Экономические события

1652
Предлагаем перечень экономических событий, ранжированных по степени их значимости для бизнеса финансовыми руководителями компаний.

1. Источники конкурентных преимуществ

Качество товаров и услуг – первоочередной источник конкурентных преимуществ на рынке, считают 73% российских компаний, опрошенных компанией «Грант Торнтон»1 (рисунок). Среди наименее важных факторов отечественные бизнесмены назвали международные рыночные связи, экономию на масштабе и инновации. По мнению директора департамента корпоративных финансов «Грант Торнтон» Ивана Сапронова, это говорит о явной недальновидности российского среднего бизнеса, о его неготовности экономить на масштабе производства. Аналитики Grant Thornton International отмечают, что в целом средний бизнес в мире уделяет мало внимания управлению затратами и ценами. Если произойдет глобальный экономический кризис, компаниям все-таки придется пересмотреть свою стратегию, заняться сокращением расходов и ценовой политикой, стараясь в то же время сохранить на высоком уровне качество продуктов и услуг.

Опрос финансовых руководителей российских компаний отчасти подтвердил итоги исследования. Так, Елена Бугайцова, финансовый директор «Бразерс и компания» (Москва), отметила четыре ключевых конкурентных преимущества бизнеса, в котором она работает: качество товаров и услуг, квалификация сотрудников, ценовая политика, управление затратами. Аналогичные факторы называет и Светлана Потехина, финансовый директор компании «Аэрофлот Норд» (Архангельск), добавляя к названным преимуществам еще сильный бренд. А вот Елена Насонова, генеральный директор корпорации «Парус» (Москва), отмечает, что «конкурентоспособность современных предприятий в значительной степени зависит от разработки и использования новых идей как в производстве товаров и услуг, так и в области совершенствования систем управления. Поэтому именно инновации являются одним из приоритетных источников конкурентоспособности нашей компании».

Рисунок Наиболее значимые для компаний источники конкурентных преимуществ, %

Экономические события
Источник:
Грант Торнтон

2. Как определить размер бизнеса

Четких критериев отнесения компаний к малому или среднему бизнесу долгое время не было вовсе. Летом прошлого года был принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства»2, в соответствии с которым в качестве условий отнесения к малому или среднему бизнесу должны были использоваться численность сотрудников и выручка от реализации. Однако ясности закон не внес, поскольку в нем были названы лишь ограничения по численности: к микропредприятиям отнесли компании, в которых работает не более 15 человек, к малым и средним – до 100 и 250 соответственно. Только в июле 2008 года российское правительство установило ограничения по выручке3: микропредприятием признается бизнес с объемом выручки за год до 60 млн руб. (без учета НДС), малым – не более 400 млн руб., средним – до 1 млрд руб.

Названные критерии вызвали живую дискуссию среди финансовых директоров, которые сошлись во мнении, что они не совсем корректны. Олеся Ярковая, финансовый директор Средневолжской Логистической Компании (г. Кинель, Самарская обл.), к примеру, отмечает, что «необходимо рассматривать несколько факторов в совокупности. Так, компания на начальной стадии своего развития может иметь выручку не более 400 млн руб. в год, в то время как потенциально объем произведенной продукции (работ, услуг) может оцениваться в десятки раз больше, просто для его получения требуется завершить инвестиционный проект». Ольга Боронина, заместитель руководителя финансовой службы ГК «Анроса» (Москва), считает, что для более четкого определения масштаба бизнеса необходимо оценивать не менее трех параметров – выручка, численность, отрасль экономики. А Тимур Бирюков, заместитель генерального директора по экономике и финансам «Аэропорт Ростов-на-Дону», придерживается мнения, что «статус малого и среднего бизнеса в такой большой стране, как Россия, должен определяться отдельно каждым субъектом Федерации».

3. Где найти резервы для экономии

Российские компании не в полной мере используют существующие резервы для снижения издержек, считают в «Бейкер Тилли Русаудит». По данным исследования, проведенного компанией среди представителей среднего бизнеса, почти половина респондентов планирует величину существенных статей затрат только на один год, таким образом ограничивая себя в поиске долгосрочных способов их снижения. Сокращение персонала как один из факторов регулирования издержек рассматривают 32% опрошенных. В 30% компаний существует мотивация сотрудников на снижение стоимости приобретения ресурсов и услуг, в 26% – на сокращение неликвидов и брака, в 23% – на снижение стоимости бизнес-процессов в целом. Расходы на обслуживание внешнего долга пока еще не стали критически важной статьей затрат почти у половины опрошенных.

В Средневолжской Логистической Компании (г. Кинель, Самарская обл.), по словам ее финансового директора Олеси Ярковой, для сокращения издержек «применяется нормирование ресурсов с использованием различных методов. Опыт показывает, что резервы для сокращения можно найти всегда.

Необходимо, чтобы персонал был в этом заинтересован. В нашей компании менеджеры, ответственные за величину затрат, получают определенный процент премии от экономии (например, энергоресурсов)». Ольга Саврушева, финансовый директор компании «Бизнес Медиа Коммуникации» (Москва), отмечает, что в ее компании «контроль над расходами осуществляется в оперативном режиме, при подписании контрактов, при выборе поставщиков услуг, при пересмотре бюджетных ориентиров в течение года. У ряда ответственных за определенные направления деятельности сотрудников компании вознаграждение по результатам работы также зависит от размера произведенных расходов».

4. Сроки доставки решения налогового органа

В соответствии с Налоговым кодексом налоговая инспекция может передать решение по результатам камеральной проверки директору компании или его представителю лично под расписку, а также любым другим способом, подтверждающим факт и дату получения документа. При ответе на частный запрос в Минфине посчитали, что если решение направляется по почте заказным письмом, то датой его вручения считается шестой день со дня отправки4. Таким образом, если письмо будет доставлено позже или затеряется по дороге, у налогоплательщика не останется времени для обжалования решения.

Елена Насонова, финансовый директор корпорации «Парус» (Москва), подчеркивает: «Ни налогоплательщик, ни налоговые инспекторы не обязаны применять письменные разъяснения Минфина. Причем независимо от того, адресованы эти разъяснения конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. Опубликованные письма Минфина должны восприниматься наряду с иными публикациями специалистов в этой области, на что внимание налогоплательщиков само же министерство и обращало (например, в письме от 07.08.07 № 03-02-07/2-138)». Виктория Шаталова, финансовый директор холдинга «Веда» (Санкт-Петербург), резюмирует недовольство своих коллег: «Налицо формальный подход к решению вопроса, нежелание разбираться по существу и в причинах возникновения самой проблемы. От того, насколько четко будут прописаны в Налоговом кодексе «правила игры», будет зависеть объем разногласий налогоплательщика и налоговой инспекции»

Комментарий эксперта

Экономические событияАрсений Сеидов,
старший налоговый юрист компании Baker & McKenzie



Правильное определение даты получения решения налогового органа по результатам камеральной проверки исключительно важно для определения срока обжалования такого решения. Шестидневный срок, после которого решение, отправленное заказным письмом, считается доставленным, выбран Минфином по аналогии с другими нормами Налогового кодекса. Именно этот срок установлен ст. 69.6 НК РФ для признания полученными требований об уплате налога и ст. 100.5 НК РФ – для актов налоговой проверки.

Изложенная позиция Минфина о применении шестидневного срока к решениям о привлечении к ответственности по результатам камеральной проверки не должна негативно отразиться на добросовестных налогоплательщиках, которые не уклоняются от вручения решений и требований об уплате налога и своевременно предоставляют в налоговую инспекцию информацию об изменениях своего юридического (фактического) адреса.

Такие налогоплательщики вправе оспорить законность решения налоговых органов, если оно было доставлено с опозданием, либо сослаться на неполучение либо ненадлежащее получение решения, если оно было доставлено не по адресу или вовсе затерялось на почте, так как его несвоевременное получение либо неполучение вызвано действиями органов почтовой связи или самими налоговиками, которые не использовали имевшиеся у них возможности для надлежащей передачи документов налогоплательщику.

1 В рамках ежегодного исследования бизнеса Grant Thornton International были опрошены 250 российских компаний с количеством сотрудников от 100 до 499 человек. – Прим. ред.
2 Федеральный закон от 24.07.07 № 209-73 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – Прим. ред.
3 Постановление Правительства РФ от 22.07.08 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». – Прим. ред.
4 Письмо Минфина России от 23.07.08 № 03-02-07/1-309 «О передаче налогоплательщику решения по результатам налоговой проверки». – Прим. ред.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль