Биржевые облигации: новый инструмент опробовал РБК

2395
Ордынская Ирина
ведущий редактор-эксперт журнала «Финансовый директор»
Биржевые облигации не так давно получили прописку в законодательстве о ценных бумагах1. Теперь биржи наделены правом самостоятельно регистрировать выпуски облигаций, что несколько упростило жизнь эмитентам. Первой компанией, разместившей облигационный заем по открытой подписке на торгах ММВБ, стал медиахолдинг РБК.
Биржевые облигации: новый инструмент опробовал РБКИнтервью с генеральным директором группы РБК
Юрием Ровенским

– Юрий, с какой целью вашей компании понадобилось выпускать облигации?

– Средства, которые РБК получает от выпуска биржевых облигаций, будут направлены на финансирование новых покупок и рефинансирование текущего долга компании. Поскольку около 60% EBITDA у нас традиционно приходится на вторую половину года, рефинансирование текущего долга позволит эффективно выполнить инвестиционную программу. В основном она предполагает приобретения, которые мы постараемся сделать в течение ближайших трех месяцев. Это достаточно важно, поскольку оценка приобретаемых активов в это время еще будет базироваться на показателях 2007 года. Цены на российском медиарынке растут, следовательно, инвестиционная стоимость компании, рассчитанная на основе финансовых показателей предыдущего года, будет ниже, чем оценка текущего года.

– В чем отличие биржевых облигаций от обыкновенных?

– Прежде всего этот инструмент более доступен, процедура регистрации выпуска облегчена. Чтобы провести эмиссию биржевых облигаций, не нужны ни госрегистрация, ни отчет об итогах выпуска. Часть организационной работы берет на себя биржа: она регистрирует размещение займа и уведомляет об этом Федеральную службу по финансовым рынкам. Кроме упрощенных процедур я бы отметил и невысокие финансовые затраты (таблица – Прим. ред.).

Одно из непременных условий для выпуска заключается в том, чтобы компания присутствовала в котировальном списке биржи, где размещаются бумаги, то есть чтобы ее акции уже торговались на той же площадке. Эмитент биржевых облигаций непременно должен быть открытым акционерным обществом и существовать по меньшей мере 3 года. Необходимо также иметь аудированную бухгалтерскую отчетность за 2004–2006 годы и, кроме того, финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО за те же периоды.

Наконец, срок действия биржевых облигаций составляет один год, что значительно меньше, чем традиционных. По оптимистичным прогнозам аналитиков, новый для российского рынка инструмент может не только дополнить, но даже заменить программы по выпуску векселей.

Таким образом, биржевые облигации интересны для нас прежде всего тем, что позволяют быстро привлечь необходимое финансирование.

– Были ли изменения в планах размещения займа, например перенос сроков в ходе подготовки к выпуску?

– Да. Изначально мы, как и ряд других эмитентов, планировали выпуск биржевых облигаций в конце 2007 года. Однако ситуация с ликвидностью на рынке, которая традиционно ухудшается к концу года, не была на тот момент благоприятной, поэтому мы перенесли выпуск на март 2008 года.

Справка о компании

ОАО «РБК – Информационные системы» – российский медиахолдинг (информационное агентство, бизнес-телевидение, электронные газеты, печатные СМИ, маркетинговые коммуникации) – зарегистрировано в 2000 году. Выручка по итогам 2007 года по данным управленческой отчетности достигла $193 млн, EBITDA – $24–26 млн. Торги акциями РБК начались на ММВБ в 2002 году, когда компания первой среди российских осуществила публичное размещение. Заявлено к размещению 1,5 млрд руб. В ходе аукциона поступило 86 заявок от отечественных и иностранных инвесторов на общую сумму 2,373 млрд руб., что составило 159% от объема выпуска. Ставка купона – 12,25% годовых. Дата размещения – 25 марта 2008 года, биржа – ММВБ. Организатор сделки – Альфа-Банк.

– Несколько слов о процедуре подготовки: что пришлось сделать, какие стадии пройти?

– Для регистрации биржевых облигаций компания должна выбрать одну из тех бирж, на которых у нее имеется листинг. Мы размещали облигации на ММВБ.

Одним из самых трудоемких этапов эмиссии является подготовка проспекта ценных бумаг и решения об их выпуске. Мы готовили эти документы совместно с Альфа-Банком, который и согласовывал эти документы с ММВБ, где размещались. После регистрации на бирже проспекта и решения о выпуске ценных бумаг биржевые облигации допускаются к торгам.

Закон о ценных бумагах требует, чтобы сертификаты биржевых облигаций непременно хранились в депозитарии, осуществляющем операции по итогам сделок с биржевыми облигациями. Для того чтобы размещение биржевых облигаций стало возможно, мы заключили договор с Национальным депозитарным центром, который принял на учет наши ценные бумаги. И, кроме того, открыли брокерский счет в АльфаБанке, на который поступали средства от размещения облигаций.

Согласно существующим правилам компания должна раскрыть информацию обо всех этапах эмиссии. Сообщения об этом публиковались в СМИ и на сайте компании. Мы информировали деловое сообщество о принятии решения о выпуске облигаций, об утверждении решения и проспекта ценных бумаг, о допуске биржевых облигаций к торгам, о дате начала размещения (за 5 дней до того, как оно состоялось), в день размещения, кроме того, сообщали об утверждении ставки купонного дохода и завершении размещения.

Таблица Размер вознаграждения за допуск биржевых облигаций к торгам на ММВБ

Объем выпуска Порядок расчета размера оплаты (без учета НДС)
До 120 млн руб. 0,05% от объема выпуска
От 120 млн руб. до 1 млрд руб. 60 000 руб. + 0,005% от размера превышения объема выпуска над 120 млн руб.
Свыше 1 млрд руб. 104 000 руб. + 0,0025% от размера превышения объема выпуска над 1 млрд руб., но не более 150 000 руб.

Источник: ММВБ

– Как вы оцениваете итоги размещения?

Спрос на наши облигации со стороны инвесторов значительно превысил заявленный объем выпуска. Благодаря этому в ходе аукциона ставку купона удалось снизить с предполагаемых 12,5 до 12,25%. Кроме того, за счет использования схемы хеджирования с помощью валютного форварда ставка по долгу в долларах США составила около 9% годовых, что на сегодняшний день практически недостижимо на международном рынке.

Хотелось бы отметить, что выпуск биржевых облигаций РБК вызвал высокий интерес не только среди российских банков – основных участников долгового рынка. В первый раз с начала кризиса в августе 2007 года в аукционе по размещению участвовали иностранные инвесторы, наблюдался умеренный спрос и со стороны региональных инвесторов (в основном из Северо-Западного региона).

– Что вы могли бы порекомендовать другим компаниям, которые планируют выпуск облигаций?

– Я не буду оригинальным и хочу пожелать компаниям, которые решатся на выпуск биржевых облигаций, главного – успеха в этом непростом деле. Этот инструмент для рынка не только новый, на мой взгляд, он очень интересный и перспективный.

Подводя итоги

Биржевые облигации: новый инструмент опробовал РБКИнтервью с директором по работе на долговом рынке капитала Альфа-Банка Александром Кузнецовым

– Может ли компания увеличить объем займа, если спрос – как в случае с выпуском облигаций РБК – превышает предложение?

– К сожалению, этого сделать нельзя. Если бы речь шла о евробондах, то варьировать объем выпуска было бы возможно. А наше законодательство этого не позволяет. У РБК был зарегистрирован выпуск в объеме 1,5 млрд руб., значит, больше компания продать не могла, только меньше. Что произошло на самом деле? Инвесторы выставили на аукцион заявки, указав в них ту процентную ставку, которая их устраивала: один выставил доходность 12, другой – 12,25, третий – 12,5%. Общий спрос по всем инвесторам превысил предлагаемый объем в полтора раза. Потому эмитенту и удалось в итоге снизить процентную ставку до 12,25% с первоначальных 12,5%.

– Следует ли считать размер процентного платежа по облигациям РБК выгодным, размещение займа удачным?

– Скорее, да. Ведь настоящих рыночных размещений не было довольно давно. А здесь мы наблюдали настоящий аукцион. Облигации начали торговаться на следующий же день, котировка немного подросла, но не более чем на 0,2–0,3 процентных пункта. Это значит, что цена для бумаг изначально была сформирована правильно. Кроме того, все относительно. До кризиса средние по рынку ставки были на несколько процентов ниже, чем сейчас. Если бы мы размещались в августе 2007-го, можно было бы рассчитывать на 9–9,5%. Но ни к размещениям, ни к торгам сослагательное наклонение, увы, не применяется.

– Какие преимущества получает РБК от заключения форвардного контракта на валюту?

– Все довольно просто. В чем вообще суть валютного форвардного контракта? Занимая один доллар сейчас по текущему курсу 23,5 руб., вы заключаете соглашение на его продажу через год, и вам за него дают уже 24,5 руб. Это индикативный курс на конец года. Весь заем компания РБК проконвертировала в валюту и продала эту валюту на форварде по курсу на рубль дороже. Заняв в рублях под 12,25%, с учетом текущего форвардного курса доллара РБК фактически занял под 9%.

Дело в том, что существует определенный перекос. На текущем валютном рынке доллар устойчиво падает, предложение превышает спрос валюты со стороны экспортеров. На форвардном рынке, рынке будущих контрактов, все наоборот. Многие иностранные инвесторы, пришедшие в Россию в разное время, проинвестировали в экономику в рублях. Намереваясь, к примеру, получить свои деньги через год, они предпочитают зафиксировать свой финансовый результат в валюте. Отсюда их готовность покупать валюту на форварде. Но на форвардном рынке никто валюту по курсу 23,5 руб. не предлагает, ведь покупателей больше, чем продавцов. Вот на этих перекосах рынка фактически и сыграл РБК. Подчеркну, что этому способствовала и уникальная ситуация на рынке.

– В чем заключается интерес инвесторов, которые приобрели биржевые облигации РБК, ведь объем займа не так уж велик, что отчасти ограничивает его ликвидность?

– Если говорить об РБК, то, по сути, их бумаги ничем не отличаются от обычных облигаций с годовой офертой. Инвесторам может быть интересно то, что бумага выходит на вторичные торги уже на следующий после размещения день. Это не свойственно обычным облигациям, по которым нужно регистрировать отчет об итогах выпуска. Значит, придется собирать совет директоров, принимать на нем решение о регистрации итогов размещения, направлять документы в ФСФР, дожидаться решения, подготовить нотариальные копии всех документов и пр. На все про все – от полутора до двух месяцев. Инвестор, который покупает на первичном рынке обычные облигации, «морозит» деньги на те же полтора месяца. Иногда это высокий риск. Так, летом 2007 года те, кто приобрел ценные бумаги, не могли их продать, несмотря на то что ситуация ухудшалась. А с биржевыми облигациями все события происходят на бирже: она и регистрирует выпуск, и допускает облигации к торгам. Деньги инвесторов не «провисают».

– Каковы перспективы у биржевых облигаций?

– Полагаю, этот инструмент оживит рынок. Кризисы закончатся, рынок классических облигаций начнет удлиняться, поскольку компаниям выгоднее одалживаться на более длительный срок. Образуется два сегмента долгового рынка: со сроками до года, который заполнят биржевые облигации, и с более длительными офертами, свыше года. Это удобно, поскольку компания всегда при необходимости сможет пойти более простым путем.

Если обратиться к американскому рынку, то там коммерческие бумаги имеют средний срок погашения 14 дней, поскольку предложение очень велико, более сотни эмиссий в день. К примеру, казначей компании понимает, что у него есть свободные «короткие» деньги, остатки на счетах – почему бы не заработать небольшой процент? Другая категория инвесторов – крупные игроки, это фонды, подобные нашим ПИФам. Их вкладчики могут принять решение об изъятии денег в любой момент, поэтому часть вложений фонды держат в виде эдакой «ликвидной подушки». А в России сейчас фонды на тот же случай размещают средства только на депозитах.

Отмечу, что в Европе у коммерческих бумаг сроки несколько длиннее, чем в США, около месяца. Первые же в России биржевые облигации разместились сроком на 1 год. Думаю, что срок заимствования для таких инструментов будет неизбежно сокращаться.

1 Федеральный закон от 27.07.06 № 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». – Прим. ред.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль