтверждая их следующими документами:

- заданиями принципала на приобретение (реализацию) товаров;
- уведомлениями агента о приобретении (реализации) товаров;
- регулярными отчетами агента о реализации (приобретении) товаров;
- возможными уведомлениями агента об отступлениях от заданий комитента;
- соответствующими одобрениями принципала;
- счетами-фактурами принципала;
- актами сверки взаимной задолженности, свидетельствующими о возникновении взаимных прав и обязанностей, вытекающих из агентского договора;
- документами, подтверждающими факты самостоятельного поиска агентом поставщиков или покупателей;
- документами, подтверждающими расходы принципала по приобретению и реализации товаров. 

* Подробнее о преимуществах и недостатках внешнеторговых сделок для целей налогового планирования можно прочитать в статье «О плюсах и минусах “внешнеторговых схем”» на сайте www.fd.ru.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль