Правовые и налоговые аспекты концессий

7612
Государственно-частное партнерство – достаточно модная тема в деловых кругах. Однако до недавнего времени дальше ее обсуждения дело не шло, поскольку не были разработаны механизмы практической реализации. Одним из таких механизмов являются концессионные соглашения.

Содержание договора концессии

В России в августе 2005 года начал действовать Федеральный закон от 21.07.05 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению частный инвестор (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать недвижимое имущество (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать государству (концеденту).

Концессионер также обязуется осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент для осуществления указанной деятельности обязуется за определенную плату предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения на срок, установленный соглашением. Договор концессии заключается по итогам конкурса (п. 1 ст. 13, гл. 3 Закона № 115-ФЗ. – Прим. ред.).

В концессионном соглашении содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. В частности, просматриваются положения договора подряда (в отношении строительства или реконструкции), договора аренды (поскольку концессионер берет на себя обязательство не только построить, но и эксплуатировать объект, и содержать его в технически пригодном состоянии весь период действия соглашения) и т.д.

Основными составляющими договора концессии являются:

  • участники концессионного соглашения, где на стороне концессионера может выступать как одна, так и несколько организаций;
  • объект концессионного соглашения, подлежащий строительству или реконструкции;
  • срок строительства объекта концессии и срок его эксплуатации (должен быть достаточным для окупаемости вложений концессионера. Как правило, концессионное соглашение заключается на 20–50 лет);
  • права и обязанности сторон;
  • право концедента на осуществление контроля за соблюдением концессионером сроков создания (реконструкции) объекта, осуществления инвестиций и других условий договора;
  • ответственность партнеров за качество объекта и за неисполнение обязательств по договору;
  • плата по договору, вносимая концессионером в течение всего срока (отдельных периодов) использования (эксплуатации) объекта соглашения. Она может быть установлена в форме фиксированных платежей, вносимых в бюджет соответствующего уровня, в форме доли продукции (доходов), полученной концессионером в ходе реализации соглашения и т.д.

Неотъемлемой частью концессионного соглашения в российской практике является договор аренды на участок земли, зарезервированный или отчужденный для строительства. При этом прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды (ст. 11 Закона № 115-ФЗ. – Прим. ред.).

Личный опыт
Андрей Колесников, заместитель генерального директора по экономике и финансам «Алыкель – Аэропорт «Норильск»

Концессионные соглашения имеют огромные перспективы реализации в аэропортовой деятельности, ведь все аэродромы федерального значения не подлежат приватизации и находятся в собственности государства. Зачастую у федеральных властей нет средств на восстановление, содержание и модернизацию аэродромов: взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и т.д.

Примером может служить аэропорт федерального значения «Норильск» – субъект естественной монополии. После процедуры банкротства ГУП «Норильское авиапредприятие» в 2002 году было образовано ЗАО «Алыкель», которое получило в пользование все имущество, бывшее в государственной собственности. Причем все активы были в крайне изношенном состоянии, что могло привести к закрытию аэропорта.

Вместе с тем в развитие аэропорта ни государство, ни бизнес не вкладывали средства (последний – из-за отсутствия гарантии сохранности своих вложений). Поэтому новому собственнику (ГМК «Норильский никель») пришлось самостоятельно инвестировать огромные средства в модернизацию и реконструкцию комплекса, на сегодняшний день эти работы в стадии завершения. Если бы на момент банкротства механизм концессии был закреплен в нормативных и правовых актах, то государственно-частное партнерство позволило бы провести реконструкцию аэропорта гораздо быстрее, с меньшими затратами для собственника и наилучшими условиями для пассажиров.

Определенности по поводу прав и обязанностей аэропортов при использовании государственного имущества – взлетно-посадочных полос и других ключевых активов – нет, кстати, до сих пор. А концессии в этом секторе просто необходимы. Сроки соглашений должны быть достаточно продолжительными, условия договора – подробными и не дающими сторонам возможности менять правила по ходу игры.

Права на объект концессии

Ввод в эксплуатацию созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения осуществляется концессионером на основании соответствующего разрешения. Этот документ удостоверяет, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт произведены в полном объеме, в соответствии с градостроительным планом и проектной документацией. Чтобы получить данное разрешение, застройщик подает заявление в тот же орган исполнительной власти (федеральный, субъекта РФ или местного управления), который выдал разрешение на строительство.

В течение десяти дней со дня подачи заявления должна быть проведена проверка документов (права на земельный участок, градостроительный план, акт приемки объекта капитального строительства и т.д.), осмотр объекта. После этого заявитель получает либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо отказ (п. 14 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

В концессионном соглашении содержатся элементы различных договоров

Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера созданным объектом проводится одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на этот объект.

Мнение эксперта
Елена Жукова, ведущий юрисконсульт «ФБК-Право» (Москва)

Реальная возможность для заключения договоров концессии фактически появилась только в конце 2006 – начале 2007 года, когда правительством были утверждены типовые формы концессионных соглашений.

С правовой точки зрения концессионное соглашение представляет собой специфический договор, совмещающий в себе элементы аренды и подряда. При этом следует отметить, что в Законе № 115-ФЗ присутствует императивный уклон в сторону защиты преимущественно государственных интересов, что, очевидно, не слишком интересно частному инвестору.

В законе отсутствует полноценный механизм распределения потенциальных рисков между государством (концедентом) и частным инвестором (концессионером). Приведем простой пример: нарушение концессионером условий непрерывности деятельности без согласия концедента является основанием для расторжения концессионного соглашения в судебном порядке.

Вместе с тем наличие административного ресурса у конце-дента создает серьезные риски злоупотреблений с его стороны, что ставит частного инвестора в неравные условия с государством. Ведь вполне вероятна ситуация, когда концессионер не выполнит условие непрерывности деятельности не по своей вине, а по инициативе государства, например в случае временного приостановления лицензии по формальной причине или необоснованного налогового преследования.

Более того, в Законе № 115-ФЗ не решен вопрос возмещения концессионеру произведенных им инвестиций в случае досрочного расторжения договора по инициативе концедента. Еще одним недостатком правового регулирования концессионных отношений является отсутствие по истечении срока действия концессионного соглашения преимущественного права добросовестного концессионера заключать новый договор на пользование созданным (реконструированным) имуществом.

К плюсам Закона № 115-ФЗ следует отнести прежде всего комплексность регулирования: основные параметры реализации инвестиционного проекта на условиях концессии консолидированы в едином договоре. Решены вопросы организации земельных отношений в рамках концессии, обоснования сроков действия договора концессии.

Каких-либо дополнительных прав или гарантий частным инвесторам договор концессии не предоставляет. Cкорее накладывает на них более существенные обязательства и риски по сравнению, например, с обычными договорами аренды. Неоспоримым преимуществом концессии является лишь удобство такой формы взаимоотношений благодаря комплексности.

Налогообложение концессий

Рассмотрим налоговые аспекты учета операций, осуществляемых инвестором для реализации концессионного соглашения.

Амортизация

Имущество, полученное организацией по концессионному соглашению, подлежит амортизации в течение срока действия соглашения (п. 1 ст. 256 НК РФ). При формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль концессионер, не являясь собственником имущества, полученного по договору концессии, имеет право относить на расходы не только концессионную плату за право владения и пользования объектом договора (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), но и сумму амортизации, начисленной на имущество в течение срока действия соглашения (подп. 3 п. 2 ст. 253, статьи 256–259 НК РФ. – Прим. ред.)1. В состав расходов отчетного (налогового) периода концессионер вправе включить капитальные вложения в объект концессии в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

Статьей 256 НК РФ также установлено, что амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя. В этом случае порядок амортизации объектов основных средств определяется положениями ст. 258 Кодекса:

  • капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются последним;
  • капитальные вложения, произведенные с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. Суммы амортизации рассчитываются с учетом срока полезного использования арендованных объектов, определяемого в соответствии с Классификацией основных средств2.

Налог на имущество

Имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств, облагается налогом на имущество (подп. 1 ст. 374 НК РФ). Вместе с тем концессионер учитывает объект концессионного соглашения на отдельном балансе, который ведет в связи с исполнением обязательств по соглашению (п. 16 ст. 3 Закона № 115-ФЗ. – Прим. ред.). Таким образом, он не уплачивает налог на имущество, полученное им по концессионному соглашению3.

Зарубежный опыт применения концессии

Можно выделить несколько основных схем исполнения концессионных соглашений, используемых за рубежом.

ВTO (Build, Transfer, Operate – строительство, передача, управление) – объект после завершения строительства передается в собственность государству, а потом в управление концес сионеру.

BOT (Build, Operate and Transfer – строительство, управление, передача) – концессионер финансирует, строит, владеет и управляет инфраструктурным объектом в течение ограниченного срока (например, 30 лет). По завершении этого периода объект передается государству без всякой компенсации.

ROT (Rehabilitate, Own and Transfer – реконструкция, владение, передача), который предполагает, что объект передается концессионеру лишь для реконструкции, а не для строительства.

BOO (Build, Own and Operate – строительство, владение, управление) – компания финансирует и строит объект инфраструктуры, который находится в ее собственности и управлении неограниченное время. Вариацией такого типа соглашения является BOOT (Build, Own, Operate and Transfer – строительство, владение, управление, передача), когда срок владения и эксплуатации объекта строго оговорен.

BLT (Build, Lease and Transfer – строительство, эксплуатация по соглашению о долгосрочной аренде, передача государству) – частный сектор осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, а государство управляет им.

Налог на добавленную стоимость

Российское законодательство не предусматривает особого порядка обложения НДС операций, связанных с реализацией концессионного соглашения. В связи с этим возникает ряд проблем.

Мнение эксперта
Кирилл Викулов, юрист международной юридической фирмы Baker & McKenzie

Один из сложных вопросов – необходимость уплаты НДС при передаче объекта концессионного соглашения концеденту. Формально налоговые органы могут занять позицию, что безвозмездная передача имущества с неотделимыми улучшениями государственному органу является реализацией для целей взимания НДС. Тогда концессионер выступает в качестве плательщика НДС и обязан внести в бюджет налог по ставке 18/118 от общей стоимости произведенных улучшений. В этом случае будут фактически применяться нормы, действующие в отношении договоров аренды. Такой подход налоговых органов может негативно отразиться на экономической привлекательности концессионных соглашений.

Вместе с тем, учитывая, что частные инвесторы будут фактически действовать в интересах государства, можно провести аналогию с доверительным управлением. К сожалению, налоговые органы до сих пор не дали никаких разъяснений по данным вопросам. По моему мнению, наличие или отсутствие обязанности по уплате НДС концессионером необходимо определять на основании текста самого концессионного соглашения.

Кроме того, концессионер, действующий в сфере ЖКХ, может быть поставлен в неравные условия с муниципальными предприятиями. Во-первых, частный инвестор не является получателем государственных субсидий. Во-вторых, российское законодательство освобождает от уплаты НДС муниципальные организации, обслуживающие жилой фонд, но эта льгота не распространяется на частные компании.

Таким образом, муниципальные органы имеют возможность устанавливать тарифы на услуги ЖКХ на 18% ниже частных компаний. В подобной ситуации следовало бы дополнительно стимулировать бизнес через систему налоговых кредитов и отсрочек до того момента, как инвестиции начнут окупаться.

Виталий Можаровский, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

В настоящее время в стране не заключено ни одного крупного концессионного соглашения, есть только проекты. Вероятно, это связано с тем, что у бизнеса все еще нет уверенности в завтрашнем дне, в том, что государство будет действовать последовательно, а значит, в длительности существования проектов.

Вместе с тем у механизма концессии есть и определенные преимущества: большая устойчивость отношений, чем при аренде, владение объектом, возможность его эксплуатировать, извлекать прибыль по своему усмотрению.

Полагаю, что стимулом к развитию и распространению концессионных отношений в нашей стране станут зимние Олимпийские игры-2014. Для проведения Олимпиады в Сочи предстоит возвести множество объектов, это огромные инвестиции, и профинансировать все проекты только за счет бюджетных средств без привлечения частного капитала будет довольно сложно.

Кроме того, строительство олимпийских объектов надо провести в строго определенные сроки, а значит, и власть, и бизнес будут мотивированы на взаимовыгодное сотрудничество, а следовательно, и на скорейшее достижение договоренностей.

Будущее концессий в России

Концессия представляется перспективной формой государственно-частного партнерства. Она позволяет сбалансировать финансовые возможности бизнеса (концессионеров) и контроль за соблюдением условий концессионного соглашения со стороны государства (концедента) с последующим возвратом объекта концессии концеденту. Кроме того, в настоящее время в России наблюдается рост заинтересованности самих инвесторов в развитии механизма концессии.

Исходя из мирового опыта, основными сферами применения концессии в России могут стать строительство платных автомобильных трасс, железных дорог, развитие городского пассажирского транспорта. Так, в Европе концессии широко используются при строительстве платных дорог, мостов и тоннелей. В Мексике, Корее, Индонезии 100% магистралей построено и эксплуатируется на концессионной основе, более половины магистралей находятся в концессиях в Японии, Франции, Аргентине, Италии, Малайзии и ЮАР. Кроме того, концессия может оказаться наилучшим вариантом при сооружении морских терминалов и других объектов водной инфраструктуры, развитии коммунального хозяйства и информационных технологий.

1 Также об этом см. письма Минфина России от 24.10.05 № 03-03-04/1/287, от 07.09.07 № 03-03-05/231. – Примеч. редакции.
2 Утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
3 Письмо Минфина России от 19.01.06 № 03-06-01-04/06. – Прим. ред.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль