Решения, принимаемые финансовым директором при ценообразовании

3814
Кочковой Олег
старший менеджер ЗАО «АКГ «РБС»
При формировании цены на услугу, финансовый директор обычно определяет порядок учета и распределения затрат; целевую прибыль и объемы реализации услуг; вид контрактной цены и ее параметры (например, норму рентабельности для фиксированных цен). Сроки контрактных цен принято выделять фиксированные, возмещающие издержки и цена по стандартным поставкам.

Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.

Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности включают в себя затраты, возросшие по объективным причинам в ходе выполнения контракта, и, если это предусмотрено контрактом, фиксированную норму или объем прибыли. Применяются при невозможности точного планирования издержек и результатов по контракту. Контрактом может предусматриваться первоначальная цена, верхний предел цены, предельные значения определенных элементов затрат, норма или объем прибыли. После исполнения контракта заказчиком и поставщиком анализируются фактические издержки по контракту, выявляются обоснованные издержки (в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими калькулирование затрат и составление смет). Согласованные, обоснованные издержки служат основой контрактной цены, возмещающей издержки.

Цены по поставкам стандартных услуг  применяются в отношении стандартных услуг, свободные рыночные цены на которые известны. Контрактная цена в этом случае формируется на основе свободной рыночной цены.

Цены, устанавливаемые по результатам конкурсов и аукционов. В этом случае контрактная цена на стандартные услуги используется как стартовая,  корректируемая в ходе торгов.

Наибольшие возможности получения дополнительной прибыли, но и наибольшие риски влечет за собой установление фиксированных цен. Применение гибких цен с полной или неполной компенсацией издержек снижает как риск получения убытка, так и возможность получения дополнительной прибыли (примеры использования различных методов формирования цен на услуги приведены в таблице 3).

Таблица 3 Методы формирования цен на услуги

Вид цены Порядок расчета План Факт 1 Факт 2
Цена Затраты Прибыль Цена Затраты Прибыль Цена Затраты Прибыль
1.Фиксированные цены
1.1. Твердая фиксированная цена Цфакт = Ц план 110 100 10 110 120 -10 110 80 30
1.2. Фиксированная цена, поэтапно корректируемая в соответствии с изменением издержек Цфакт = Цплан + (Зфакт - Зплан) 110 100 10 130 120 10 90 80 10
1.3. Фиксированная цена с долевым распределением разницы между планируемыми и фактическими издержками Цфакт = Цплан + (Зфакт - Зплан) x Дпотр; Дпотр=0,3 110 100 10 116 120 -4 104 80 24
2. Цены, возмещающие издержки
2.1.Цена, возмещающая только издержки Цфакт = Зфакт 100 100 0 120 120 0 80 80 0
2.2. Цена, возмещающая издержки до установленного предела (например, 110 тыс. руб) Цфакт = Зфакт, если Зфакт < 110 тыс. руб.
Цфакт = 110 тыс. руб., если Зфакт >= 110 тыс. руб.
100 100 0 110 120 -10 80 80 0
2.3. Цена, возмещающая издержки с фиксированным вознаграждением (10 тыс.руб.) Цфакт = Зфакт + 10 тыс.руб. 110 100 10 130 120 10 90 80 10
2.4. Цена, возмещающая издержки с долевым распределением экономии и перерасхода Цфакт = Зплан + (Зфакт - Зплан) х Дпотр 100 100 0 106 120 -14 94 80 14
2.5. Цена, возмещающая издержки с прибылью и поощрительными выплатами (за срочность  и пр.). Цфакт= Зфакт  Х  (1+НПр/100) + Пвыпл    120 100 20 142 120 22 98 80 18
2.6. Цена, возмещающая издержки и прибыль Цфакт= Зфакт  Х  (1+НПр/100)   110 100 10 132 120 12 88 80 8
3. Цены, устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов Цфакт = Цена аукциона 110 100 10 105 120 -15 105 80 25

Ц – цена
З – затраты
Д потр – доля потребителя в перерасходе (экономии) затрат. Например, потребитель компенсирует 30% перерасхода затрат либо получает 30% экономии, тогда Д потр = 0,3.
Пвыпл – сумма поощрительных выплат
НПр – норма прибыли

Читайте также: "Особенности ценообразования в сфере услуг"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль