Как обосновать размер производственной партии

7627
Корепин Дмитрий
заместитель директора по финансам и экономике ОАО «Петрохолод»
В период финансового кризиса вопрос оптимизации производства становится особенно актуальным. Предприятиям, которые выпускают широкий ассортимент продукции, имеет смысл рассчитать размер партии продукции, при котором затраты будут минимальными, а рентабельность максимальной.

Формирование графика выпуска продукции – несомненная прерогатива производственных подразделений. Как правило, отправной точкой им служат планы продаж и динамика спроса на ту или иную продукцию, но никоим образом не то, во сколько предприятию обойдется частая переналадка производственных линий или хранение запасов разнообразного сырья и материалов. Издержки на выпуск малой партии могут быть столь высоки, что приведут к существенному снижению рентабельности.

Ошибочно было бы полагать, что ситуация выправится, если нарастить объем партии до максимального. Вместе с ним увеличатся и затраты на хранение готовой продукции, потребуется дополнительное финансирование на закупку сырья и материалов. По сути, окажутся замороженными оборотные средства.

Ответ на вопрос, какой объем выпуска будет оптимальным и в каких пределах его можно изменять, может дать финансовоэкономическая служба.

Оптимальная производственная партия

Под оптимальной производственной партией понимается такой объем выпуска продукции,

при котором, с одной стороны, обеспечиваются планы производства и продаж, с другой – затраты на производство оказываются минимальными. Расчет проводится обычно на определенный период (например, месяц), при этом принимаются во внимание следующие ограничивающие факторы:

  • план производства на данный период, зависящий от плана продаж и плановых остатков продукции на начало и конец периода;
  • минимальные остатки готовой продукции на складе, необходимые для полного удовлетворения спроса покупателей;
  • производственная себестоимость выпускаемой продукции;
  • объем брака, возникающего при переналадке производственной линии;
  • себестоимость хранения готовой продукции;
  • прогнозная стоимость кредитных ресурсов.

Для решения поставленной задачи в качестве критерия оптимизации будем использовать показатель «Суммарные затраты на выпуск продукции», объединяющий несколько видов затрат: потери продукции из-за переналадки (брак), стоимость привлечения финансирования, расходы на хранение.

Ссумм. = Снастр. + Схран. + Скред. → min,

где Ссумм. – суммарные затраты на выпуск продукции, обусловленные партионностью (дискретностью) производства за рассматриваемый период, руб.;

Снастр. – затраты, связанные с перенастройкой производственной линии за рассматриваемый период, руб.;

Схран. – затраты на хранение запасов готовой продукции в рассматриваемом периоде, руб.;

Скред. – затраты, обусловленные привлечением кредитных ресурсов для производства готовой продукции в рассматриваемом периоде, руб.

Рассмотрим на условном примере, как определить оптимальное значение производственной партии (исходные данные приведены в табл. 1).

Справка о компании

ОАО «Петрохолод» создано в 1993 году на базе Ленхладоком-
бината № 6 в Санкт-Петербурге. Компания производит более ста видов мороженого. За 9 месяцев 2008 года выручка превысила 560 млн руб., среднесписочная численность сотрудников – 578 человек.

Поясним, как определяются некоторые исходные параметры и какие службы должны за это отвечать.

Потери продукции при настройке линии (Vнастр.) определяются технологами (производственной службой) следующим образом. Весь ассортимент выпускаемой продукции в соответствии с технологией производства разбивается на однородные группы. Затем производится опытный выпуск нескольких контрольных партий для каждой такой группы (с перенастройкой линии), подсчитываются потери, далее результат усредняется. Данный параметр достаточно рассчитать один раз.

Минимально необходимый уровень складского запаса по каждой ассортиментной позиции (Zмин.) задается специалистами по логистике исходя из потребности в обеспечении заказов покупателей. Показатель рассчитывается ежемесячно в период планирования продаж и производства на следующий календарный месяц.

Удельная производственная себестоимость каждой ассортиментной позиции (Спр.уд.) рассчитывается ФЭС ежемесячно по результатам предыдущего месяца. Если товар новый, то производственная себестоимость калькулируется прямым методом. Аналогично по результатам предыдущего месяца определяется удельная себестоимость хранения продукции на складе хр.уд.). За расчет этого показателя также отвечает ФЭС.

Таблица 1. Исходные данные

Показатель Обозначение Значение
План производства продукта «А» на период, т Q 200
Потери продукции при настройке линии, т V настр. 0,2
Удельные производственные затраты, тыс. руб./т С пр. уд. 45
Минимально необходимый запас продукции на складе, т Z мин. 10
Удельная себестоимость хранения продукции на складе на планируемый период, тыс. руб./т С хр. уд. 8
Допустимое превышение суммарных затрат (Ссумм.) относительно минимального значения (С ), % сумм. мин. δ 10
Прогноз ставки по кредиту на планируемый период, % σ 15

Допустимое превышение суммарных затрат (δ) определяется экспертным путем – насколько компания готова увеличить расходы, в каких пределах допустимо колебание рентабельности. Для кого-то рост себестоимости на 10% вполне приемлем, а для кого-то – критичен.

Вернемся к приведенной выше формуле расчета суммарных затрат. Если ее составные элементы выразить через объем партии выпуска, то получится следующее:

Как обосновать размер производственной партии

где Vпарт. – объем производственной партии. Подставив в выражение данные из табл. 1, получаем

Как обосновать размер производственной партии

Чтобы найти оптимальное значение производственной партии (Vпарт.оптим.), необходимо получить производную от полученной выше функции суммарных затрат (Ccумм.) и приравнять ее к нулю1.

Как обосновать размер производственной партии

отсюда Vпарт.оптим. = 15,62

Таким образом, производственная партия размером 15,62 т является оптимальной для продукции А. Подставив данное значение в формулу расчета суммарных производственных затрат (2), получим их минимальное значение (Ссумм.мин.):

Ссумм.мин. = 378,01 тыс. руб.

1 Производная функции характеризует скорость ее изменения. Значение переменной, при котором производная равна нулю, является точкой экстремума. В этой точке функция достигает максимума или минимума. - Прим. ред.

Допустимые пределы для партии

Для практического применения определение размера оптимальной партии, безусловно, полезно, но этого явно недостаточно. Производственному менеджеру гораздо важнее знать допустимый диапазон изменения партии, в пределах которого он может планировать производство. Следовательно, необходимо рассчитать, в каких рамках выпуск будет экономически оправдан. Этот диапазон устанавливается в зависимости от того, на какой рост суммарных затрат предприятие готово пойти. Предположим, что в нашем примере допустим 10%-й рост затрат (δ), тогда максимально допустимое значение суммарных затрат составит:

сумм. макс. сумм. мин. V /, (4)

Ссумм.макс. = 377,93 х (1+ 0,1) = 415,73 тыс. руб.

Исходя из найденного значения максимальных суммарных затрат можно рассчитать пределы изменения величины производственной партии: минимальное ( V парт. мин.) и максимальное ( V парт. макс) значения.

Для этого необходимо решить следующее уравнение:

Как обосновать размер производственной партии

Данное уравнение легко преобразуется в квадратное:

1800 + 7,38V2парт. + 147,5Vпарт. = 415,73Vпарт.

Решив его, получаем два значения: Vпарт.мин. = 8,88 т, Vпарт.макс. = 27,49 т. Таким образом, найден допустимый диапазон изменения размера партии продукта А – от 8,8 до 27,49 т. Полученная информация позволит планировать производство продукции в достаточно широких пределах, находя компромисс между потребностями рынка и экономической целесообразностью. Заданный диапазон допустимых изменений объема партии, как, впрочем, и ее оптимальное значение, необходимо периодически пересчитывать.

Теория на практике

Как и многие российские предприятия пищевой промышленности, компания «Петрохолод» с середины 90-х годов до настоящего времени активно увеличивала количество выпускаемых ассортиментных позиций мороженого. Часто производственные подразделения по заказу коммерческой службы вынуждены были дважды в смену перенастраивать автоматизированные линии для выпуска различных сортов продукции. Нестабильность работы высокопроизводительного оборудования отрицательно сказывалась на его надежности. При этом неизбежно росли издержки, как следствие, увеличивалась себестоимость мороженого. Таким образом, все актуальнее становился вопрос об определении оптимальной партии выпускаемой продукции.

Мнение профессионала
Александр Оловянишников, начальник экономического отдела кондитерской фабрики «Красная Звезда» (Томск)

Описанная в статье методика представляется довольно любопытной. Было бы интересно опробовать ее на своем предприятии, поскольку она дает возможность экономически обосновать оптимальный размер партии. Конечно, стоит отметить субъективность таких показателей, как «допустимое превышение суммарных затрат» и «потери продукции при переналадке». На мой взгляд, последнюю величину вообще сложно подсчитать. Ее можно выразить только через потери объема производства, возникающие во время переналадки: себестоимость недопроизведенной продукции или количество оплачиваемых часов простоя персонала.

Нашей компании удалось свести к минимуму случаи переналадки оборудования благодаря переводу большинства производственных цехов на 12-часовую рабочую смену (работа по 2 дня через 2). Также это позволило увеличить производительность смены за счет снижения удельных затрат подготовительно-заключительного времени на 1 единицу продукции (подготовка персонала к работе, настройка и запуск оборудования, промывка линии), увеличить объем производства (за счет большего количества рабочих часов в неделю). Кроме того, новый график работы был положительно воспринят рабочими, так как у них появилось 3–4 полноценных выходных дня в неделю.

Руководители производственных цехов самостоятельно определяют размеры партий, выстраивают график работы исходя из месячного плана продаж и текущих потребностей в том или ином ассортименте.

Что касается новых продуктов, для них размер первой партии, как правило, рассчитывается исходя из месячного объема продаж аналогичной продукции из той же линейки или наиболее близкой по параметрам. Здесь мелочиться не стоит, поскольку необходимо обеспечить службы продаж и маркетинга достаточным количеством новой продукции (для рекламных мероприятий и представления в максимальном количестве торговых точек). Спустя некоторое время, от нескольких недель до нескольких месяцев, можно будет говорить об оптимальной партии.

Методика расчета партии продукции, разработанная финансово-экономической службой компании, была утверждена к применению приказом генерального директора. За определение допустимых диапазонов партии отвечает ФЭС. Осуществляются они ежемесячно для каждой из производственных линий и однородной по технологии изготовления продукции. Производственный отдел обязан формировать график производства с учетом установленных диапазонов. Руководитель производственного подразделения ежемесячно утверждает график производства у генерального директора. Включение в план выпуска более мелких партий продукции обсуждается отдельно. Директору по маркетингу дается указание по анализу этих ассортиментных позиций на предмет их возможного вывода из ассортимента. В течение месяца с генеральным директором согласовываются те форс-мажорные изменения графика, которые в основном приводят к увеличению выпуска продукции сверх плана (неожиданный дополнительный заказ).

Разработанная методика используется на предприятии около двух месяцев. Говорить о повышении рентабельности еще рано, но в целом удается удерживать объем выпуска в экономически обоснованных границах. По мнению автора, данная методика будет полезна практически для любого производственного предприятия, испытывающего аналогичные трудности.

Мнение профессионала
Татьяна Барановская, финансовый директор кондитерского объединения «Любимый край» (Ленинградская обл.)

Авторская методика может быть с успехом применена на многих производственных предприятиях. Радует то, что именно финансовая служба стала инициатором определения оптимального размера производственной партии.

Продукция нашей компании характеризуется широким ассортиментом и короткими сроками хранения, поэтому наивысшим приоритетом для нас является поддержание таких минимальных остатков готовой продукции, которые были бы достаточными для исполнения заказов (оборачиваемость – 4 дня). Оптимальный размер производственной партии – второй по важности приоритет. Он выведен для каждой ассортиментной позиции опытным путем без использования каких-либо математических моделей, в зависимости от того, на какой из производственных линий планируется ее выпуск.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль