Управление эффективностью компании на основе ROI

6662
Афанасьев Александр
главный редактор журнала «Финансовый директор»
С позиции собственников и инвесторов бизнес привлекателен, если рентабельность вложенных активов превышает средневзвешенную стоимость капитала компании. Поэтому создание системы управления компанией на основе рентабельности инвестиций очень важно для повышения эффективности работы компании.
Управление эффективностью компании на основе ROIИнтервью с генеральным директором компании «Когито Инвестмент» Алексеем Молвинским



Что, на Ваш взгляд, дает компании создание системы управления на основе показателя рентабельности инвестиций?

– После того как сформирована миссия и определены стратегические цели компании, проводится SWOT-анализ1, позволяющий выявить доступные ресурсы и возможности развития, а самое главное — ограниченные ресурсы предприятия. Внедрив систему управления компанией на основе ROI2, менеджмент получит инструмент, позволяющий эффективно управлять ограниченными ресурсами. Надо отметить, что в качестве ресурсов компании следует рассматривать не только денежные средства, оборудование, производственные и складские площади, но и персонал, рабочее время, логистику поставок и т. д.

Как правило, значение ROI рассчитывается для предприятия как отношение показателя EBITDA — прибыль до выплаты процентов, налогов и увеличения амортизации (earnings before interest, tax, depreciation and amortization) - к инвестированным активам. Под инвестированными подразумеваются внеоборотные активы компании и рабочий капитал (оборотные активы за вычетом кредиторской задолженности и денежных средств). Для того чтобы значение ROI в целом по компании было максимальным, менеджмент должен:

  • закрыть или передать на аутсорсинг такие сегменты бизнеса, ROI по которым значительно ниже средневзвешенной стоимости капитала (WACC) компании;
  • обеспечить максимально эффективное использование ограниченных ресурсов сегментами бизнеса.

Что подразумевается под сегментом бизнеса?

– Наиболее распространенный пример сегмента - структурно обособленное подразделение компании, скажем филиал или один из магазинов торговой сети. При этом к сегментам также могут относиться товарные позиции, цеха и подразделения, рынки сбыта, покупатели и поставщики компании, маршруты поставки товаров. Состав сегментов для каждой компании уникален и зависит от специфики деятельности предприятия. Для транспортной компании, которая занимается перевозками металла, зерна и нефти, необходимо выделить следующие сегменты:
- перевозимые грузы;
- подписанные контракты на транспортировку (или выделение сегментов по клиентам);
- транспортные маршруты.

Определив рентабельность инвестиций для каждого из выделенных сегментов, менеджмент компании на основании этого показателя может решить оптимизировать товарный ассортимент, отказаться от взаимодействия с нерентабельными клиентами и поставщиками, прекратить работу на невыгодных для бизнеса рынках. Иначе говоря, если значение ROI отдельного сегмента меньше средневзвешенной стоимости капитала, можно рекомендовать закрыть данное направление деятельности или передать его на аутсорсинг. Это позволит повысить ROI в целом по компании и перераспределить высвободившиеся ограниченные ресурсы между сегментами, которые были признаны эффективными.

Ограничения применения ROI при управлении компанией

Среди основных недостатков, связанных с расчетом ROI, можно выделить возможность искажения этого показателя, например, в результате отсрочки ремонта, сокращения издержек на исследования и маркетинг. Другими словами, значение рентабельности инвестиций повысится, в то время как в целом ситуация в компании ухудшится.

Необходимо отметить, что решения о покупке или продаже подразделений компании, принимаемые на основании показателя рентабельности инвестиций, не всегда оправданны. Если мотивация менеджеров холдинга привязана к значению показателя рентабельности инвестиций, то может возникнуть следующая ситуация. Менеджер, контролирующий несколько подразделений, среднее значение ROI по которым составляет 20%, будет заинтересован продать одно из них с наименьшей рентабельностью инвестиций, к примеру 15%.

Однако если в компании есть подразделения, управляемые другими менеджерами, рентабельность инвестиций в которые меньше 15%, то среднее значение ROI в целом по холдингу снизится. В такой ситуации решение о продаже части бизнеса будет оправданно, если ROI реализуемого подразделения меньше стоимости привлечения денежных средств (стоимости банковских кредитов).

Другим примером может служить ситуация, когда показатель рентабельности инвестиций определяется для научно-исследовательского подразделения компании. Как правило, такие подразделения убыточны, но требуют больших инвестиций, следовательно, ROI будет низким, но это не означает, что компании следует их продать.

– Как рассчитать значение ROI для сегмента?

– ROI сегмента рассчитывается как отношение вклада на покрытие к сумме активов, используемых сегментом в обычной деятельности.

Вклад на покрытие - разница между доходами сегмента и его релевантными затратами.

Справка
Релевантными являются затраты, которые зависят от принятого управленческого решения. К примеру, затраты на сырье и материалы для конкретного вида выпускаемой продукции - релевантные, так как, приняв решение о прекращении производства данной продукции, компания не будет их нести. Затраты же на содержание бухгалтерии - нерелевантные, поскольку после прекращения выпуска одного из продуктов бухгалтерия будет вести учет по оставшимся наименованиям продукции.

К примеру, в компании, осуществляющей пошив одежды, в качестве сегментов определены товарные позиции (пальто, брюки, пиджаки и т. д.). Для сегмента «пальто» затраты на материалы и заработную плату производственных рабочих - релевантные. При этом если швея может шить не только пальто, но и другую продукцию, но достоверно распределить ее заработную плату по выпускаемой продукции невозможно (не ведется учет времени, затраченного на пошив той или иной одежды), то такие затраты будут нерелевантными для сегмента «пальто» и учитываться при расчете вклада на покрытие по предприятию в целом. Для того чтобы рассчитать значение ROI, все доходы и расходы компании должны быть представлены в разрезе сегментов (см. таблицу).

Для определения рентабельности инвестиций для сегмента «предприятие» используется вклад на покрытие № 3, для сегмента «выпускаемая продукция» — вклад на покрытие № 2 и т. д.

Личный опыт
Олег Фракин, финансовый директор компании «Винный Мир» (Москва)

У нас два основных бизнес-направления: торговля алкогольной продукцией и осуществление функций таможенного брокера. В первом случае учет всех хозяйственных операций ведется достаточно стандартно — по позициям продуктового портфеля. При формировании ассортимента в первую очередь предпочтение отдается тем товарам, которые имеют наибольший вклад на покрытие. Для второго направления бизнеса нашей стратегической задачей была максимально возможная диверсификация клиентской базы, поэтому нередко мы работаем с компаниями-клиентами, по которым достаточно низкий вклад на покрытие.

К активам, используемым в обычной деятельности сегмента, относятся запасы сырья и материалов, производственное оборудование и помещения, дебиторская задолженность. К примеру, ROI покупателя будет рассчитан как отношение вклада на покрытие к сумме дебиторской задолженности клиента и стоимости зарезервированных для него запасов готовой продукции.

Для того чтобы вести учет доходов и расходов, а также используемых активов (оборудования, производственных и складских площадей, дебиторской задолженности) в разрезе сегментов, к счетам управленческого учета потребуется открыть дополнительные субсчета или добавить необходимые аналитические признаки. При использовании автоматизированных систем учета это позволит быстро получить необходимую информацию.

– Вы сказали, что для максимизации значения ROI в целом по компании недостаточно перераспределить ограниченные ресурсы среди сегментов с наибольшей рентабельностью инвестиций. Что еще необходимо предпринять?

– Один из основных подходов к управлению ограничениями — увеличение в общей выручке компании доли тех сегментов, которые обладают наибольшей рентабельностью на единицу ограниченного ресурса. Этот показатель рассчитывается как отношение вклада на покрытие сегмента к количеству используемого ограниченного ресурса. В качестве примера можно привести опыт одного крупного хлебокомбината. Спрос на продукцию хлебокомбината был практически не ограничен из-за отсутствия высокой конкуренции на рынке. Стратегическая цель компании была определена как максимальное увеличение прибыли. Ограниченный ресурс — производственная мощность печи, которая на тот момент работала в три смены, и дальнейший рост объемов производства был невозможен. Чтобы повысить эффективность использования печи, для каждой товарной позиции (сегмента) были определены вклад на покрытие и время обработки в печи единицы продукции.

После этого рассчитали рентабельность ограниченного ресурса, а именно рентабельность часа работы печи. На основании этого показателя был проранжирован весь товарный ассортимент компании в порядке убывания. Следующим шагом стало изменение планируемого к реализации товарного ассортимента. В соответствии с новым планом продаж более 80% выручки приходилось на те виды продукции, у которых показатель рентабельности часа работы печи был наибольшим. Только за счет этого предприятию удалось увеличить прибыль более чем в два раза, не инвестируя дополнительные средства в производственные мощности.

Для торговых и транспортных компаний актуален такой показатель, как рентабельность тонны перевозимого груза, для компаний сферы услуг - рентабельность человеко-часа и т. д.

Таблица Отчет о прибылях и убытках в разрезе сегментов компании

Статьи доходов и расходов Итого по группе компаний Группа компаний
предприятие «А» предприятие «Б»
Выпускаемая продукция
А B С D
Выручка от реализации X<1> X X X X
Скидки, бонусы (X) (X) (X) (X) (X)
Доход от реализации, нетто X X X X X
Прямые расходы (в том числе на материалы, заработную плату производственных рабочих) (X) (X) (X) (X) (X)
Вклад на покрытие (ВП) № 1 X X X X X
Разделяемые накладные расходы <2> (по видам продукции) (X) (X) (X) (X) (X)
Вклад на покрытие по продукту № 2 X X X X X
Разделяемые накладные расходы (по предприятиям) (X) (X) (X)
Вклад на покрытие по предприятию № 3 X X<3> X
Общие накладные расходы группы компаний (X) (X)
Чистая прибыль компании X X

<1> X, (Х) - условное обозначение сумм доходов и расходов соответственно. - Примеч. редакции.
<2> Разделяемые накладные расходы - это часть общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов, которая может быть достоверно распределена между сегментами компании одного уровня. Например, расходы на рекламу конкретной продукции компании или амортизация здания и оборудования, используемого конкретным подразделением.
<3> Вклад на покрытие предприятия «А» определяется как сумма вкладов на покрытие № 2 по выпускаемым продуктам (А и В) за вычетом разделяемых накладных расходов по предприятиям. - Примеч. редакции.

Личный опыт
Виктор Шапкин, начальник отдела управленческой отчетности и ПЭО компании ООО «Алькор и Ко» (Москва)

На предыдущем месте работы передо мной стояла задача формирования оптимального производственного портфеля. Исходными данными являлись возможные объемы спроса на производимую продукцию, ограничения производительности оборудования, себестоимость продукции, издержки хранения. Для определения портфеля я сформулировал задачу, смысл которой заключался в нахождении оптимального соотношения между количеством производимой продукции для достижения максимальной прибыли. Подобные задачи линейного программирования решаются симплекс-методом1. Я использовал для решения Excel.

В результате расчета были подготовлены рекомендации по оптимизации производственного портфеля и разработана модель, позволяющая, изменяя исходные данные, формировать в будущем ассортимент производимой продукции.

На что следует обратить внимание финансовым директорам, которые будут использовать описанные подходы на своих предприятиях?

– Для того чтобы система управления компанией, в основе которой лежит расчет ROI, была эффективна, необходимо закрепить ответственность за выполнение целевых значений ROI за конкретными должностными лицами. После этого не составит труда внедрить систему мотивации - а значит обеспечить выполнение поставленных задач.

1 См. статью «SWOT-анализ на службе финансового директора» - Примеч. редакции.
2 Return on Investment (ROI) - в русском издании наиболее известного учебника по управленческому учету К. Друри «Управленческий и производственный учет» (перевод с англ. В.Н. Егорова) ROI переводится как «поступления на инвестиции». Также в различных учебниках и публикациях ROI может переводиться как «возврат на инвестиции», «окупаемость инвестиций» и др. Алексей Молвинский использует термин «рентабельность инвестиций». - Примеч. редакции.
3 Подробнее об этом см. статью «Как оптимизировать ассортимент» - Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль