Один день с Еленой Агеевой, финансовым директором ООО «Голдер Электроникс»

2843

8.30-11.30

Справка

Елена Агеева родилась в городе Красноярске.
1989 год - окончила факультет экономики Воронежского государственного университета по специальности «экономика».
1995-1998 годы - занимала должность главного бухгалтера в компании Elekta.
1998-2002 год - работала главным бухгалтером и финансовым директором в компании BDL-Holding.
2002 год по настоящее время - финансовый директор компании «Голдер Электроникс» (торговые марки Vitek, Rondell)

Утро начинается с поездки в банк - планируем продолжить с ним сотрудничество по факторингу. По-моему, это весьма эффективный инструмент, позволяющий избежать кассовых разрывов, особенно в ситуации, когда у компании нет залогов. Правда, нужно обязательно учитывать качество дебиторов, которых компания планирует передать на факторинг. Если это какое-нибудь ООО «Сверчок и Ко», то вряд ли найдется банк, который профинансирует такую дебиторскую задолженность, либо плата за риск будет слишком высока. Нам в этом отношении проще, так как среди наших дебиторов крупнейшие специализированные и розничные сети.

На встрече с банком рассказываю, как себя чувствует наш рынок на фоне кризисных явлений. Покупательская активность остается достаточно высокой. Создается ощущение, что люди, напуганные слухами о возможной девальвации рубля и растущей инфляцией, вкладывают часть свободных денег в приобретение бытовой техники. Обсуждаем развитие наших дальнейших отношений.

11.30-12.30

Наконец-то в офисе. В своем кабинете иногда я провожу времени больше, чем дома, и люблю его, как второй дом. Сразу же начинаем вместе с коллегами готовить материалы, которые запросил банк, чтобы еще раз оценить наших контрагентов и определиться с факторинговыми лимитами. Анализируем карточки счетов бухгалтерского учета, планы продаж на последующие периоды. В условиях кризиса все решения нужно принимать очень быстро, просчитывать разные сценарии развития событий (в том числе и пессимистические), строить допущения «что будет, если…». Так что для меня сейчас работа настоящий бизнес в стиле фанк, хотя, конечно, Нордстрем и Риддерстрале1 имели в виду совсем другое.

Этот изменчивый факторинг

Сегодня, конечно же, ситуация с факторингом, как и со всеми банковскими инструментами, существенно изменилась. Многие банки пересматривают условия работы, причем премия за риск, которую они закладывают, настолько высока, что факторинг становится просто невыгоден. Для примера - если летом мы работали по факторингу с тремя банками по широкому кругу клиентов, то сегодня продолжаем сотрудничество только с одним банком по одному из крупных розничных дебиторов (банк выбрал его как наиболее надежного). В денежном выражении объем дебиторской задолженности, передаваемой на факторинг, уменьшился в 10 раз.

12.30-13.30

Готовлюсь к вечерним переговорам еще с одним банком-партнером. Многие финансисты и юристы наверняка подтвердят, что оформление кредитных договоров под залог недвижимости отнимает много времени и сил. Хорошо, если банк сможет поддержать компанию и предоставить бридж-финансирование до момента закрытия сделки. Такую возможность мы стараемся обговаривать сразу же.

13.30-14.00

Визирую заявки на финансирование. В нашей компании существует бюджетная подсистема, позволяющая раскладывать БДДС месяца на лимиты по статьям в рамках конкретных ЦФО. В ней же формируются заявки на финансирование, и система сразу показывает доступный остаток средств по статье. При наличии остатка и соблюдении всех корпоративных процедур по согласованию платежа заявка попадает в отдел бюджетирования, где она проверяется и акцептуется. Соответствующие полномочия по акцепту распределены между руководителем отдела бюджетирования, заместителем финансового директора и финансовым директором, в зависимости от сумм платежей. При утверждении заявки оценивается текущий cashflow компании, сроки погашения кредитных траншей, приоритетность тех или иных платежей.

14.00-15.00

Готовлю уточненный БДДС. Наш бизнес очень зависим от фактора сезонности, поэтому бюджеты на год мы делаем с помесячной разбивкой. Для операционной деятельности используется скользящий бюджет. Перед началом и в середине каждого месяца составляется план движения денежных средств на 60 календарных дней. Его доходная часть формируется на основе платежного календаря, в котором указаны даты и суммы поступлений от клиентов. Расходная же часть планируется на основе оперативных бюджетов и графиков погашения/получения кредитных траншей. Далее начинается ювелирная работа по балансировке поступлений и оттока денежных средств (особенно если предстоит возврат крупного кредита), оценка срочности и приоритетности той или иной кредиторской задолженности. Очень интересное занятие, ведь за всеми цифрами стоят реальные операции, компании и люди.

С банком нужно договариваться

В общении с банками нынче необходима определенная степень уверенности и даже самоуверенности. Старайтесь убедить банкиров, что они не меньше, чем ваша компания, заинтересованы в продолжении сотрудничества. Более того, не меньше, чем компании, им невыгодна просрочка по кредитам. Поэтому если вовремя не можете заплатить по кредиту, то нужно честно в этом признаться и договариваться об отсрочке. Очень важно, чтобы в переговорах с банком принимали участие не только финансовый и генеральный директора, но и собственник бизнеса. Для банка это всегда хороший знак. Ну и, конечно же, нужно делать ставку на проверенных партнеров, с которыми вы сотрудничаете не первый год.

15.00-16.00

Составляю уточненный бюджет доходов и расходов на ближайшие два месяца, здесь также применяется скользящее планирование. Сейчас это особенно актуально, поскольку макроэкономическая ситуация влияет как на доходную часть бюджета (если покупательская активность понизится, придется корректировать планы продаж), так и на расходную - мы сокращаем отдельные виды затрат и прекращаем финансирование новых проектов. Да и ставки по привлечению кредитных ресурсов растут, особенно привязанные к MiBor2 или MosPrime3. Но есть и положительный момент - часть кредитных ресурсов мы привлекли по плавающим ставкам - Libor плюс маржа банка, а Libor сейчас падает.

Визирую договоры. Наш департамент ввел в ITсистеме управленческого учета блок «Договорная работа». В результате существенно сократилось время на согласование договоров всеми уполномоченными сотрудниками.

17.00-18.30

Пришло время вечерней встречи с банком-партнером. Обсуждаем условия кредитования для нашей компании «на фоне бушующего кризиса». Переговоры весьма непростые, но в итоге удается найти точки соприкосновения, ведь кризисы приходят и уходят, а клиенты и партнеры остаются.

18.30-20.30

Снова в офисе. Сейчас одна из моих приоритетных задач - подготовка антикризисной программы, которая будет предложена собственнику компании и топ-менеджменту. Включила в программу несколько блоков:

Общая стратегия в условиях неопределенности.
Коррекция политики управления денежными потоками.
Сокращение расходов.
Работа с персоналом, информирование его обо всех процессах, происходящих в компании. Я уверена, что только открытость позволит в столь непростое время избежать слухов и сохранить рабочую атмосферу в коллективе.
Отношения с внешним миром - поставщики, покупатели, финансовые институты. Экономическая ситуация изменилась кардинально, и многие ранее общепринятые правила сейчас уже не действуют. Например, ранее дисциплинированные покупатели начинают существенно задерживать платежи, а банк, с которым вы давно и успешно работаете, может существенно урезать ваш кредитный лимит или попросить иное обеспечение.

 

Дебитор дебитору рознь

На мой взгляд, грамотная работа с дебиторами сегодня не менее насущна (если не более), чем рост выручки. Во всяком случае, наша компания придерживается именно такой точки зрения. Мы пересматриваем условия сотрудничества с некоторыми контрагентами, даже несмотря на то, что иной раз это может негативно сказаться на росте объема продаж. Тех, у кого просрочка по оплате существенно превышает отведенный срок, переводим на частичную или полную предоплату. Более того, за каждый день просрочки вводим штрафные санкции, поскольку если уж партнер решает свои проблемы за наш счет, используя нас как кредитора, то и мы вынуждены выполнять функции банка, взимая плату за кредит и привязывая ее к ставке рефинансирования.

С некоторыми из контрагентов мы заключаем дополнительные соглашения о реструктуризации долга, а всю информацию о наших партнерах мониторим очень и очень тщательно. Одной бухгалтерской отчетности нам уже недостаточно. Нам нужно понять, каково реальное положение дел в бизнесе партнера, не грозит ли ему в ближайшее время «технический» дефолт по облигациям либо что похуже. Любые негативные сведения - сигнал для пересмотра условий сотрудничества. С новыми контрагентами мы сегодня стараемся сотрудничать на условиях предоплаты или оплаты по факту поставки. Да, это жесткие меры, но, на мой взгляд, необходимые для того, чтобы компания не только выжила, но и успешно развивалась.

21.30

Наконец-то дома. Как приятно после напряженного рабочего дня увидеть своих близких. Я очень благодарна им за поддержку.

К счастью, сегодня у меня свободный вечер. Вообще-то, я еще учусь, причем последние четыре года делаю это постоянно. Сначала прошла курс «Управление развитием бизнеса» в Высшей школе корпоративного управления, затем там же получила MBA, а с этой осени поступила на Doctor of business administration. Если человек не учится, то он и не развивается. А сегодня такое время, что развиваться и самосовершенствоваться нужно постоянно. Останавливаться на достигнутом никак нельзя.

1 Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале - авторы книги «Бизнес в стиле фанк». - Прим. ред.
2 MiBor - средняя процентная ставка от ежедневно заявляемых крупнейшими московскими банками ставок размещения межбанковских кредитов. - Прим. ред.
3 MosPrime - индикативная ставка предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском денежном рынке. - Прим. ред.


Если вы хотите рассказать коллегам о том, как проходит ваша рабочая неделя, об одном из «безумных» дней, об удачной сделке, о том, как вы справились с несговорчивым банком, партнером или о любой проблеме, которую вам удалось решить, то вы можете стать следующим автором «Дневника финансового директора».

Присылайте свои «дневники», заметки, наброски по адресу karavai@fd.ru

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль