Кто вас контролирует в России

2075
Селезнева Яна
адвокат, Международная консалтинговая компания G.S.L. Law & Consulting
В России внутреннее регулирование, касающееся проблемы уклонения от уплаты налогов посредством использования офшоров, осуществляется рядом государственных органов. И, несмотря на общие цели, у каждого из них есть свои функции и методы работы в этом направлении.

Президент и Правительство РФ

Президент России еще в 2005 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил о необходимости стимулирования прихода накопленных гражданами капиталов в национальную экономику. И предложил легализовать такие средства: предоставить возможность вернуть их из офшорных территорий, заплатив при этом 13% подоходного налога и внеся соответствующие суммы на счета в российских банках.

Как следствие, 30 декабря 2006 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 13.12.06 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (далее – Закон № 269-ФЗ). Данный документ вступил в силу 1 марта 2007 года и предоставил налогоплательщикам возможность до 1 января 2008 года задекларировать свои доходы, полученные до 1 января 2006 года. (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона № 269-ФЗ).

Федеральная налоговая служба России

Налоговая служба в 2002 году составила список безналоговых и низконалоговых территорий. Он состоял из двух групп государств: страны, с которыми у России отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения, и офшорные зоны (письмо МНС РФ от 27.03.02 № ФС-6-26/360). Не трудно догадаться, что список был составлен с целью контроля сделок, заключенных с контрагентами из этих стран, и, как следствие,    полноты удержания налогов.

С момента издания этого документа ситуация изменилась: у России был заключен ряд новых соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако,  «на бумаге» перечень государств, с которыми у Российской Федерации нет подобных договоров, остался прежним.

Орган валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование и контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Органом валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) (постановление Правительства РФ от 15.06.04 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»). Росфиннадзор может проводить плановые проверки, а также может заинтересоваться компанией «по доносу»  агентов валютного контроля.

Согласно п. 3 ст. 22 Закона № 173-ФЗ, агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, таможенные и налоговые органы. Они, в частности, проверяют осуществление валютных операций по сделкам между российскими и иностранными организациями. Кроме того, при подозрении в нарушении валютного законодательства вышеупомянутые агенты  передают информацию о нарушителе органу валютного контроля (п. 9 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Например, если речь идет о компании, то такими данными будут: наименование, ИНН, место регистрации, содержание нарушения и т.д.

Отметим, что Росфиннадзор обладает полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ), а также может инициировать возбуждение уголовного дела в отношении руководителя организации (ст. 193 УК РФ).

Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ)

Данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и находится в ведении Министерства финансов РФ (постановление Правительства РФ от 23.06.04 № 307 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу»).  Основным нормативным актом в рассматриваемой области является Федеральный закон от 07.08.01  № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ). Так, например, согласно этому документу, обязательному контролю подлежат операции, сумма которых равна или превышает 600 тыс. руб. (либо эквивалентную сумму в иностранной валюте). В частности, эта норма распространяется  на операции по зачислению или переводу на счет денежных средств, предоставлению или получению кредитов (займов), если одной из сторон является резидент страны, которая не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Кроме того, согласно ст. 8 Закона № 115-ФЗ, при наличии подозрений, что сделка связана с отмыванием доходов, ФСФМ направляет соответствующую информацию по ней в правоохранительные органы. Также при получении от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (банки, страховые, лизинговые компании и т.д.), данных о приостановлении ими сомнительных операций, ФСФМ может проводить по таким сделкам предварительную проверку информации. Если она будет признана обоснованной, то ФСФМ издает постановление о приостановлении проверяемых операций на срок до пяти рабочих дней. Данные о них также направляются в правоохранительные органы.

Центральный банк России

Банк России тоже озабочен проблемой вывода российских капиталов за рубеж. Так  еще в 1999 году он  начал составлять списки оффшорных зон (указание ЦБ РФ от 12.02.99 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»). Как следствие, при установлении отношений, заключении контрактов с резидентами этих территорий банкам предписывалось уделять пристальное внимание подобным сделкам, осуществлять дополнительный контроль, запрашивать вспомогательные документы, а также предоставлять в Банк России информацию о валютных операциях по таким договорам. В настоящее время данный документ еще действует, но сами списки отменены (указание ЦБ РФ от 12.09.03 № 1330-У «Об упорядочении отдельных нормативных актов Банка России»).

На сегодняшний день у ЦБ РФ остался единственный список государств, предоставляющих льготный налоговый режим (указание ЦБ РФ от 07.08.03 № 1317-У). Он касается уже корреспондентских отношений российских резидентных банков с банками этих государств.

Кроме того, Банк России утвердил Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (письмо ЦБ РФ от 13.07.05 № 99-Т, применяется до 1 января 2009 года). В них, в частности, установлены дополнительные признаки повышенной степени риска совершения клиентом банка операций по отмыванию доходов: туристическая деятельность, реализация предметов искусства. Также в вышеупомянутых Методических рекомендациях были определены основные критерии выявления операций по отмыванию доходов и признаки необычности сделок: контрагентом клиента  банка является резидент территории с низконалоговым режимом, получателем товаров, денег выступает нерезидент, который по договору не является контрагентом клиента банка, и т.д.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль