Законодательные основы коллекторской деятельности

7846
Александрович Артур
генеральный директор ООО «Долговое агентство «Пристав»
Коллекторская деятельность появилась в России относительно недавно: профессиональный характер она приобрела с развитием рынка кредитования. Сегодня количество коллекторов на рынке продолжает увеличиваться. В связи с этим назрела необходимость законодательного регулирования их деятельности.

В настоящее время коллекторские агентства в своей работе руководствуются общими положениями гражданского законодательства, которые не могут учесть всех особенностей их деятельности. Так, например, в настоящее время в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) (принят постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.01 № 454-ст) упоминаний о коллекторской деятельности просто нет. Получается, что фактически экономическая деятельность есть, а юридически она отсутствует. И этот разрыв между практикой и правом необходимо ликвидировать.

Нормальная деятельность коллекторских агентств невозможна без  информационного обеспечения. Таким образом, требуется подтвердить, что передача кредитором информации о заемщике и своих правоотношениях с ним не является нарушением Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федерального Закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Еще одной проблемой для коллекторских агентств является невозможность передавать и получать информацию в бюро кредитных историй. Федеральный закон от 30.12.04 № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее – Закон № 218-ФЗ) устанавливает, что такое право с согласия заемщика есть только у лиц, которые заключили или намереваются заключить с ним договор кредита или займа (статьи 5, 6 Закона № 218-ФЗ. – Примеч. редакции). Коллекторские агентства не относятся ни к тем, ни к другим.

В итоге заемщик, переданный в коллекторское агентство, выпадает из поля зрения бюро кредитных историй, для пользователей кредитных историй судьба выданного ему займа или кредита неизвестна. Как следствие, Закон № 218-ФЗ в случае с такими заемщиками не отвечает целям, для которых он был принят.

С другой стороны, коллекторское агентство изначально оказывается в проигрышной ситуации в отношениях с кредитором, т.к. коллектор не может оценить риски, связанные с работой с таким должником. С учетом изложенного представляется, что коллекторские агентства необходимо включить в состав лиц, имеющих право передавать и получать в бюро кредитных историй информацию о заемщиках.

И это лишь часть проблем, которые требуют оперативного решения. В данной ситуации речь идет уже о настоятельной необходимости законодательного регулирования коллекторской деятельности. Оно может быть обеспечено различными способами. Один из них – принятие отдельного федерального закона.

Другой – включение норм о коллекторской деятельности в иной федеральный закон или законопроект. В настоящее время уже сделана попытка реализовать на практике второй путь – положения о коллекторской деятельности включены в проект Федерального закона «О потребительском кредите», подготовленный Комитетом по банковскому законодательству Ассоциации региональных банков России.

Указанный законопроект содержит легальное (RE: может быть – официальное?) определение коллекторской деятельности, устанавливает ее правовые основы, регулирует взаимоотношения коллекторского агентства и должника. А также закрепляет право банка привлекать коллекторское агентство для взыскания задолженности, уступая ему право требования к заемщику и т.д.

Но этого явно недостаточно. И тому есть несколько причин.

Во-первых, законопроект «О потребительском кредите» освещает вопросы, связанные только с кредитованием граждан, а коллекторы работают и с юридическими лицами. Во-вторых, коллекторская деятельность не ограничивается возвратом долгов по кредитам: коллекторы работают и по задолженностям других видов возмездных договоров.

Кроме того, в предложенном законопроекте отсутствует комплексность правового регулирования: в целом коллекторским агентствам посвящено лишь две статьи, а в остальных положениях этого документа нормы, касающиеся коллекторских агентств, встречаются скорее случайно, чем закономерно. Также не определен и статус лиц, занимающихся коллекторской деятельностью.

В такой ситуации принятие отдельного закона о коллекторской деятельности следует рассматривать не как возможность, а уже как необходимость. В этом нормативном акте надо четко определить статус лиц, имеющих право заниматься коллекторской деятельностью. Также следует ввести ряд законодательных ограничений на занятие этим видом деятельности.

Способы могут быть разные: лицензирование, установление минимальной величины уставного капитала для организаций, занимающихся коллекторской деятельностью, наделение коллекторских агентств специальной правосубъектностью (право заниматься определенными видами деятельности), страхование профессиональной ответственности коллекторов и т.д.

Также стоит рассмотреть вопрос о возможности возмещения за счет заемщика расходов кредитора на взыскание задолженности. Фактически речь идет о затратах, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, то есть об убытках кредитора (ст. 15 ГК РФ).

Единственный вопрос, который возникает в такой ситуации: оправданны ли подобные расходы кредитора? Ведь теоретически он может взыскивать долги самостоятельно, не привлекая коллекторское агентство. Ответ на этот вопрос прост: если закон даст кредитору право обращаться в коллекторское агентство, то фактически такое обращение будет относиться к способам защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Соответственно, связанные с этим затраты будут являться убытками кредитора.

В заключение отметим, что перечень положений, которые следует включить в закон о коллекторской деятельности, не ограничивается вышеназванными аспектами. Но даже обозначенные здесь проблемы свидетельствуют о том, что необходимость принятия такого закона назрела. Его появление может внести существенный вклад в развитие коллекторской деятельности, определить ее правовые рамки и повлиять на повышение профессионализма работающих на рынке коллекторских агентств.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль