Российский рынок лизинга: основные тенденции

4416
Яснева Марина
независимый эксперт
Российский рынок лизинга за последние годы стремительно растет: появляются новые лизинговые компании, в том числе иностранные, расширяется перечень продуктов и услуг, предлагаемых лизингодателями, повышается уровень сервиса. Однако пока еще не все предприятия четко представляют, как подходить к выбору лизинговой компании, как следует действовать, чтобы заключить лизинговые сделки на наиболее выгодных условиях, и какие новые услуги появляются на рынке. Анализ рынка лизинга, а также советы лизинговых компаний и лизингополучателей позволят финансовым руководителям получить объективное представление об особенностях этого инструмента финансирования.

Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства – 3%, то к 2005 году эти показатели выросли в два с половиной раза – до 1,3 и 8,2% соответственно.

Справка

В 2005 году объем российского рынка лизинга составил 10 млрд долл. США. Выручка лизинговых компаний за год оказалась меньше – 4 млрд долл. США по всему рынку. За год суммарная стоимость новых сделок выросла на 79% (за 2004 год – на 71%), а выручка – на 82% (за 2004 год – на 57%).

Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2005 года, по-видимому, уже войдет в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию1. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.

Личный опыт
Виктория Чеботарева,
финансовый директор ОАО «Фирма Изотерм» (Санкт-Петербург)

Мы используем лизинг в деятельности компании достаточно активно - у нас три лизинговых договора. Приобретение оборудования в лизинг нам выгодно, так как при большом инвестировании средств в развитие производства возникает потребность в дополнительном кредитовании. При этом, имея достаточно большой портфель кредитов, мы не всегда можем обеспечить залогами всю сумму необходимых ресурсов. А схема лизинга удобна тем, что именно приобретаемое оборудование становится залогом. Кроме того, применение ускоренной амортизации нам выгодно с точки зрения минимизации налога на прибыль.

Вадим Никитин, финансовый директор компании «ПомидорПром – Консервный Холдинг» (Москва)

При приобретении нового оборудования вопрос выбора между лизингом и другими источниками финансирования для нашей компании практически не стоял, так как все оборудование, которое мы используем в своем производстве, узкопрофильное и, следовательно, низколиквидное. Как показала практика, банки неохотно и с большим коэффициентом дисконтирования берут такое оборудование в качестве обеспечения, а срок кредитования под него обычно не превышает одного года. Лизинговые же компании охотно идут на приобретение подобного оборудования и не требуют дополнительного обеспечения, поскольку оборудование находится в их собственности. Договоры финансовой аренды заключаются сроком на три – пять лет, что значительно снижает финансовую нагрузку на лизингополучателя, который при этом все лизинговые платежи относит на себестоимость продукции.

Рассмотрим структуру и состав рынка лизинга, а также основные тенденции, на которые важно обратить внимание компаниям-лизингополучателям.

Структура и состав рынка

Минувший год был отмечен структурными сдвигами на рынке – как по его сегментам, так и по положению ведущих компаний в рейтинге.

В лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга (см. рисунок). Исторически этот сегмент – наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге автотранспорта.

Рисунок Суммарная стоимость сделок 120 лизинговых компаний за 2005 год по видам объектов лизинга, млн руб.

Российский рынок лизинга: основные тенденции

Личный опыт
Михаил Карасев,
заместитель генерального директора ООО «ЛизингПромХолд» (Москва)

По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции занимает динамично развивающийся сегмент автотранспорта и подвижного состава. Так, в нашей компании заключенные договоры лизинга автотранспорта с января по май 2006 года составляют более 80% от общего количества реализованных сделок (условия предоставления транспорта в лизинг см. в табл. 1 на с. 186. – Примеч. редакции).

Эта же причина – высокая ликвидность – лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и дополнительные стимулы. Прежде всего это растущий спрос со стороны ОАО «РЖД», которое в 2003 году провело тендер на лизинг 1000 полувагонов. В 2004 году их число в этом тендере возросло до 4600, а в 2005 – до 7000. Это привело к значительному росту лизингового финансирования поставок подвижного состава. Фактором увеличения стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта стал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет.

Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту данного сегмента в лидеры рынка выдвинулись относительно недавно созданные компании, такие как «Магистраль Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл Лизинг». На сегмент делают ставку и крупные участники рынка - «Русско-германская лизинговая компания», «Альфа-Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинг железнодорожного и автотранспорта.

Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.

Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.

Личный опыт
Михаил Карасев,
заместитель генерального директора ООО «ЛизингПромХолд» (Москва)

Лизинг строительной и дорожно-строительной техники в последнее время набирает обороты Это связано с наблюдающимся подъемом в этой отрасли и бурным развитием строительных компаний, которым требуется нарастить свой парк оборудования Пётр Ванюков, директор департамента по развитию бизнеса ОАО «Главлизинг» (Москва) Важная тенденция, наметившаяся в последнее время, - это перемещение лизинговых компаний по мере насыщения ликвидных секторов в сектора с менее ликвидным имуществом. Исторически рынок лизинга начинался с легкового транспорта. В дальнейшем он охватил грузовой транспорт специальную технику - как самые ликвидные позиции с точки зрения вторичного рынка. Сейчас начинают открываться новые сегменты - промышленного оборудования, металлообработки, деревообработки, энергетического оборудования, то есть те отрасли промышленности, в которых, с одной стороны, велика потребность в основных средствах, а с другой - объекты лизинга значительно менее ликвидны.

Для оценки ситуации с лидерами на рынке лизинга можно проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год лизинговых платежей (фактически -выручки лизинговых компаний, см. табл. 2 на с. 186). Этот показатель представляет собой комплексную и фундаментальную оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом деятельности за последние три - пять лет. В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей наиболее высокие позиции у компаний, имеющих длительную историю на рынке и крупные объемы бизнеса в прошлом, - «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг», «Центр-Капитал», «КамАЗ» и «Промсвязьлизинг». Второе место лизинговой компании «УРАЛСИБ», по-видимому, объясняется процессом консолидации одноименной финансовой группы, в ходе которой в одну лизинговую структуру были объединены «Регион Лизинг», «НИКОЙЛ-Лизинг» и «Капитал», что стало крупнейшим слиянием на российском рынке лизинга в минувшем году.

Личное мнение
Михаил Карасев, заместитель генерального директора ООО «ЛизингПромХолд» (Москва)

При выборе лизинговой компании потенциальным лизингополучателям в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики:
1. Опыт (возраст лизинговой компании), количество сделок, реализованных в конкретной отрасли.
2. Диверсификация портфеля и его размер, объемы реализуемых сделок.
3. Доступные лизинговой компании инструменты финансирования (собственные средства, деньги, привлеченные от отечественных и зарубежных банков, средства материнской компании). Только та лизинговая компания, которая обладает широким спектром возможностей использования различных схем, инструментов и технологий финансирования и большим опытом в этом вопросе, способна предложить в каждом конкретном случае наиболее выгодные условия лизинга. Ведь привлеченные деньги могут быть как «дорогими» и «короткими», так и относительно «дешевыми» и «длинными». Не трудно догадаться, что последний вариант наиболее предпочтителен, ведь от характера привлеченных лизинговой компанией средств будет зависеть в конечном счете и ставка по лизингу, а соответственно и конкурентоспособность коммерческого предложения.
4.  Территориальная принадлежность (наличие развитой филиальной сети).
5. Наличие долгих и прочных связей с производителями и поставщиками транспортных средств, техники, оборудования.
6. Уровень сервиса, предоставляемого лизинговой компанией при импорте оборудования.

Новые тенденции на рынке

Возросшая конкуренция на рынке

Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2005 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский Arval (при банке BNP Paribas) и латвийский «Па-рекс Лизинг». До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: количество лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили». Но высокие темпы роста рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными.

У новых компаний амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн долл. США, «ИНГ Лизинг» – до 1 млрд долл. США уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с нуля до 55 млн долл. США. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто- и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.

На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», лизинговая компания «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»). Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.

Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей – у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.

Мнение эксперта

Пётр Ванюков, директор департамента по развитию бизнеса ОАО «Главлизинг» (Москва)

Наметившаяся тенденция выхода группы предприятий – представителей малого и среднего бизнеса из теневого сектора экономики способствует увеличению их числа среди клиентов лизинговых компаний. Ориентируясь на данный сегмент, лизинговые компании понимают, что, несмотря на низкую конкуренцию, работа с относительно небольшими по объемам сделками предполагает более высокую технологичность процесса структурирования сделки, типизацию документов и быстроту прохождения сделки. В свою очередь хотелось бы обозначить основные рекомендации для малых и средних предприятий – потенциальных лизингополучателей:
– им необходимо стремиться к правдивости и объективности отражения в финансовой и бухгалтерской отчетности всех существенных аспектов финансового положения компании, так как большинство из них имеет официальную отчетность, не отражающую реальное состояние дел на предприятии;
– специалисты этих компаний часто плохо осведомлены о таком инструменте финансирования, как лизинг, типовые формы лизинговых договоров для них в большинстве случаев являются препятствием, на котором и останавливается лизинговая сделка;
– наработав положительную кредитную историю, можно рассчитывать впоследствии и на более низкую стоимость услуги лизинга.

Личный опыт
Виктория Чеботарева,
финансовый директор ОАО «Фирма Изотерм» (Санкт-Петербург)

Рост конкуренции на рынке лизинговых услуг мы ощутили на собственном опыте. Три лизинговых договора мы заключали постепенно в течение полутора лет, и с каждым разом делать это нам было все легче. Лизинговые компании шли нам на уступки и по стоимости услуг, и при выборе поставщика (стали менее требовательны), и по минимальной стоимости сделки (она значительно снизилась).

Вадим Никитин, финансовый директор компании «ПомидорПром - Консервный Холдинг» (Москва)

Нам необходимо было приобрести оборудование для одной из региональных производственных площадок, зарегистрированной в регионе как отдельное юридическое лицо, поэтому переговоры велись с региональными лизинговыми компаниями. Однако предлагаемые ими условия были менее выгодные, чем у московских лизинговых компаний. Московских лизингодателей не остановил тот факт, что приобретаемое оборудование не серийное, изготавливается под конкретного лизингополучателя и будет установлено в отдаленном регионе. В результате мы получили оборудование на выгодных для нашей компании условиях.

Есть и еще один фактор, свидетельствующий, по моему мнению, об увеличении конкуренции на рынке лизинга. Поскольку оборудование, используемое нашей компанией, в основном делается под заказ, его производители для снижения рисков готовы приступать к изготовлению только после получения 100% оплаты При этом сроки изготовления некоторых видов оборудования достигают трех месяцев. Ранее лизинговые компании неохотно шли на такие условия работы, что приводило к увеличению доли авансового платежа и коэффициента удорожания. В большинстве случаев приходится договариваться с производителями оборудования о снижение размера авансовых платежей Однако в последнее время лизинговые компании все реже увеличивают стоимость своих услуг из-за длительности срока поставок оборудования, что, безусловно, является положительным моментом.

Дмитрий Шульцев, заместитель генерального директора компании «Балтийский лизинг» (Санкт-Петербург)

В современной конкурентной среде можно отметить следующие тенденции.
Для лизингодателя:
а) увеличение срока лизинга – сегодня это три – пять лет, максимальный срок лизинга – семь – десять лет для объектов классической недвижимости (здания, сооружения) и железнодорожного подвижного состава;
б)  снижение лизинговых ставок – в отдельных секторах лизинга оборудования ставки могут доходить до 5% годовых;
в)  уменьшение ставок – размер аванса может варьироваться от 10 до 20%. Есть случаи, когда компании работают без аванса;
г) лизинговые компании предлагают комплексное решение. Клиент может выбирать сразу из нескольких схем-проектов;
д) в отдельных секторах (дорожно-строительная и строительная техника, коммерческий автотранспорт, спецтранспорт) компании начинают практиковать переход к проектному финансированию, когда предмет лизинга рассматривается как основной источник дохода для погашения лизинговых платежей. В данном случае лизинговая компания не требует дополнительного гарантийного обеспечения (залога). Гарантией возврата лизинговых платежей является исключительно доходная часть бизнеса лизингополучателя от эксплуатации предмета лизинга;
е) компании формируют более сложный риск-портфель, где акцент делается на актив и проект. К формированию риск-портфеля лизинговая компания привлекает поставщиков оборудования (обратный выкуп, помощь в хранении и реализации предмета лизинга, дилерские скидки и пр.) и страховые компании (экономия на расходах по обязательному страхованию за счет партионности, создание ремонтно-страхового фонда в автопарках и т.д.).

Для лизингополучателя:
а) лизингополучатель начинает активнее использовать конкурентное давление в своих интересах, одновременно рассматривая проекты с несколькими лизинговыми компаниями и апеллируя к тем или иным преимуществам конкурентов в ходе переговоров;
б) наблюдается большая финансовая грамотность менеджмента лизингополучателей;
в) сегодня лизингополучатель более пристально рассматривает вопросы безопасности бизнеса, связанные с существованием права собственности у лизинговой компании на ключевое оборудование в технологическом процессе.

Мнение эксперта

Михаил Карасев, заместитель генерального директора ООО «ЛизингПромХолд» (Москва)

На данный момент в действующей редакции Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» понятие «оперативный лизинг» отсутствует, поэтому, на мой взгляд, говорить об этом виде лизинга в России сейчас не совсем корректно. В то же время понятие «возвратный лизинг», упоминающееся в законе, на практике выглядит как обычная сделка финансового лизинга, в которой одно юридическое лицо может быть и продавцом, и лизингополучателем. Эта норма укладывается в положения Гражданского кодекса РФ, касающиеся финансовой аренды (лизинга), и имеет место в международной и российской практике ведения бизнеса. Суммарная стоимость сделок по возвратному лизингу, по данным на 2005 год, по разным оценкам составляет примерно 4–5% от общего объема российского рынка лизинга.

Что касается оперативного лизинга, то, по моему мнению, в отсутствие законодательной базы под ним понимается долгосрочная аренда на два – семь лет, при этом срок аренды не превышает периода амортизации предмета лизинга, и механизм ускоренной амортизации не действует. В зависимости от нужд лизингополучателя оперативный лизинг может оказаться удобнее и выгоднее, чем финансовый, несмотря на то что для клиента он обойдется дороже, поскольку для лизинговой компании это достаточно рисковый вид деятельности, что объясняется определенными сложностями при оценке стоимости оборудования и дальнейшей его сдаче в аренду. Лизинговая компания при оперативном лизинге также принимает на себя обязательства по установке оборудования, его монтажу, логистическому и техническому обслуживанию. Из-за достаточно высокой стоимости подобный сервис, связанный с частой заменой оборудования, недоступен большинству предприятий, находящихся в стесненном финансовом положении.

Таким образом, оперативный лизинг предназначен главным образом для обслуживания автопарков или, по крайней мере, группы из нескольких автомобилей – тогда издержки, связанные с уплатой больших лизинговых платежей, компенсируются отсутствием необходимости создавать на предприятиях собственные транспортные службы и платить за сервисное обслуживание предмета лизинга.

Новые лизинговые продукты

Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись в 2005 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта – самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок автолизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будет развиваться весь российский лизинговый бизнес.

Лизинг с полным набором услуг ( Full-service leasing). Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции – приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю – берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств – от услуги по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты.

Этот вид сделки пользуется широкой популярностью в развитых странах. В настоящее время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают и многие российские операторы автолизинга.

Оперативный лизинг. Если раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005 году этот продукт появился в ассортименте лизинговых компаний. От традиционного для России финансового лизинга он отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект лизинга не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочные, чем договоры финансового лизинга. Оперативный лизинг имеет свою довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые два-три года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например в строительстве или сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге.

В России сделки операционного лизинга оказались приравнены к обычной аренде и лишились налоговых преимуществ лизинга после принятия Федерального закона от 29.01.02 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге».

Мнение эксперта

Евгений Колесов, заместитель коммерческого директора компании «Балтийский лизинг» (Санкт-Петербург)

О перспективах лизинга недвижимости

В настоящее время со стороны девелоперов и риелторов наблюдается достаточно «прохладное» отношение к лизингу недвижимости. Полагаю, ситуация с продвижением лизинга недвижимости будет развиваться примерно так же, как в свое время с продажами дорогих машин. Поначалу их реализовывали только за полный наличный расчет, аргументируя тем, что у покупающих автомобили за 50–70 тыс. долл. США деньги и так есть. Теперь все автосалоны предлагают не только продажу машин, но и финансирование их приобретения. То же происходит на рынке лизинга недвижимости. Пока спрос превышает предложение, присутствует так называемый «рынок продавца», то есть условия по рынку определяет продавец. Когда инициатива перейдет к покупателям, потребуется предлагать не только сам продукт, но и финансирование под него, и отношения консультантов, девелоперов, риелторов к лизингу неминуемо изменятся.

О лизинге недвижимости активно говорят последние полтора-два года. Можно подумать, что это предажиотажное состояние. На самом деле данное направление будет развиваться медленно, но упорно, скачка не произойдет. Этому способствует ряд объективных причин. Во-первых, существуют несоответствия рыночных цен на недвижимость и цен, фигурирующих в договорах купли-продажи. Это особенно касается вторичного рынка, где суммы по договору нередко составляют всего 10–15% от реальной стоимости. Во-вторых, у риелторов и девелоперов отсутствует реальная практика работы с лизинговыми компаниями. Наработка такого опыта – достаточно длительный процесс. В-третьих, процесс прохождения документов по операциям с недвижимостью в органах госрегистрации пока остается недостаточно отработанным, да и правоустанавливающая документация на недвижимость и земельные участки оставляет желать лучшего.

Существует также проблема с порядком расчета с продавцом недвижимости. Если в сделках с оборудованием право собственности переходит по условиям контракта, то с недвижимостью – только после госрегистрации. Кроме этого лизинговой компании следует оформить недвижимость в пользу финансирующего банка для получения кредита. Каждая операция требует времени, а продавцы недвижимости не всегда готовы ждать долго и зависеть от действий третьих лиц. Реальный выход для лизинговых компаний из этой ситуации – финансировать сделки за свой счет с последующим возмещением средств через банк. Но это могут себе позволить только самые крупные компании, имеющие достаточно собственных средств. Сегмент, в котором, как мы полагаем, лизинговые услуги будут наиболее востребованы, – складские, производственные, офисные помещения от 300 тыс. до 800 тыс. долл. США. Чаще всего приобретают через лизинг офисные и складские помещения: стоимость аренды стала настолько высока, что лизинговые платежи практически равны арендным, и при этом клиент реально инвестирует в свое будущее.

Первая сделка с недвижимостью у нас прошла достаточно давно – в конце 90-х годов, когда компания еще не ставила перед собой задачу выхода на данный рынок. Это была вынужденная процедура в рамках более крупного проекта. Мы понимаем, что лизинг недвижимости по количеству и объему сделок будет занимать довольно небольшой объем в портфеле компании, но тем не менее работу на данном рынке считаем весьма перспективной.

На практике сделки операционного лизинга в настоящее время осуществляются по следующей схеме. Предмет лизинга передается лизингополучателю (обычно на срок более шести месяцев) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот). После возврата предмета лизингодателю он передается другому лизингополучателю, но уже на условиях обычной аренды. По оценке Ассоциации «Рослизинг», в 2005 году объем сделок оперативного лизинга с автотранспортом составил не менее 30 млн долл. США (в 2003 году - только 300 тыс. долл. США). В 2003 году такие сделки заключали две компании, в 2005 - уже восемь. Это такие компании, как «Вольво Финанс Сервис Восток», «Глобус Лизинг» и «Балтийский лизинг». Рост объема сделок оперативного лизинга в условиях отсутствия налоговых льгот свидетельствует о высоком спросе на этот финансовый механизм.

Личный опыт
Вадим Никитин, финансовый директор компании «ПомидорПром - Консервный Холдинг» (Москва)

Оперативный лизинг в нашей стране находится пока в зачаточном состоянии. Дело в том, что для лизинговых компаний это достаточно рискованный продукт, поскольку предусматривает, что лизингодатель отвечает за установку, монтаж и техническое обслуживание оборудования. Расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемого в аренду имущества, покрываются арендными платежами, получаемыми от нескольких лизингополучателей, и возникают риск простаивания оборудования и расходы по его хранению при поиске и передаче оборудования следующему лизингополучателю.

С точки же зрения лизингополучателя, этот продукт, несмотря на высокую стоимость по сравнению с финансовой арендой, даже в условиях развитого рынка лизинга во многих случаях может быть более выгоден, так как у лизингополучателя отпадает потребность в монтаже, регистрации и техническом обслуживании оборудования, а в дальнейшем появляется возможность заменить старое оборудование на новое без внесения авансового платежа. Для крупного и динамично развивающегося бизнеса оперативный лизинг позволяет всегда использовать новое оборудование, а для среднего бизнеса он актуален тем, что появляется возможность получить не новое, но рабочее оборудование и расплачиваться за него в течение нескольких лет, учитывая лизинговые платежи в себестоимости продукции. Поэтому я считаю, что с ростом конкуренции на рынке лизинговых услуг оперативный лизинг будет расширяться, а его стоимость снижаться.

Возвратный лизинг. Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях лизинговых компаний. В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду.

Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.

Лизинг для физических лиц. Этот продукт интересен прежде всего предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не сдает отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости ведения учета предмета лизинга и лизинговых платежей.

Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обусловливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки.

Несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса предмет лизинга, например грузовой автомобиль, – это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов даже ограничить себя, чтобы погасить очередной лизинговый платеж.

Перспективы лизинга для физических лиц выглядят оптимистично. В ряде стран Европы лизинг для частных лиц занимает значительную долю местных рынков лизинга. Так, в Германии на этот сегмент приходится 9,2% всего рынка лизинга, причем предметом подавляющего большинства сделок в этом сегменте становятся как раз автомобили. В России такой финансовый продукт может перетянуть на себя часть рынка автокредитования, объем которого в 2005 году уже превысил 2 млрд долл. США.

На российском рынке услуги лизинга для частных лиц предлагают пока немногие компании - «Столичная лизинговая компания», лизинговая компания «Свое дело», «Независимость Land Rover» и др.

Лизинг недвижимости. По мнению представителей ряда лизинговых компаний, сегодня начал развиваться лизинг недвижимости - коммерческой (офисы) и производственной (склады, цеха, терминалы).

Личный опыт
Пётр Ванюков, директор департамента по развитию бизнеса ОАО «Главлизинг» (Москва)

Большие надежды лизингодателей связаны с растущим потенциальным спросом на коммерческие помещения в лизинг. Общая доля лизинга недвижимости в портфеле большинства лизинговых компаний пока незначительна, но есть основания рассчитывать на серьезное развитие данного объекта финансовой аренды. Лизинг недвижимости сегодня представляет реальную альтернативу банковскому кредиту или ипотеке Лизинг коммерческой недвижимости ввиду своей специфики растет гораздо медленнее, чем лизинг автотранспорта или промышленного оборудования. Эта ниша в России еще не освоена, но динамика роста данного сегмента рынка, безусловно, обнадеживает.

Так, доля лизинга недвижимого имущества в общей сумме заключенных договоров лизинга составляла в 2002 году 0,2%, а за прошедший год достигла 5%. В мировой практике доля недвижимости - порядка 30%. При этом следует отметить, что одна сделка с недвижимостью стоит нескольких договоров с другими предметами лизинга. Положительный налоговый эффект от лизинга недвижимости и его очевидные преимущества по сравнению с кредитом, ипотекой, арендой, приобретением в собственность дают основание полагать, что он будет развиваться в ближайшие годы высокими темпами. Для полноценного развития лизинга недвижимости необходимо решение нескольких вопросов: возможность привлечения долгосрочных кредитов (более пяти лет), устранение существующих противоречий в законодательстве, а также более активное участие в процессе риелторских и строительных компаний, для которых лизинг недвижимости зачастую остается малознакомым продуктом в отличие от традиционных аренды и купли-продажи.

Перспективы рынка

Приход зарубежных гигантов – не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса. Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных.

Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами – крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.

Личное мнение
Валерий Ярован, руководитель Управления стратегического развития компании «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»

Лизинговые сделки становятся более сложными и длительными, отсюда возникает необходимость в оказании услуг по управленческому и финансовому консалтингу. Лизинговая компания в данном случае становится не просто звеном между поставщиком и лизингополучателем, а интеллектуальным организационным центром. Эти возможности лизинговой компании востребованы при сложной схеме лизинга, например при лизинге производственной недвижимости (большое количество наименований в предмете лизинга).

Таблица 1 Основные условия предоставления транспорта в лизинг

Параметры Легковые автомобили Грузовой транспорт
Стоимость машин, тыс. долл. США 10–1660
Аванс От 0% от стоимости автомобиля (без учета страхования)
Срок лизинга 13 месяцев – для автомобилей стоимостью до 354 тыс. руб.; 25 месяцев – для автомобилей стоимостью более 354 тыс. руб. и с объемом двигателя менее 3500 куб. см (возможно увеличение срока лизинга до 36 месяцев); 57 месяцев – для автомобилей стоимостью более 354 тыс. руб. и с объемом двигателя более 3500 куб. см 21 месяц – прицепы и полуприцепы, грузовые автомобили с грузоподъемностью (г/п) до 5 т, самосвалы, автоцистерны для перевозки нефтепродуктов; 29 месяцев – грузовые автомобили с г/п от 5 до 15 т, тягачи с нагрузкой на седло до 7,5 т, автофургоны, автоцистерны прочие; 41 месяц – тягачи с нагрузкой на седло более 7,5 т, грузовые автомобили с г/п свыше 15 т
Удорожание в год От 5,56% от первоначальной стоимости автомобиля (при авансе 30%) От 7,64% от первоначальной стоимости грузовика (при авансе 30%)
Требования к потенциальным лизингополучателям 1. Опыт ведения бизнеса – не менее двух лет.
2. Среднемесячная выручка по официальному отчету о прибылях и убытках – не менее 70% от стоимости машины
Перечень запрашиваемых документов 1. Учредительные документы.
2. Копии бухгалтерской отчетности за четыре последние отчетные даты.
3. Анкета лизингополучателя и заявка на лизинг

В ряде случаев существуют и спецпредложения, сформированные лизинговыми компаниями совместно с поставщиками транспортных средств (или других предметов лизинга).

По данным компании ООО «ЛизингПромХолд». Условия лизинга определяются индивидуально в зависимости от клиента и ому представлены самые усредненные данные для наиболее востребованных предметов лизинга.

Таблица 2 Рейтинг лизинговых компаний по размеру оплаченных лизинговых платежей, тыс. руб.

№ в рейтинге Название Оплаченные лизинговые платежи
1 ОАО «РТК-ЛИЗИНГ» 7 479 065
2 ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» 4 750 107
3 ОАО «Авангард-Лизинг» 3 777 882
4 ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» 3 443 146
5 ОАО «Росагролизинг» 2 981 613
6 ОАО «КамАЗ» 2 923 480
7 ООО «Глобус-лизинг» 2 692 191
8 АЛК «Промсвязьлизинг» 2 316 330
9 ООО «ЛК ММБ» 2 250 675
10 ЗАО «Европлан» 1 886 955
11 ООО «Каркаде» 1 835 100
12 Группа компаний «Интерлизинг» 1 712 892
13 ОАО «Югорская лизинговая компания» 1 622 614
14 ООО «Элемент Лизинг» 1 351 968
15 ООО «Ханса Лизинг» 1 307 025
16 ООО «ЛизингПромХолд» 1 203 923
17 ОАО «Лизинговая компания «Магистраль Финанс» 1 074 847
18 ООО «Группа финансовых технологий» 779 099
19 ЛК «Медведь» 745 328
20 ООО «РБ ЛИЗИНГ» 619 982
21 ООО «Петербургская лизинговая компания» 574 910
22 ЗАО «Московская лизинговая компания» 559 222
23 ЗАО «Промлизинг» 553 148
24 ОАО «Росагроснаб» 540 000
25 ОАО «УралЛЦ» 536 897
26 ООО «ЮТэйр-Лизинг» 536 136
27 ООО «Брансвик Рейл Лизинг» 519 099
28 ООО «РЕСОТРАСТ» 503 829
29 ОАО «НОМОС-Лизинг» 459 152
30 ОАО «МИК» 420 114
31 ООО «Ярфинвест» 415 463
32 ЗАО «ДельтаЛизинг» 402 511
33 ЗАО «ЛК «Сибирьгазлизинг» 377 681
34 ООО «Оренбурггазпромлизинг» 371 523
35 ООО «РЕСО-Лизинг» 365 913
36 Холдинг «Петроконсалт» 355 668
37 ООО «Транспортная лизинговая компания» 324 378
38 ОАО «БелФин» 320 513
39 ООО «Аленир» 316 025
40 ЗАО «Гознак-лизинг» 315 447
41 ООО «Внешлизинг» 312 220
42 ООО «ТопКом Инвест» 282 449
43 ООО «Лизинг-Моторс» 241 836
44 ООО «Приволжье-лизинг» 236 712
45 ООО «Независимость Авто-Лизинг» 227 365
46 ООО «ЛИЗИНГ-Инвест» 209 320
47 ГК «Ураллизинг» 206 097
48 ООО «РосБизнесЛизинг» 204 394
49 ГУП ЛК «Туймаада-лизинг» 188 694
50 ЗАО «Атлант-М Лизинг» 175 598
51 ЗАО «Техноспецсталь-Лизинг» 166 758
52 ООО «ТрансЛизингКом» 160 415
53 ООО «Верхневолжская лизинговая компания» 141 410
54 ООО «Аргумент» 125 949
55 ООО «Агропромышленная финансовая компания» 125 200
56 ООО «Экспресс-Волга-Лизинг» 119 572
57 ЗАО «Технолизинг» 117 338
58 ООО «Тольяттинская лизинговая компания» 115 698
59 ЗАО «Первая лизинговая компания» 103 589
60 ЗАО «Прогресс-Лизинг» 100 696
61 ОГУП «Курскагропромлизинг» 93 955
62 ООО «Комиинкорлизинг» 86 080
63 ООО «ВСП-Лизинг» 85 249
64 ООО «ТРАНСЛИЗИНГ» 78 533
65 ООО «Лизинговая компания «ЦФМ» 73 442
66 ООО «Внештранссервис» 72 287
67 ЗАО «Поволжский дом лизинга» 71 760
68 ЗАО «Локат Лизинг Руссия» 68 930
69 ООО «Бэлти-Гранд» 40 720
70 ООО ЛК «Техуниверсал» 39 855
71 ООО «Скания Лизинг» 39 217
72 ООО «Титан-лизинг» 33 859
73 ООО «ВЕЙТУС» 33 101
74 ООО «Экспресс Лизинг» 32 726
75 ЗАО «РОССТРО-Лизинг» 32 639
76 ООО «Парекс Лизинг» 32 342
77 ООО «ЛК ОПК» 30 808
78 ООО «Лизинговая компания «Скандинавия» 29 966
79 ООО «Геоснабсервис» 25 392
80 ЗАО «Промышленная лизинговая компания» 24 224
81 ЗАО «Лизинговая компания «Альтернатива» 11 158
82 ООО «Лизинговые технологии» 6896
83 ЗАО «Премьер-Лизинг» 4402
84 ЗАО «Премьер – Лизинг НН» 3965
85 ООО «Торговые Технологии» 1200
86 ЗАО «Руст» 681
87 ЗАО «Яков Семенов» 87

По данным Ассоциации «Рослизинг»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль