Постановка управленческого учета: опыт практиков

6661
Костин Борис
издатель журнала «Финансовый директор»
Каждое предприятие разрабатывает систему управленческого учета исходя из собственных потребностей и специфики работы. Именно поэтому опыт каждой компании по внедрению системы управленческого учета уникален. За «круглым столом» некоторые финансовые директора поделились своим опытом, а также мнением о том, каким должен быть современный управленческий учет.

Представляем наиболее активных участников «круглого стола»:

Александр Башков, финансовый директор ЗАО «Авиакомпания «ИСТ ЛАЙН»;

Игорь Говядкин, заместитель генерального директора, директор по экономике и финансам ОАО «Главный информационно-вычислительный центр Москвы»;

Ольга Каненкова, главный бухгалтер ОАО «Автофрамос»/RENAULT;

Антон Повстен, финансовый директор Управляющей компании АКБ «Промсвязьбанк»;

Олег Рыжов, финансовый директор ЗАО «Ассоциация КОН».

Что такое управленческий учет?

В начале дискуссии собравшиеся решили договориться о том, что они понимают под термином «управленческий учет».

Антон Повстен: «Управленческий учет — это комплексная система идентификации, сбора, обработки и анализа экономически значимых показателей для принятия управленческих решений».

Игорь Говядкин: «С этим определением трудно не согласиться. Под него подпадает любая система, на основе которой принимаются управленческие решения. Вопрос в том, что эта система включает. На практике мне встречались организации, в которых 90% информации, содержащейся в управленческом учете, поступало из бухгалтерского учета. Причем можно проследить такую тенденцию: чем меньше информация, содержащаяся в бухгалтерском учете, соответствует реальному состоянию бизнеса, тем важнее роль управленческого учета в принятии решений».

Александр Башков: «Я бы сказал, что управленческий учет — это часть системы данных, на основе которой принимаются управленческие решения. Потому что управленческие решения, к примеру, в нашей компании принимаются исходя из данных не только управленческого учета, но и маркетинговой и диспетчерских служб, а также и другой информации, которая к учету не имеет никакого отношения».

Антон Повстен: «Я хотел бы подчеркнуть, что термин «экономически значимые показатели» присутствует в моем определении управленческого учета не случайно. Современный управленческий учет включает не только финансовые показатели. В 1992 году была разработана концепция Balanced Scorecard, которая учитывает как финансовые показатели, так и степень удовлетворенности клиентов, качество управления персоналом и внутренних бизнес-процессов. У каждой компании есть специфические бизнес-процессы и должны быть показатели, которые оценивают их качество. Как правило, это собственные методики компании, которые являются «ноу-хау» и обычно не разглашаются. Таким образом, система управленческого учета выходит за рамки не только финансового учета, но и обычных экономических показателей».

Методология управленческого учета

Определившись с содержанием понятия «управленческий учет», участники дискуссии обсудили конкретные принципы, на которых должна базироваться система управленческого учета на предприятии.

Игорь Говядкин: «Управленческий учет можно построить на основе МСФО, ГААП, а можно и на основе российских ПБУ — кому как удобнее. Можно изобрести и собственные правила, что тоже встречается на практике. Кроме того, есть системы управленческого учета, которые вообще не основаны на принципах двойной записи, и они тоже имеют право на существование. Другое дело, что обычно компании используют уже разработанные методики. Зачем, например, изобретать свою методику учета основных средств, когда вести учет можно, например, в соответствии с правилами МСФО».

Олег Рыжов: «Я согласен с тем, что в управленческом учете не обязательно использовать метод двойной записи. Как уже отмечалось, управленческий учет включает не только финансовую информацию. Невозможно применить двойную запись для учета скорости прохождения заказов, количества претензий или степени удовлетворенности коллектива «рабочим климатом».

Антон Повстен: «У нас в компании определение финансовых показателей в системе управленческого учета базируется на принципах МСФО. Существует регламент, в котором описаны порядок и система сбора информации, а также учетная политика, устанавливающая методологию учета этой информации. Почему мы выбрали именно МСФО? Потому что эти стандарты позволяют, например, сравнить финансовые показатели нашего предприятия с показателями аналогичной западной фирмы и понять, насколько хорошо мы управляем своим предприятием».

В ходе обсуждения много внимания было уделено и основным отличиям финансового (бухгалтерского) учета от управленческого.

Ольга Каненкова: «Могу привести пример различия подходов, используемых в финансовом и управленческом учете в нашей компании. В управленческом учете реализованными считаются автомобили, проданные нашими дилерами конечным покупателям, а в финансовом учете реализованные автомобили — это машины, проданные нашей компанией дилерам».

Игорь Говядкин: «В управленческом учете экономическое содержание операции преобладает над ее юридической формой, а в финансовом учете — наоборот».

Очень интересная дискуссия развернулась вокруг проблемы взаимосвязи управленческого и финансового учета. Собравшиеся согласились с тем, что и управленческий, и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной. Антон Повстен привел схемы трех различных вариантов взаимодействия управленческого и финансового учета (см. рис. 1):

Постановка управленческого учета: опыт практиков

  • финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга (вариант 1);
  • часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако в целом это разные системы (вариант 2);
  • управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую в том числе и финансовый учет (вариант 3).

По мнению участников круглого стола, третий вариант наиболее оптимальный, но редко встречающийся в российских компаниях.

Ольга Каненкова привела в качестве примера схему взаимосвязи финансового и управленческого учета на предприятии (см. рис. 2). Финансовый учет ведется на основе первичных документов. Бухгалтеры, делая проводку в финансовом учете, присваивают каждой операции дополнительные аналитические коды, которые позволяют потом распределять эту информацию в налоговом учете, в финансовом учете по МСФО и в управленческом учете. Из данных финансового учета с помощью корректировок и мэппинга1 проводок формируются учетные данные для налогового учета и финансового учета по МСФО. И уже затем на основе учета по МСФО формируются данные управленческого учета. Различные аналитические справочники, а также дополнительно введенные забалансовые счета позволяют осуществлять большинство этих операций автоматически, по заранее определенному алгоритму.

Обсуждая, какие данные можно использовать в управленческом учете, участники дискуссии пришли к выводу, что в оперативном управленческом учете вполне допускается использование документально неподтвержденной информации.

Александр Башков: «В управленческом учете иногда целесообразно отражать операции, которые еще не подтверждены ни контрактами, ни счетами-фактурами, ни актами выполненных работ».

Антон Повстен: «Я полностью с этим согласен. В качестве примера можно рассмотреть сахарный завод, который постоянно отгружает свою продукцию. На продукцию, отгруженную сегодня, акты сверки, счета-фактуры поступят только в конце месяца, товарно-транспортные накладные финансово-экономическая служба получит тоже не сразу. Однако менеджеры уже на следующий день после отгрузки должны четко знать: сколько сахара отгружено, сколько осталось на складе и сколько нужно будет отгрузить сегодня. Поэтому в оперативный учет вносится информация из обычной служебной записки, на основании которой принимаются оперативные управленческие решения».

Потребители управленческой информации

При разработке системы управленческого учета важно помнить о том, что управленческий учет не самоцель, а инструмент для решения конкретных задач предприятия. Кроме того, сотрудники компании должны уметь пользоваться теми данными, которые предоставляет система управленческого учета.

Постановка управленческого учета: опыт практиков

Игорь Говядкин: «При внедрении управленческого учета следует руководствоваться прагматичным принципом: затраты на получение информации не должны превышать положительного эффекта, который можно извлечь из этой информации. Многие мелкие и средние фирмы не могут не только построить глобальную систему управленческого учета, но иногда и бухгалтерию автоматизировать. Важно понимать, какая информация нужна руководителю для принятия решений и какой эффект может принести наличие этой информации».

Александр Башков: «Десять лет назад я работал в одной компании, которая на тот момент была достаточно прогрессивной. По заданию руководителя менеджеры определили около 170 различных показателей, характеризующих эффективность работы компании. После того как руководитель внимательно их проанализировал, все взвесил, то оставил всего 5 показателей, необходимых ему для принятия управленческих решений. Далее аналогичная процедура была проведена остальными топ-менеджерами. Каждый из них выбрал всего несколько показателей. С развитием компании количество этих показателей целенаправленно увеличивалось. Этот пример я привел в доказательство того, что управленческий учет должен давать только ту информацию, которая необходима для принятия управленческих решений.

Говоря о системе управленческого учета, можно увлечься теорией и построением красивых систем, хотя прежде всего необходимо помнить, для кого эта система предназначена. Любая управленческая информация нужна конкретному менеджеру, который принимает управленческие решения. И он должен либо уметь пользоваться ею, либо его приходится этому учить».

Ольга Каненкова: «Совершенно верно — людей нужно учить. Мы сейчас внедряем программу, которая позволит каждому начальнику отдела получать управленческую информацию по его подразделению, чтобы он видел свой бюджет, понимал, куда потратил деньги, и мог планировать, как ему работать дальше в рамках этого бюджета.

Мы столкнулись со следующей проблемой: сотрудники производственных отделов не хотели представлять никакой информации в финансовую службу. Они считали, что цифрами должны заниматься финансисты. Поэтому непосредственным исполнителям управленческого учета необходимо было объяснить важность их работы. И это позволило наладить «обратную связь».

Антон Повстен: «Чтобы была такая обратная связь, нужно обязательно формализовать и регламентировать процесс сбора информации, прописать весь документооборот. Менеджер Иванов должен знать, что форму отчетности № 3 он должен передать менеджеру Петрову в четверг до 12:00, иначе к нему могут быть применены такие-то меры дисциплинарного воздействия».

Последним пунктом обсуждения стал вопрос о том, каким предприятиям нужен управленческий учет. Мы попросили собравшихся ответить на вопросы, поступающие в редакцию от финансистов небольших предприятий: действительно ли управленческий учет нужен компаниям с небольшими оборотами, узким ассортиментом производимых и продаваемых продуктов или они могут обойтись без него.

Олег Рыжов: «Наверное, я единственный из присутствующих здесь представляю небольшое предприятие. У нас порядка 100 сотрудников. Могу сказать, что управленческий учет нужен любому предприятию. Полтора года назад мы начали создавать систему управленческого учета. Уже сейчас видны первые результаты: уменьшилось время на обработку одного заказа, увеличилось количество заказов, за счет этого вырос оборот. Теперь мы точно знаем, сколько времени у нас уходит на выполнение каждого заказа, определенной операции. Это позволяет лучше планировать свою работу, бюджетировать доходы и расходы».

По мнению присутствовавших на «круглом столе» специалистов, управленческий учет в том или ином виде существует на каждом предприятии. Любой руководитель ежедневно принимает решения, которые основываются не на информации из бухгалтерской отчетности, а на различных управленческих данных (справках отдела продаж, отчетах продавцов, отчетах производственников, служебных записках об отгрузке и т. д.). Однако каждый руководитель должен понимать, что существующая на предприятии система управленческого учета может быть неэффективной и не давать всей полноты информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому нужно постоянно искать пути усовершенствования системы управленческого учета.

Материал подготовил Борис Костин

_________________________________________
1 Мэппинг (от. англ. mapping) – преобразование данных из одной формы в другую путем установления между ними соответствия. Мэппинг проводок означает автоматический перенос проводок из одной учетной системы (в данном случае российской) в другую (в данном случае в учетную систему на основе МСФО) с помощью специальных таблиц соответствия и разработанного для этих целей алгоритма. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль