Налоговое регулирование инвестиционной деятельности: региональные особенности

4999
Гордеева Оксана
специалист по налогообложению «ИКЕА»
Крайняя степень неравномерности распределения предприятий с участием иностранного капитала, как по федеральным округам России, так и внутри них, неоднородная структура инвестиций в региональном разрезе выдвигает на первый план проблему выявления совокупности условий, оказывающих влияние на предпочтение инвесторов.

Анализ основных факторов инвестиционного климата в свою очередь позволяет определить рычаги воздействия на инвестиционную ситуацию в регионе, способствует формированию эффективной инвестиционной политики.

Вот как выглядит распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2005-2006 гг. (табл. 1)

Таблица 1 Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2005-2006 гг1

Высокий потенциал - умеренный риск Средний потенциал - умеренный риск
Санкт-Петербург Белгородская область
Московская область Республика Башкортостан
Краснодарский край Ростовская область
Москва Республика Татарстан
Свердловская область Нижегородская область
Ханты-Мансийский автономный округ Пермский край
Самарская область
Волгоградская область
Кемеровская область
Омская область
Ямало-Ненецкий АО
Новосибирская область
Республика Саха (Якутия)
Челябинская область
Иркутская область

Среди условий, влияющих на предпочтения инвесторов, можно выделить следующие группы:

  • характеристика экономического потенциала, включающая в себя оценку: ресурсно-сырьевого потенциала, характеризующегося обеспеченностью территории региона запасами основных видов природных ресурсов.
    - инфраструктурного потенциала, включая оценку экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории.
    - трудового потенциала, а именно численности экономически активного населения и его образовательного уровня.
    - инновационного потенциала, при расчете которого учитывается весь комплекс научно-технической деятельности в регионе.
     
  • общие условия хозяйствования. При анализе общих условий хозяйствования в расчет принимается прежде всего производственный потенциал территории, определяемый как совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе. Кроме того, производится оценка степени изношенности основных производственных фондов, проверяется наличие развитой строительной базы. Немаловажное значение, приобретающее все больший вес в последнее время, имеет оценка экологических рисков, рассчитанных как интегральный уровень загрязнения окружающей среды, а также наличие в регионе объектов, представляющих потенциальную экологическую угрозу.
     
  • зрелость рыночной среды. В этом случае в расчет берутся прежде всего институциональный и потребительский потенциалы территории. Институциональный потенциал характеризуется степенью развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе, наличием конкурентной среды, интенсивность межхозяйственных связей, экспортными возможностями региона. Потребительский потенциал представляется собой совокупную покупательную способность населения региона.
     
  • социально-политические факторы. Политические риски, как правило, связаны с устойчивостью региональной власти и степенью политической поляризации общества, взаимоотношениями федерального центра и властей региона. Оценка социальных рисков определяется уровнем социальной напряженности, в немалой степени зависящим от общего уровня жизни населения, величины реальной заработной платы, а также состоянием национально-религиозных отношений и миграционных процессов. Необходимо оценить и криминальную обстановку в регионе, а именно уровень преступности с учетом тяжести преступлений. В этот же блок необходимо включить социально-культурные факторы (жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, образования и т.д.)
     
  • организационно-правовые факторы - отношение власти к потенциальным инвесторам, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местных властей, эффективность деятельности правоохранительные органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. При оценке организационно - экономических факторов в расчет обязательно принимается законодательный аспект, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории, включая налоговые инструменты регулирования.
     
  • финансовые факторы. В расчет принимается наличие финансовых рисков, связанных с напряженностью региональных бюджетов, доступностью финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступностью кредита, уровнем банковского процента и т.д.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут именно организационно-правовые факторы формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе. Анализ инструментов поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами регионов, позволяет выделить три группы инструментов стимулирующего характера, различающихся по степени их распространенности:

а) наиболее распространенные - предоставление налоговых льгот, государственных гарантий в обеспечение займов и бюджетные вложения в инвестиционные проекты;
б) реже встречающиеся - субсидирование части процентных ставок по кредитам;
в) недоиспользуемые - льготы, связанные с арендой недвижимости и пользованием землей (используются лишь в каждом третьем регионе).

Попробуем проанализировать ситуацию, складывающуюся в региональном законодательстве в части установления налоговых преференций, оказывающие влияние на инвестиционный климат в регионе. Как показывает практика, что хотя налоговые льготы не являются решающим фактором при выборе того или иного региона для размещения инвестиций, однако все же неверно недооценивать степень влияния регионального налогообложения (размер ставок, объем предоставляемых льгот) на инвестиционную активность территории.

Поскольку налоговая ставка имеет значение при определении общего налогового бремени, она принимается в расчет при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании. При прочих равных условиях при выборе того или иного проекта компании принимают во внимание различия в установленных законом ставках налогов и наличие налоговых льгот, направляя доходы в регионы с более низким налогообложением. Механизм привлечения инвесторов с помощью льгот по налогам, поступающим в бюджет региона, используется многими регионами. Вот каково положение с предоставление налоговых льгот в отдельных регионах (табл. 2)

Таблица 2 Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот по регионам

Регион Налог на имущество Налог на прибыль Срок предоставления Условия предоставления
Нижегородская область Полное освобождение Снижение ставки до 13,5 % Заключение инвестиционного соглашения
Самарская область Полное освобождение Снижение ставки до 13,5 % На период окупаемости, но не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения
Ростовская область Снижение ставки до 1, 1 % Снижение ставки до 13,5 % Заключение инвестиционного соглашения
Свердловская область 50 % прироста налоговой базы в текущем периоде по сравнению с предыдущим Инвестиционных льгот общего характера нет Заявительный порядок
Ленинградская область Полное освобождение Снижение ставки до 13,5 % На период окупаемости плюс два года Заключение инвестиционного соглашения
Московская область Инвестиционных льгот общего характера нет Инвестиционных льгот общего характера нет
Республика Татарстан Снижение ставки до 0,1 % Инвестиционных льгот общего характера нет На период окупаемости, но не более 7 лет Заключение инвестиционного соглашения
Саратовская область Снижение ставки до 1,1 % при размере капитальных вложений более 50 млн. руб. Инвестиционных льгот общего характера нет Заявительный порядок (проверить)
Волгоградская область Полное освобождение Снижение ставки максимально до 13,5 % На период окупаемости, но не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения
Республика Башкортостан Инвестиционных льгот общего характера нет Инвестиционных льгот общего характера нет
Новосибирская область Полное освобождение Снижение ставки до 15,5 % и 13,5% На период окупаемости
Адыгея Полное освобождение Снижение ставки до 13,5 % На период окупаемости
Омская область Полное освобождение Инвестиционных льгот общего характера нет На период фактического срока окупаемости, но не более расчетного Заключение инвестиционного соглашения
Пермский край Инвестиционных льгот общего характера нет Инвестиционных льгот общего характера нет
Краснодарский край Инвестиционных льгот общего характера нет Инвестиционных льгот общего характера нет

Предоставление регионами наиболее значительных по масштабу льгот - по региональной части федерального налога на прибыль - осуществляется крайне выборочно из-за ограничений, накладываемых законодательством и системой межбюджетных отношений. Согласно ст. 284 НК РФ, "налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%". Таким образом, данная льгота не может превышать 4% из 17,5% региональной части поступлений по налогу на прибыль.

Кроме того, недополученные при предоставлении льготы налоги не компенсируются региону, т.к. суммы недополученных налогов не берутся в расчет бюджетного потенциала. В результате предоставление льгот по налогу на прибыль является практически недоступным инструментом для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Зачастую льгота предоставляется только тем компаниям, в приходе которых регион крайне заинтересован и надеется компенсировать текущие потери налогов будущим ростом их поступлений.

Как показывает анализ налогового законодательства регионов-лидеров инвестиционного процесса, предоставление инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль в большинстве случаев связана с заключением инвестиционного соглашения с администрацией региона, как, например, в Самарской области, Ростовской области2, Республике Татарстан.

Размер понижающей ставки по налогу на прибыль варьируется в диапазоне от 13,5 до 17%. В ряде регионов инвесторам предоставлено право уплачивать налог на прибыль по пониженной ставке 13,5% вне зависимости от размера и динамики финансово-экономических показателей инвестора, например в Самарской области, в Ленинградской области. В других (например в Волгоградской области) предоставление пониженной ставки в диапазоне 16%-13,5% напрямую связано с приростом налоговой базы по налогу на прибыль текущего года по сравнению с предыдущим3 (табл. 3).

Таблица 3 Условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль в доле, зачисляемой в бюджет Волгоградской области

Прирост налоговой базы по налогу на прибыль текущего года по сравнению с предыдущим, % Ставка налога на прибыль, %
Менее 15 16
15-20 15,5
20-30 15
30-40 14,5
40-50 14
Более 50 13,5

В отдельных регионах (например, в Новосибирской области) пониженная ставка по налогу на прибыль для инвесторов составляет 13,5% и 15,5% процента в зависимости от объема капитальных вложений. Так, при объеме инвестиций более 4% от налогооблагаемой базы по налогу на прибыль применяется ставка 13,5%. При объеме инвестиций от 2 до 4% налогооблагаемой базы применяется налоговая ставка 15,5%4 (табл. 4).

Таблица 4 Условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль в доле, зачисляемой в бюджет Новосибирской области

Соотношение объема капитальных вложений и величины налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, % Ставка налога на прибыль, %
Более 4 13,5
2-4 15,5

В некоторых субъектах РФ региональное законодательство вообще не предусматривает предоставлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль (например, Омская и Свердловская области).

Регионы более свободны в предоставлении инвесторам льгот по налогу на имущество организаций. Согласно ст. 372 НК РФ, "устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую базу, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками".

В последние годы льготы по налогу на имущество оставляют основу пакета льгот для крупных инвесторов во многих регионах, но цена пакета невелика, поэтому незначительна и его привлекательность.

Особый порядок налогообложения налогом на имущество компаний-инвесторов может осуществляться как в форме полного освобождения от уплаты налога (например, Нижегородская область, Ростовская область и др.), так и в форме применения пониженной ставки. В Республике Татарстан ставка налога на имущество для инвесторов составляет 0,1%, в Саратовской области 1,1%. В Свердловской области льгота по налогу на имущество предоставлена виде исключения из состава налогооблагаемой базы 50% прироста налоговой базы текущем налогового периода по сравнению с предыдущим5.

Что касается срока предоставления льготы, то он, как правило, напрямую зависит от срока окупаемости проекта, рассчитанного на основании представленного бизнес-плана. Законодательством ряда субъектов Федерации предусмотрены дополнительные ограничения по срокам предоставления льготных условий налогообложения по налогу на имущество - например, не более 5 лет (Самарская область)6, не более 7 лет (Республика Татарстан), в течение 2 лет после срока окупаемости, если размер выручки от реализации инвестиционного проекта составляет не менее 90% в общем объеме выручки (Ленинградская область).

В ряде регионов, например в Саратовской области, предоставление налоговых льгот связано с величиной произведенных капитальных вложений, минимальный размер которых, дающий право на получение льготы, составляет 50 млн руб.

В большинстве регионов, так же, как и в случае с налогом на прибыль, предоставление налоговой льготы по налогу на имущество напрямую связано с заключением инвестиционного соглашения с администрацией области (края).

Ряд регионов пошел по пути отказа от инвестиционных льгот общего характера, предоставляя льготы для определенных категорий инвесторов. Например, законодательство Краснодарского края7 предусматривает предоставление льготы по налогу на имущество для организаций-резидентов особой экономической зоны.

Широкое распространение в законодательной практике регионов получило предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиции в объекты инфраструктуры (строительство дорог - Саратовская область, Башкортостан8, строительство магистральных водопроводов - Ленинградская область, и т.д.).

Как показывает проведенный анализ регионального законодательства, ряд льгот прямо указывают на отраслевую специализацию региона. Так, например, Кировская и Оренбургская области предоставляют значительные льготы по налогу на имущество для сельскохозяйственных производителей, Пермская область - для нефтедобывающих компаний, и т.д.

Если характеризовать ситуацию в целом, следует отметить, что для настоящего времени в целом характерна общая тенденция на ориентацию на крупных инвесторов, в том числе иностранных, в политике регионов. Региональные власти по-прежнему считают, что несколько крупных инвестиционных проектов позволят им в будущем существенно увеличить свой налоговый потенциал, как это сейчас происходит в регионах с крупными металлургическими и нефтедобывающими предприятиями. Между тем тот пакет льгот, которым регионы могут распоряжаться более свободно и без угрозы для текущего исполнения бюджета, все же довольно мал и зачастую не играет существенной роли при принятии инвестиционных решений бизнесом, а следовательно, и не слишком эффективен для привлечения крупных инвесторов.

Для инвесторов со средними и незначительными объемами капитальных вложений наличие налоговых льгот является более существенным: в этом сегменте возрастает роль налоговых преференций в механизме привлечения инвестиций.

1Эксперт РА "Рейтинговое агентство"
2Закон № 151-ЗС от 01.10.04г. "Об инвестициях в Ростовской области"
3Закон Волгоградской области № 352-ОЗ от 17.12.99г. "О ставках налога на прибыль"
4Закон Новосибирской области № 142-ОЗ от 16.10.03 г. " О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков"
5Закон Свердловской области № 35-ОЗ от 27.11.03 г. " Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций"
6Закон Самарской области № 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области"
7Закон Краснодарского края № 731-КЗ от 02.07.04 г. "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае"
8Закон Республики Башкортостан № 43-з от 28.11.03 г. "О налоге на имущество организаций"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль