Решения, принимаемые финансовым директором при ценообразовании

3844
Кочковой Олег
старший менеджер ЗАО «АКГ «РБС»
При формировании цены на услугу, финансовый директор обычно определяет порядок учета и распределения затрат; целевую прибыль и объемы реализации услуг; вид контрактной цены и ее параметры (например, норму рентабельности для фиксированных цен). Сроки контрактных цен принято выделять фиксированные, возмещающие издержки и цена по стандартным поставкам.

Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.

Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности включают в себя затраты, возросшие по объективным причинам в ходе выполнения контракта, и, если это предусмотрено контрактом, фиксированную норму или объем прибыли. Применяются при невозможности точного планирования издержек и результатов по контракту. Контрактом может предусматриваться первоначальная цена, верхний предел цены, предельные значения определенных элементов затрат, норма или объем прибыли. После исполнения контракта заказчиком и поставщиком анализируются фактические издержки по контракту, выявляются обоснованные издержки (в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими калькулирование затрат и составление смет). Согласованные, обоснованные издержки служат основой контрактной цены, возмещающей издержки.

Цены по поставкам стандартных услуг  применяются в отношении стандартных услуг, свободные рыночные цены на которые известны. Контрактная цена в этом случае формируется на основе свободной рыночной цены.

Цены, устанавливаемые по результатам конкурсов и аукционов. В этом случае контрактная цена на стандартные услуги используется как стартовая,  корректируемая в ходе торгов.

Наибольшие возможности получения дополнительной прибыли, но и наибольшие риски влечет за собой установление фиксированных цен. Применение гибких цен с полной или неполной компенсацией издержек снижает как риск получения убытка, так и возможность получения дополнительной прибыли (примеры использования различных методов формирования цен на услуги приведены в таблице 3).

Таблица 3 Методы формирования цен на услуги

Вид цены Порядок расчета План Факт 1 Факт 2
Цена Затраты Прибыль Цена Затраты Прибыль Цена Затраты Прибыль
1.Фиксированные цены
1.1. Твердая фиксированная цена Цфакт = Ц план 110 100 10 110 120 -10 110 80 30
1.2. Фиксированная цена, поэтапно корректируемая в соответствии с изменением издержек Цфакт = Цплан + (Зфакт - Зплан) 110 100 10 130 120 10 90 80 10
1.3. Фиксированная цена с долевым распределением разницы между планируемыми и фактическими издержками Цфакт = Цплан + (Зфакт - Зплан) x Дпотр; Дпотр=0,3 110 100 10 116 120 -4 104 80 24
2. Цены, возмещающие издержки
2.1.Цена, возмещающая только издержки Цфакт = Зфакт 100 100 0 120 120 0 80 80 0
2.2. Цена, возмещающая издержки до установленного предела (например, 110 тыс. руб) Цфакт = Зфакт, если Зфакт < 110 тыс. руб.
Цфакт = 110 тыс. руб., если Зфакт >= 110 тыс. руб.
100 100 0 110 120 -10 80 80 0
2.3. Цена, возмещающая издержки с фиксированным вознаграждением (10 тыс.руб.) Цфакт = Зфакт + 10 тыс.руб. 110 100 10 130 120 10 90 80 10
2.4. Цена, возмещающая издержки с долевым распределением экономии и перерасхода Цфакт = Зплан + (Зфакт - Зплан) х Дпотр 100 100 0 106 120 -14 94 80 14
2.5. Цена, возмещающая издержки с прибылью и поощрительными выплатами (за срочность  и пр.). Цфакт= Зфакт  Х  (1+НПр/100) + Пвыпл    120 100 20 142 120 22 98 80 18
2.6. Цена, возмещающая издержки и прибыль Цфакт= Зфакт  Х  (1+НПр/100)   110 100 10 132 120 12 88 80 8
3. Цены, устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов Цфакт = Цена аукциона 110 100 10 105 120 -15 105 80 25

Ц – цена
З – затраты
Д потр – доля потребителя в перерасходе (экономии) затрат. Например, потребитель компенсирует 30% перерасхода затрат либо получает 30% экономии, тогда Д потр = 0,3.
Пвыпл – сумма поощрительных выплат
НПр – норма прибыли

Читайте также: "Особенности ценообразования в сфере услуг"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль