«Финансовый директор должен уметь общаться с людьми»

3230
Чернецкая Анна
главный редактор журнала "Финансовый директор"
Как правило, будущие финансовые директора получают либо финансово-экономическое, либо техническое образование. Елена Шишкина начала свой путь в финансовые руководители с… лингвистики. Однако такой нетрадиционный старт карьеры не помешал Елене реализовать ряд инновационных методик в российской компании, а затем стать CFO крупной международной корпорации.
«Финансовый директор должен уметь общаться с людьми»Елена Шишкина,
CFO компании SAP СНГ

– Елена, финансовые директора с гуманитарным образованием – большая редкость. Что же привело Вас в финансы?

– Я никогда не была стопроцентным гуманитарием: мне одинаково хорошо давались и гуманитарные, и точные науки. Но больше всего мне нравились языки, поэтому мое первое образование – лингвистическое. Я всегда воспринимала первое образование как некую базу, на основе которой можно строить свою дальнейшую карьеру. Уже позже я поняла, что финансы – это та сфера, которая может быть мне интересна в плане развития карьеры. Именно поэтому я получила второе высшее экономическое образование, а затем и степень МВА в области финансов и риск-менеджмента University of Durham Business School в Великобритании.

– Вы стали финансовым руководителем именно после получения МВА?

– Да, через некоторое время после получения MBA меня пригласили в «АСБ-Рейтинг», где я ранее работала в отделе маркетинга, на должность финансового директора. Передо мной поставили задачу привнести в компанию современные западные технологии, что дало возможность применить на практике знания, полученные в бизнес-школе, и реализовать себя в профессии.

– Трудно ли было возглавить ФЭС, не имея опыта руководящей работы? С чего Вы начали?

– Небольшой управленческий опыт у меня уже был. В «АСБ-рейтинге» мне было не столь сложно, поскольку я уже знала и компанию, и сотрудников, хотя компания за два года моего отсутствия выросла в четыре раза. Кроме того, там была очень сильные финансисты.

В первое время я пыталась разобраться, как организована работа ФЭС, что хорошо, а что не очень, какие болевые точки нужно быстро устранять. Кроме того, акционеры наметили ориентиры. Во-первых, необходимо было оптимизировать процесс бюджетирования: сократить количество итераций утверждения бюджетов и повысить качество информации, которая выносится на собрание акционеров.

Во-вторых, нужно было внедрить новые технологии и методики, и я анализировала деятельность компании с точки зрения того, что уже несовременно или не отвечает требованиям динамичного роста, что можно изменить и улучшить.

Справка

Елена Шишкина родилась в 1973 году в Нижнем Новгороде. В 1995 году окончила Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова по специальности «Английский и немецкий языки»; в 1998 году – Московский институт современного бизнеса по специальности «Мировая экономика». В 2001 году получила степень MBA по специальности «Финансы и риск-менеджмент» University of Durham Business School, Великобритания. Начала свою карьеру в 1998 году в компании «АСБ-Рейтинг», где проработала около 5 лет, в 2002 году заняла должность финансового директора. В том же году стала старшим консультантом компании IM Russia Partners. В 2005–2007 годах занимала должность руководителя отдела по внутренним процессам управления компании SAP в странах СНГ. С 1 апреля 2007 года – Chief Financial Officer SAP СНГ.

– Какие новые методики Вам удалось внедрить?

– Первая – это кредитная политика, то есть условия работы с поставщиками и клиентами. Она разрабатывалась совместно с отделом маркетинга параллельно с ценовой политикой. За основу я взяла принципы кредитной политики банка, в частности определение категорий клиентов и поставщиков, плюс элементы факторинга в части методики расчета лимитов, и адаптировала их к бизнес-модели компании.

Мой второй проект был связан с методикой Activity Based Costing, знания о которой я черпала в том числе из журнала «Финансовый директор». Я довольно хорошо изучила этот метод в теории и понимала его плюсы и минусы. Элементы ABC я применяла для решения конкретных задач, например при формировании трансфертных цен для филиалов. Нам нужно было предложить объективный механизм для оценки рентабельности филиалов и показать пути управления ею.

Третий проект – создание модели факторного анализа финансово-экономической деятельности на основе ROI (модель DuPont) в совокупности с EVA. Этот инструмент позволил руководителям подразделений продаж управлять эффективностью через оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а финансовым подразделениям – управлять бюджетом и структурой капитала через финансовый рычаг и портфель кредитования.

– Если у Вас так успешно складывалась работа в «АСБ-Рейтинге», почему же Вы решили уйти из компании?

– Мне всегда хотелось большего, и со временем я поняла, что мечтаю работать в международной корпорации из сферы высоких технологий. Эта область постоянно развивается, а мне всегда нравилось динамичное окружение. Я начала интересоваться индустрией высоких технологий и телекоммуникаций, еще когда получала MBA: последние месяцы обучения я посвятила изучению вопросов управления, финансовой стратегии и риск-менеджмента в пяти ведущих европейских телекоммуникационных компаниях.

– А каким образом Вы оказались в компании SAP?

– Я рассматривала три компании, но когда меня пригласили на позицию внутреннего консультанта именно в SAP, то сразу согласилась. Эта была управленческая позиция, на которой я вместе с COO (Chief Operational Officer) должна была реализо-вывать программу изменений различных аспектов деятельности компании.

На тот момент для меня важнее была не должность, а окружение, в котором я буду работать. К тому же эта позиция сразу давала возможность разобраться в том, как функционирует компания, многому научиться и создать задел для будущей карьеры в SAP.

– У Вас были определенные ожидания, связанные с работой в международной компании. Насколько они совпали с реальностью?

– SAP превзошел мои ожидания, и это не реклама. Несмотря на то что это транснациональная корпорация, она оказалась более прозрачной и гибкой, чем я предполагала, и абсолютно творческой. У нас приветствуются новые идеи как в технологиях, так и в методах управления, а сотрудники могут реально повлиять на ситуацию. Серьезный плюс глобальной корпорации – доступность информационных ресурсов и знаний: всегда можно у кого-то проконсультироваться, у кого-то поучиться.

– Как Вы перешли на позицию CFO?

– Меня назвали кандидатом на эту должность за год до назначения. Поэтому в течение всего этого периода я завершала работу в старой должности, искала преемника на свое место и вводила его в курс дела. Помимо этого, проходила шестимесячный тренинг для знакомства с работой всех финансово-административных подразделений компании. Я вступила в новую должность 1 апреля этого года, однако уже с начала года мы вместе с предыдущим CFO работали, например, над закрытием квартала и в нескольких проектах.

– Какие подразделения входят в финансово-экономическую службу SAP?

– У нас нестандартная для российских компаний структура. В ФЭС входят подразделение контроллинга, которое занимается управленческим учетом, финансовым анализом и бизнес-планированием, отдел финансового учета и бухгалтерия, на которую возложены казначейские функции и налоговый учет.

Кроме того, есть контрактный отдел и отдел US GAAP, который совместно с юридической службой занимается вопросами оформления сделок и учетом оборотов от продажи лицензий. В подчинении CFO находятся еще подразделение стратегического консалтинга, риск-менеджмент и подразделение, контролирующее соблюдение требований акта Сарбейнса – Оксли, а также хозяйственно-административный отдел.

– Что из сделанного в профессии Вы можете занести в своей актив?

– Наверное, те проекты, которые мне удалось реализовать в «АСБ-Рейтинге» и в начале своего пути в SAP. Нельзя сказать, что все удалось на 100%, но тем не менее мне кажется, что большую часть из намеченного я осуществила.

Сегодня к своим достижениям я пытаюсь добавить построение сильной команды профессионалов, потому что очень многое зависит от людей. Чтобы деятельность компании, в том числе и финансовая, была успешной, люди должны получать удовлетворение от работы, она не должна быть для них источником стресса. Над этим я сейчас и работаю.

Совет начинающему финансовому директору от Елены Шишкиной

Следует как можно быстрее определить для себя основные задачи, которые необходимо решить, и правильно расставить приоритеты, то есть сосредоточиться на том, что максимально важно для компании в целом. Затем нужно понять, какие ресурсы есть для решения задач, и распорядиться ими как можно эффективнее. И еще: очень важно воспринимать финансы не как бэк-офис, а как ключевую бизнес-функцию.

– Что бы Вы изменили в своей карьере?

– Хотелось бы все делать чуть быстрее. Нужно было бы раньше найти себя в профессии, раньше начать заниматься финансами. Сейчас мне не хватает того технического опыта, который позволил бы сказать: да, я занималась учетом, я делала это своими руками. Я многое делала сама, но больше из управленческой области. Мне кажется также, что стоило бы чуть раньше начать получение сертификата АССА, на что сейчас катастрофически не хватает времени.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, необходимо обладать, чтобы построить успешную карьеру?

– Безусловно, это компетентность в профессиональной сфере и умение общаться с людьми. На позиции финансового директора это особенно важно. Конечно, удобнее сосредоточиться на табличках и цифрах и больше ни на что не обращать внимания. Но если не уметь общаться с людьми, есть опасность замкнуться в профессии и не замечать происходящего вокруг.

Второе – это высокая работоспособность и энергия, которых должно хватать не только на себя, но и на окружающих. Ну и, конечно же, нужно уметь находить баланс между работой, семьей и качественным отдыхом.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль