В поисках острых ощущений

2453
Каравай Екатерина
эксперт журнала «Финансовый директор»
Эффективность работы финансового директора нельзя оценивать, ориентируясь лишь на формальные критерии – сроки сдачи отчетности или достижение каких-либо показателей, считает Евгений Корнилов. Признание коллег и подчиненных не менее важно. Чтобы добиться высоких результатов, нужно верить в себя, любить свою работу и находиться в окружении единомышленников.
В поисках острых ощущений Евгений Корнилов,
главный финансовый директор X5 Retail Group



Евгений Корнилов, как и многие другие финансисты, поначалу не планировал заниматься финансами. Он учился на факультете международных экономических отношений МГИМО, изучал языки и собирался заняться внешней торговлей. «Отношение к учету, к финансам было высокомерным, из нас растили тех, кто будет делать бизнес, а не обслуживать его, – объясняет Евгений. – Но времена были перестроечные, в стране все быстро менялось, а многие судьбоносные решения принимались спонтанно. На одном из последних курсов у меня и еще нескольких студентов появилась возможность устроиться аудиторами в компанию Pricewaterhouse, которая в тот момент открывала офис в Москве. Нам тогда казалось очень необычным и интересным поработать в западной фирме, хотя мы не совсем представляли, что это за компания и чем мы там будем заниматься».

Резюме Евгения Корнилова

Евгений Корнилов родился в 1969 году. Закончил факультет международных экономических отношений МГИМО. C 1992 по 1999 годы работал в подразделении управленческого консалтинга и аудиторских услуг компании Pricewaterhouse. В 1999–2006 годах был контролером, а затем финансовым директором компании SUN Interbrew в России. В 2006 году назначен финансовым директором ТД «Перекресток», в 2007 году – заместитель главного финансового директора, директор департамента финансового планирования и отчетности X5 Retail Group, с января 2008 года – главный финансовый директор этой компании.

Разбираться в премудростях аудита Евгению пришлось по ходу дела. «Нам давали задания, мы изо всех сил старались их выполнить. Работа была в радость, хотя часто плохо понимали, чего от нас хотят, – улыбается Корнилов. – Культура западных компаний не подразумевает опеку сотрудников. Вас бросают в воду и дают возможность выплыть, при этом на берегу ждут с полотенцем. Считается, что если берешься за какой-то кусок работы, то либо знаешь, как это делать, либо спросишь. Конечно же, что-то приходилось спрашивать, а в чем-то разбираться самому. Признаю, что такая бизнес-культура мне во многом импонирует. Но если я так поступлю с сотрудниками, которые пришли ко мне сразу после института, то не уверен, что они справятся».

В начале 90-х годов аудит был мало востребован, поэтому основными клиентами Pricewaterhouse были западные фирмы, которые выходили в Россию и рассматривали возможности приобретения российских компаний. «Мы занимались тем, что, как я сейчас понимаю, называется due diligence: изучали работу предприятий, а на основании наших исследований иностранные компании принимали решения о покупке. Мои самые интересные проекты заключались именно в этом», – вспоминает Корнилов.

Через какое-то время в сфере консалтинга стало наиболее актуальным внедрение информационных систем, но, поработав на паре таких проектов, Евгений понял, что хочет заниматься чем-то другим, и решил перейти в производственную компанию. «У консультантов существует широко распространенное заблуждение, что когда ты работаешь в реальном секторе, то куришь сигары, читаешь газеты и наблюдаешь за тем, как бизнес растет, – смеется Евгений. – Однако что такое реальный бизнес, я в то время почти не представлял, а возможности, открывавшиеся передо мной в Pricewaterhouse, были слишком предсказуемыми, слишком простыми и в какой-то мере профессионально неинтересными». Но консалтинговый опыт и полученные знания полезны до сих пор. «Все чудо консалтинга в том, что он позволяет понять, что в мире бизнеса нет ничего трудного или нерешаемого, не боги горшки обжигают. Такие же простые люди, как мы, реализовывают сложные проекты и даже запускают космические корабли», – говорит Корнилов.

Компанией, которая «научила жить» и превратила в настоящего профессионала, Евгений считает Sun Interbrew, где он отвечал за внедрение международных стандартов финансовой отчетности и контроллинга, а спустя пять лет – за всю финансовую службу. При этом Корнилов уверен, что названия должностей, которые он занимает, не главное. «Важно, чтобы работа, которую ты делаешь, и результат, который ты приносишь, были нужны компании, и чтобы тебе было интересно этим заниматься, – говорит он. – Случается, что финансы рассматриваются как нечто, мешающее бизнесу. В таких компаниях, чего бы ты ни достиг, это, мягко говоря, никому не нужно. Я не считаю, что финансы должны играть первоочередную роль, мне кажется неправильным, когда они «рулят» бизнесом. Финансы важны, это кровь компании, но они не должны заменять голову».

За время работы Корнилова продажи компании Sun Interbrew выросли в 10 раз, многократно увеличилась прибыль, финансовая служба стала действовать, как хорошо отлаженный механизм. В то же время работа перестала быть столь увлекательной: «Мне гораздо приятнее строить что-то новое, чем смотреть на то, как все функционирует, это два совершенно разных режима работы. Мне вновь захотелось острых ощущений». И Евгений отправился за ними в компанию «Перекресток».

Я не считаю, что финансы должны играть первоочередную роль. Мне кажется неправильным, когда они «рулят» бизнесом. Финансы важны, это кровь компании, но они не должны заменять голову

Различий между Sun Interbrew и «Перекрестком» было, конечно же, немало, и Корнилову пришлось постигать специфику работы в ретейле: «Очень легко купить одну вещь дешево, потом продать ее дорого и заработать на этом, но достаточно сложно все время получать положительный эффект. Поэтому в торговой компании люди серьезнее воспринимают свою ответственность за результат, что мне очень импонирует».

После слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» и создания X5 Retail Group Корнилов был назначен заместителем главного финансового директора, а с нынешнего года возглавил финансовую службу объединенной компании. В составе команды топ-менеджеров ему предстоит превратить X5 в лидера российского ретейла. «Мы очень капиталоемкий бизнес, поэтому основная цель финансовой службы – привлечение финансирования для обеспечения роста компании. Не менее важная задача – поддержание ее жизнедеятельности. Мы уже приближаемся к $8 млрд продаж, через ФЭС ежедневно проходят тысячи платежей, согласовываются десятки тысяч контрактов, счетов и других документов, помимо этого, необходимо составлять различные бюджеты, контролировать расходы», – говорит Корнилов. При этом достижения финансовой службы обычно мало ценят, считает он. «Финансы – это та область, успехи которой бизнесом недооцениваются, а промахи переоцениваются. Это авгиевы конюшни, которые все время нужно расчищать».

Качество работы ФЭС во многом зависит от того, какие информационные системы она использует: «Сейчас мы ориентируемся на программные продукты мирового класса типа SAP, позволяющие поддерживать наш бурный рост». В настоящее время учет ведется в программе «1С: Предприятие 8.0», которую сумели приспособить к решению масштабных задач, и, по словам Евгения, смогли выжать из нее 120%.

Как и во многих растущих компаниях, структура финансовой службы в X5 окончательно пока не сложилась. «За время моего пребывания в компании структура поменялась уже раз пять, и сейчас мы снова думаем, как бы ее улучшить», – говорит Корнилов. Большая часть сотрудников ФЭС (400 человек) – это бухгалтеры. В компании создан централизованный сервисный центр по обработке бухгалтерских документов, в планах централизация всей бухгалтерии. Кроме того, в финансовой службе работает еще около 150 человек. Особые требования предъявляются к финансовым директорам филиалов, которые должны быть ориентированы на поддержание задач бизнеса. «Мы не ожидаем, что они окажутся большими знатоками российского учета, для этого есть бухгалтерия, – объясняет Евгений. – Финансовым руководителям нужно разбираться в управленческом учете, бюджетах и планах. Это достаточно стандартное разделение для западных компаний, и я был приятно удивлен, когда увидел такую систему здесь».

Чтобы войти в команду Корнилова, необходимо быть его единомышленником. «Для меня эмоциональная совместимость очень важна, потому что успех в решении сложных задач – заслуга команды, которая верит в то, что делает, и делает это с удовольствием. Если общаешься с человеком через силу, то как с ним работать? Профессиональные качества тоже имеют большое значение – сотрудник, который занимается бюджетированием, должен понимать, что такое бюджет, и хотя бы раз в жизни его сделать. Если же он составлял бюджет уже раз сто, разбирается во всех тонкостях, но ему стало неинтересно, то он будет скорее мешать процессу».

Оценивать эффективность своей работы Евгений Корнилов предлагает на основании отзывов директоров других подразделений, а также своих сотрудников. «Достаточно сложная психологическая задача – пойти и выслушать все, что люди о тебе думают. Но делать это нужно. Глупо думать, что если ты себя высоко ценишь, то все хорошо. Если ты в состоянии действовать таким образом, что твоя команда растет вместе с тобой, это здорово, – считает Корнилов. – Финансисты на данный момент работают не столько за зарплату, сколько за интерес, за возможность чему-то научиться».

На вопрос о своих ближайших планах Евгений Корнилов отвечает нестандартно: «Получить полное профессиональное удовольствие от новой должности». А для достижения успеха на любом поприще необходимо, в первую очередь, верить в себя: «Мы можем все, что захотим, нужно не сомневаться, а просто брать и делать».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль