НДС за пределами «заводской» гарантии можно не платить

1872
Сегодня, чтобы удержать клиентов, продавцы бытовых приборов, сложного оборудования, автомобилей и другой техники по собственной инициативе продлевают срок гарантийного ремонта, установленный изготовителем. НДС со стоимости таких услуг они могут не платить.

Один из крупных автомобильных ритейлеров (название компании не раскрывается в целях соблюдения конфиденциальности) принял решение о том, что его сервисные подразделения будут проводить ремонт машин и за рамками гарантийных сроков изготовителей. Гарантию планировалось устанавливать и на запасные части, поставляемые дилерским центрам, в том случае, когда этого не сделал производитель. По мнению менеджмента авторитейлера, это помогло бы привлечь дополнительных покупателей и тем самым увеличить выручку. Главная проблема, которая возникла у авторитейлера в связи с реализацией этой программы, – нужно ли облагать НДС подобные услуги.

По общему правилу услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию освобождаются от НДС, если оказываются в период гарантийного срока эксплуатации товаров без взимания дополнительной платы с покупателя (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ). О том, распространяется ли льгота на случаи, когда рамки гарантийного срока расширяются продавцом, Налоговый кодекс умалчивает. Компании на практике решают для себя эту проблему по-разному.

Личный опыт
Светлана Коротеева, руководитель направления бухгалтерского учета и налогового консалтинга ГК «Автомир»
Гарантия продавца для меня не то же самое, что гарантия по смыслу норм НК РФ, поскольку не покрывает весь спектр неисправностей, оговоренных гарантией производителя. Безрисковая позиция для компании – считать гарантийным только срок, установленный изготовителем, а гарантию продавца признавать дополнительным обязательством. Соответственно работы по устранению неисправностей в этот период следует облагать НДС на общих основаниях.
Допускаю, что иная точка зрения имеет право на существование. Если компания признает, что облагать НДС услуги по дополнительной гарантии ей неудобно или невыгодно, она сможет обосновать свою позицию. Здесь главное действовать последовательно, не допустить, чтобы в одном юрлице одни и те же операции то облагались, то не облагались налогом. Выбранная позиция должна быть закреплена в учетной политике и следовать ей нужно неотступно.
Николай Кудрявцев, финансовый директор ГК «МИР»
«МИР» оказывает услуги по гарантийному ремонту крупной бытовой техники и после завершения срока, установленного изготовителем оборудования. Если покупатель заинтересован в дополнительном гарантийном обслуживании, он оплачивает данную услугу. Именно по этой причине, полагаю, мы не вправе воспользоваться льготой по подпункту 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Услуги сервисной службы оплачиваем с НДС. Если бы объем операций по допгарантиям у нас был существенным, то не исключено, что мы задались бы целью изучить, как оказывать данные услуги без НДС.

Возвращаясь к авторитейлеру, стоит сказать, что компания нашла весомые основания для того, чтобы не платить НДС. Расскажем подробнее, как данное решение было обосновано и какие доводы в случае необходимости можно будет использовать в споре с налоговой инспекцией.

Что считать гарантийным сроком

Первое, что предстояло решить авторитейлеру, что именно считать гарантийным сроком. В НК это понятие специально для налоговых отношений не определено, поэтому можно ориентироваться на Гражданский кодекс и на закон от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Из норм закона № 2300-1 следует, что гарантийный срок может устанавливаться продавцом, если этого не сделал изготовитель товара (п. 7 ст. 5). В то же время продавец может принять на себя обязательство по устранению недостатков, обнаруженных по истечении гарантийного срока, определенного изготовителем. В ГК РФ гарантийный срок определяется как установленный в договоре купли-продажи отрезок времени, в течение которого товар должен соответствовать законодательным требованиям к качеству товара (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

С точки зрения налогового законодательства совершенно безразлично, по какому гражданско-правовому договору произошла реализация товара – оптовая поставка или розничная продажа. В любом случае реализация товара облагается НДС в одном и том же порядке. Освобождение от НДС услуг по гарантийному ремонту только в течение гарантийного срока, установленного изготовителем товара, означало бы нарушение принципов установления налогов. Ведь тогда получится, что в схожих условиях допускается различное налогообложение в зависимости от того, кто является покупателем – гражданин (потребитель) или коммерческая организация. Так же и в отношении одинаковых экономических ситуаций: во всех случаях гарантийный ремонт выполняется без взимания платы с покупателя, однако в одном случае происходит обложение НДС, а в другом – нет.

Получается, что для применения нормы подпункта 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ оправдано применять термин «гарантийный срок» в том значении, в котором он используется в главе 30 ГК РФ. Значит, услуги по гарантийному ремонту, оказываемые покупателям в течение гарантийного срока, установленного продавцом, должны освобождаться от НДС.

Письма финансовых органов подтверждают правомерность определения гарантийного срока в соответствии с ГК РФ. Так, Минфин России (письмо от 05.02.08 № 03-11-04/2/26) указал, что «услуги по гарантийному ремонту товаров (транспортных средств), оказываемые организацией, заключившей договоры как с заводом-изготовителем данных товаров, так и с торгующей организацией, освобождены от налога на добавленную стоимость при условии фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации указанных товаров».

Есть и судебные решения, подходящие к ситуации. Так, ФАС Московского округа в своем постановлении от 30.10.03 № КА-А40/8536-03 не согласился с попыткой налогового органа доначислить НДС компании. Суд отметил, что положения закона «О защите прав потребителей» (на которые ссылалась инспекция) не исключают возможности установления гарантийного срока любым третьим лицом.

Дополнительный довод не платить НДС

Как правило, расходы на гарантийное обслуживание закладываются в разницу между ценой закупки и ценой продажи. Эта разница облагается НДС у продавца. Соответственно если продавец принимает на себя дополнительные обязательства по реализации услуг гарантийного ремонта, то обложение НДС этих услуг приведет к двойному налогообложению одних и тех же сумм, что недопустимо.

Указание на то, что услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров выполняются за счет средств, учтенных изготовителем в цене товара, содержала ранее действовавшая Инструкция ГНС России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС». Но и после ее отмены законодательное регулирование данного вопроса не претерпело существенных изменений. Поскольку сохраняется обязанность продавца (изготовителя) по устранению недостатков в переданном товаре (ст. 475 ГК РФ, ст. 18 закона «О защите прав потребителей»), то он учитывает предстоящие расходы на гарантийный ремонт в стоимости товаров.

Здесь нужно сделать оговорку. Если слепо следовать этому аргументу, то в случае спора с налоговой инспекцией скорее всего придется доказывать, что затраты на гарантийный ремонт включены в стоимость товара.

Личный опыт
Налоговый менеджер компании-авторитейлера, пожелавший остаться не названным
По сути, расходы на ремонт по дополнительной гарантии компания покрывает из своих средств. В цену товара если и включается какая-то стоимость ремонта, то далеко не полная. В то же время никто не станет работать себе в убыток. Для экономического обоснования нашей позиции была проделана огромная работа, накоплена и проанализирована статистика: какие марки автомобилей, какого года выпуска и когда ломаются, какого рода поломки, как часто, сколько поломок определенного типа на тысячу автомобилей и пр. Эти выкладки заложены в нашу маркетинговую программу, планы продвижения на рынке обоснованы и подкреплены аналитикой. Расходы на ремонт нам позволяет покрывать растущий объем выручки. Проблем с налоговой инспекцией не возникает.
Мнение эксперта
Дмитрий Ицков, заместитель руководителя налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Нельзя говорить о том, что при гарантийном ремонте возникает безвозмездная реализация работ или услуг. Обязательство по гарантийному ремонту основано на возмездном договоре купли-продажи, несмотря на то, что закон требует осуществления гарантийного ремонта безвозмездно. При гарантийном ремонте отдельный договор не заключается, ремонт производится на основании договора купли-продажи. Покупатель товара не получает некую самостоятельную услугу, он реализует свое право на получение товара надлежащего качества. Это указывает на отсутствие реализации.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль