text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы

  • 15 июня 2018
  • 30737
методолог МСФО и US GAAP
МСФО  (IAS) 38 Нематериальные активы

МСФО (IAS) 38 – это стандарт, посвященный работе с нематериальными активами. Нематериальный актив по МСФО – это актив, не имеющий физической формы. Он также должен относиться к категории немонетарных активов, и быть идентифицируемым. Разберемся, что это означает на практике.

Что такое НМА в МСФО

Нематериальные ресурсы (или активы, не имеющие физической формы) – это затраты на научные или технические знания, проектирование и внедрение новых процессов или систем, интеллектуальная собственность, знания о рынке, торговые марки, лицензии.

Учет нематериальных активов (далее НМА) регулирует МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы». Стандарт различает нематериальный ресурс и нематериальный актив, а именно: не все нематериальные ресурсы соответствуют определению нематериального актива, более того, не каждый нематериальный актив признается в отчетности по МСФО.

Скачайте и возьмите в работу:

Иконка WordМеждународный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы»

Определение НМА

Чтобы нематериальный ресурс соответствовал определению нематериального актива в МСФО он должен:

  • соответствовать определению актива по МСФО. Должны выполняться условия наличия прав на получение будущих экономических выгод и контроля со стороны компании. Обычно именно юридические права являются гарантом контроля, так как их можно реализовать через суд. Но возможны и иные источники контроля.
  • быть идентифицируемым.

Актив удовлетворяет критерию идентифицируемости, если выполняется хотя бы одно условие:

  • актив является отделимым (то есть, может быть продан, передан, лицензирован, предоставлен в аренду или обменян индивидуально или с вместе с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством – независимо от намерений компании);
  • актив возникает в результате договорных или других юридических прав (в этом случае независимо от того, являются ли такие права передаваемыми или обособляемыми от компании или от других прав и обязанностей). См. также международные стандарты финансовой отчетности: основные положения.

ИконкаЧитайте также:

ИконкаКак трансформировать нематериальные активы: есть подвох

О чем: новые ПБУ приближены к МСФО, и это сокращает количество корректировок при трансформации отчетности. Но с трансформацией некоторых статей придется помучиться, например, при учете нематериальных активов.

ИконкаУчет НМА при объединении бизнеса

О чем: одной из сложностей при учете сделок по объединению бизнеса является выявление и признание в консолидированном балансе нематериальных активов, возникших в результате объединения бизнесов, то есть активов, которые ранее не были отражены в балансе приобретаемой компании. Рассмотрим вопросы их идентификации и признания, а также последующего учета.

Примеры нематериальных ресурсов, которые обычно соответствуют определению НМА

Приобретенное компьютерное программное обеспечение, патенты, авторские права, кинофильмы, лицензии, квоты, франшизы, НМА основанные на договоре, нематериальные активы в процессе собственной разработки при выполнении определенных условий.

Примеры нематериальных ресурсов, которые редко соответствуют определению НМА:

  • технические знания и знания рынка: данные затраты не соответствуют определению НМА, так как компании сложно подтвердить, что она контролирует возникающие от них будущие экономические выгоды. В данных случаях подтвердить контроль можно такими юридическими правами, как авторское право, правовая обязанность работника соблюдать конфиденциальность, ограничения в торговом договоре;
  • квалифицированный персонал: аналогично – обычно компания не имеет достаточного контроля. В исключительных случаях особый талант сотрудника будет соответствовать определению НМА, если у компании есть юридические права на его использование (например, как в случае с футболистами), а также выполняются остальные критерии НМА;
  • отношения с клиентами и доля рынка: обычно компания не имеет юридических прав на защиту экономических выгод, ожидаемых от сотрудничества с клиентами или контроля над их будущей лояльностью. Исключение, если существуют операции обмена, предметом которых являются аналогичные отношения с клиентами, так как это будет свидетельствовать об отделимости НМА.

Иконка часыЧтобы прочитать эту статью, Вам понадобится 7 минут. Чтобы разобраться в теме, советуем дочитать до конца!

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»Для самых нетерпеливых стандарт МСФО (IAS) 38

Примеры затрат, которые несут будущие экономические выгоды, но при этом не создают никакие активы. Это затраты:

  • связанные с подготовкой к началу производства или открытие нового бизнеса;
  • на обучение персонала;
  • на рекламу и деятельность по продвижению продукции;
  • на передислокацию или реорганизацию части или всей компании.

Если статья не отвечает определению нематериального актива, то затраты на ее создание или приобретение признаются в качестве расходов в периоде возникновения.

Актив, включающий материальный и нематериальный компонент, ОС или НМА?

Некоторые НМА могут помещаться на физическом носителе – например, компьютерное обеспечение помещается на компакт-диске, лицензии и патенты – в юридической документации, некоторые НМА содержатся на пленке. Для того, чтобы определить, как учитывать данный актив, как основное средство или НМА, необходимо оценить, какой из элементов (материальный или нематериальный) более значимый. Например:

  • станок с компьютерным управлением, который не может функционировать без специального программного обеспечения – основное средство, неотъемлемой частью которого является программное обеспечение (аналогично – операционная система компьютера);
  • программное обеспечение на компакт-диске – НМА, так как значимость нематериального компонента несоразмерно выше материального.   

ИконкаЕще по теме:

ИконкаКогда нужно признать в учете отношения с клиентами

О чем: нужно ли отражать такой нематериальный актив, как база клиентов, в отчетности по МСФО.

ИконкаКак определить стоимость торговой марки без помощи оценщика

О чем: как определить справедливую стоимость торговой марки и можно ли это сделать, не привлекая оценщика.

Критерии признания НМА в отчетности по МСФО

Для признания в МСФО-отчетности недостаточно только соответствия определению нематериального актива. МСФО (IAS) 38 вводит дополнительные ограничения. Нематериальный актив подлежит признанию тогда и только тогда, когда:

  • получение компанией будущих экономических выгод оценивается как вероятное;
  • надежность оценки первоначальной стоимости.

Обратите внимание!

В определенных обстоятельствах учет НМА регулируется иным МСФО (не IAS 38):

  • НМА, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности – учитываются по МСФО (IAS) 2 «Запасы»;
  • долгосрочные НМА, классифицированные как предназначенные для продажи – учитываются по МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» (читайте также Внеоборотные активы: как учесть и анализировать);
  •  затраты на веб-сайт учитываются по Разъяснению ПКР (SIC) 32 «Нематериальные активы – затраты на веб-сайт»;
  • гудвил, приобретенный при объединении бизнесов – определяется по МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»;
  • аренда НМА – учитывается по МСФО (IFRS) 16 «Аренда»;
  • прочие обстоятельства перечислены в пункте 3 МСФО (IAS) 38.

Анализ нематериальных активов по критериям признания уместно разделить на четыре категории:

  • покупные НМА;
  • НМА, созданные собственными силами;
  • гудвил
  • НМА, приобретенные в ходе объединения бизнесов.

Рассмотрим каждую из них.

Покупные нематериальные активы

Для отдельно приобретенных НМА вероятностный критерий признания всегда считается выполненным: уплаченная цена показывает ожидания компании, относительно притока будущих экономических выгод. Также первоначальная стоимость такого НМА поддается надежной оценке. Поэтому они всегда признаются в отчетности по МСФО.

Первоначальная стоимость отдельно приобретенного НМА включает в себя:

  • цену покупки (включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги);
  • все затраты, непосредственно относящиеся к подготовке актива к использованию по назначению (зарплата работникам, консультантам, затраты на проверку надлежащего функционирования актива);
  • если отсрочка по оплате НМА выходит за рамки обычных условий кредитования, то часть вознаграждения признается в качестве процентных расходов на протяжении всего срока кредитования (за исключением ситуаций, когда проценты подлежат капитализации по МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»).

НМА, созданные собственными силами

Для целей признания НМА, созданные собственными силами, делятся на две категории по критерию завершенности: стадия исследований и стадия разработок.

Обратите внимание!

Такие внутренне созданными НМА, как торговые марки, титульные данные, издательские права, клиентские базы и аналогичные по существу статьи - не подлежат признанию как актив и признаются в качестве расхода, так как их невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом.

Однако, если аналогичные активы приобретаются в ходе объединений бизнесов, их учет регулирует МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» и они подлежат признанию как НМА (отдельно от гудвила), если соответствуют определению НМА.

НМА, являющиеся результатом исследований, не подлежат признанию. Такие затраты признаются в качестве расходов в момент возникновения.

НМА, являющиеся результатом разработок признаются тогда и только тогда, когда выполняется каждое из шести условий:

  1. Компания может продемонстрировать, что технически она способна завершить стадию разработки и далее довести актив до состояния, пригодного для использования или продажи.
  2. У компании есть намерение завершить разработку НМА и использовать или продать его.
  3. Компания способна использовать или продать НМА.
  4. Компания проанализировала и выбрала способ получения будущих денежных потоков.
  5. У компании имеются достаточные технические, финансовые и прочие ресурсы, необходимые для завершения процесса разработки и использования или продажи НМА.
  6. Компания способна надежно оценить затраты, относящиеся к НМА в процессе его разработки.

Первоначальная стоимость НМА, созданного собственными силами – сумма затрат, понесенных с даты, на которую НМА впервые стал удовлетворять критериям признания. К ним относятся все затраты, непосредственно связанные с созданием НМА и подготовкой к использованию в соответствии с намерениями руководства. Восстановление затрат, которые уже были признаны в качестве расходов, запрещено.

Гудвил

В МСФО применяются абсолютно разные подходы к учету гудвила, в зависимости от того, является он внутренне созданным активом или приобретен в ходе объединений бизнесов.

Гудвил, созданный внутри компании – никогда не признается в отчетности как актив, так как он не является идентифицируемым ресурсом, который контролируется компанией, и не имеет надежную первоначальную оценку. 

Гудвил, приобретенный в ходе объединения бизнесов – признается как актив, так как он представляет собой будущие экономические выгоды, которые возникают от прочих приобретаемых в бизнес-комбинации активов, не поддающихся индивидуальной идентификации и отдельному признанию. Таким образом, если статья приобретена при объединении бизнесов и не соответствует определению НМА, то она составляет часть гудвила.

НМА, приобретенные при объединении бизнесов

Особенность признания нематериальных активов, приобретенных в ходе бизнес-комбинаций состоит в том, что признанию подлежат даже те НМА, которые не признавались в отчетности продавца, так как не соответствовали критериям признания.

Помимо прочего это означает, что покупатель признает в качестве НМА (отдельно от гудвила) незавершенный проект исследований и разработок приобретаемой компании, если он отвечает определению нематериального актива.

Если НМА приобретен в ходе бизнес-комбинации, то его первоначальная стоимость – справедливая стоимость на дату приобретения.

Таким образом, для того чтобы актив, не имеющий физической формы, учитывать в отчетности по МСФО как нематериальный актив, необходимо, чтобы он соответствовал:

  1. Определению НМА (в частности, одному из критерий идентифицируемости).
  2. Критериям признания, которые имеют свои нюансы в зависимости от способа получения НМА: специально куплен, создан собственными силами или получен в ходе бизнес-комбинации.

Кроме этого, важно не путать НМА и затраты на развитие бизнеса в целом.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.