Лучше такой план…

1251
Николаев Игорь
партнер, директор департамента стратегического анализа компании «ФБК»
План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, был утвержден российским правительством 7 ноября 2008 года. Сам факт появления такого документа, безусловно, можно только приветствовать. По меньшей мере теперь появляется надежда на то, что меры противостояния финансовому кризису будут более проработанными и системными. Тем не менее не следует и переоценивать значимость данного документа.

Во-первых, План действий представляет собой не перечень необходимых решений как таковых, а план подготовки соответствующих нормативно-правовых документов. На деле это означает, что проект того или иного документа может быть подготовлен и, таким образом, соответствующий пункт Плана действий окажется выполнен. Превратится ли проект в полноценный документ или так и останется проектом, оказывается уже не важно.

Во-вторых, формулировка ряда мероприятий не отличается конкретностью. К примеру, что предполагает «совершенствование механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций», остается совершенно неясным.

В-третьих, и это уже касается не формы, а существа вопроса, предусматривается снижение ответственности субъектов хозяйственной деятельности. В этом отношении российский План действий существенно отличается от западных аналогов. Так, предлагается исключить безусловное право кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации компании. Вряд ли это оправданно, поскольку реализация подобной меры стимулирует уход от погашения долгов через реорганизацию. Снижается ответственность и при расширении возможностей для выпуска необеспеченных облигаций. Если согласиться с тем, что нынешний кризис – это кризис доверия в экономике, то вряд ли такие меры будут эффективны.

В-четвертых, усиливается госконтроль в банковской сфере. Коммерческим банкам (в том числе с госучастием), использующим различные формы господдержки, будет рекомендовано в приоритетном порядке направлять средства на поддержку определенных секторов экономики. Кроме того, усилится контроль Банка России за работой органов управления банков, получивших средства господдержки. В этих целях предлагается назначать спецпредставителей Банка России. В условиях, когда в банковский сектор направляются значительные государственные средства, усиление госконтроля, по-видимому, оправданно. Однако остается открытым вопрос о формах его осуществления. Персонифицированный контроль (институт спецпредставителей) является потенциально коррупционной мерой.

Что же касается рекомендации направлять средства на поддержку определенных секторов экономики, то в данном случае банки лишаются главного – возможности действовать исходя из экономической выгодности и надежности кредитования. Внеэкономическое принуждение (а рекомендации бизнесу со стороны властей справедливо характеризовать именно таким образом) демотивирует бизнес. От банков же в подобной ситуации вполне можно ожидать нежелания получать государственную поддержку, сопряженную с такими ограничениями.

Для отдельных секторов экономики особый интерес представляет факт их включения в перечень приоритетных. Это касается автомобиле- и сельхозмашиностроения, автоперевозок, жилищного строительства, оборонпрома, сельского хозяйства. Критерии, по которым эти области оказались в числе приоритетных, остаются не совсем понятными. По-видимому, как это бывает в российской действительности, ключевую роль в отборе сыграл лоббистский потенциал соответствующих секторов экономики. В целях стимулирования внутреннего спроса намечен целый ряд мероприятий по поддержке отечественных товаропроизводителей.

Так, должна обеспечиваться приоритетность закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам с выделением товаров массового производства, должны устанавливаться ценовые преференции (от 5 до 20%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа. Казалось бы, хорошая мера, настоящее благо для отечественных товаропроизводителей.

Однако не все так однозначно. В Декларации саммита G20 по финансовым рынкам и мировой экономике, принятой в середине ноября 2008 года в Вашингтоне, подчеркивается принципиальная «важность отказа от протекционизма и замыкания в себе в период финансовой нестабильности». Страны, подписавшие Декларацию, обязались в предстоящие 12 месяцев воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами.

Называя вещи своими именами, получим, что меры протекционистского характера российского Плана действий противоречат вашингтонской Декларации. Поэтому еще большой вопрос, стоит ли российским компаниям так уж на эти меры уповать. А вот на что стоит надеяться, так это на то, что всетаки будет задействован механизм госгарантий. Во всяком случае, надежду на это дают предложения по предоставлению в 2009 году государственных гарантий по кредитам, привлекаемым предприятиями, которые выполняют государственный заказ. Процедура предоставления государственных гарантий также должна быть упрощена.

Почему важен механизм госгарантий? Потому что нынешний кризис – это кризис доверия. Деньги в финансово-банковской сфере есть. Могут быть, конечно, проблемы с ликвидностью у отдельных банков, но в целом деньги в системе есть. Чтобы они не лежали мертвым грузом, чтобы двигались, необходимо создать дополнительные стимулы. Вот здесь-то и нужен механизм госгарантий. Так что в Плане действий, безусловно, есть полезные мероприятия. Как они будут реализованы – скоро увидим...

Таблица План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (извлечение)

Содержание мероприятия Сроки 1 Ответственные исполнители
Совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, в томчисле кредитных, посредством исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации ноябрь 2008 г. МЭРТ, Минфин, ФСФР, ЦБ РФ
Разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии и в ходе банкротства I квартал 2009 г. МЭРТ, ФСФР, Минфин, ЦБ РФ
Введение института общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации их мнений декабрь 2008 г. ФСФР, МЭРТ, Минфин
Установление ценовых преференций (от 5 до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа (до 31 декабря 2010 г.) ноябрь 2008 г. МЭРТ, Минпромторг, Минфин
Проведение мониторинга объемов средств, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики ежемесячно МЭРТ, ЦБ РФ
Упрощение процедуры предоставления государственных гарантий декабрь 2008 г. Минфин, МЭРТ
Усиление контроля ЦБ РФ за работой органов управления банков, получивших средства господдержки (назначение специального представителя Банка России) ноябрь 2008 г. Минфин, МЭРТ, ЦБ РФ
Перенос с 1 января 2010 г. ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования ноябрь 2008 г. МЭРТ, Минфин, Минэнерго
Увеличение в 2009 г. средств федерального бюджета на господдержку субъектов малого предпринимательства ноябрь 2008 г. МЭРТ, Минфин
Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении госзаказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями I квартал 2009 г. МЭРТ, ФАС
Разработка механизма рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку ноябрь 2008 г. МЭРТ, Минфин

1 Речь идет о сроках подготовки документа (проекта закона, постановления правительства или рекомендаций). – Прим. ред.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль