3 месяца подписки в подарок | ✆ 8 (800) 550-07-98 Присоединяйтесь
Журнал

XYZ-анализ в примерах

  • 31 мая 2019
  • 299
XYZ-анализ: примеры

Какой продукции компании лучше закупить больше? По какой категории товаров лучше, наоборот, не делать большие закупки? Ответ на эти вопросы может дать XYZ-анализ. В этом материале вы найдете примеры в Excel.

XYZ-анализ – это, прежде всего, хороший инструмент для оценки запасов компании. Он позволяет распределить ресурсы по группам, в зависимости от двух показателей:

  • частоты потребления продукции;
  • прогнозируемости изменений в потребности того или иного товара.

Один из этапов анализа – распределение товаров по трем категориям.

  • К категории «X» относят товары с максимально устойчивым объемом продаж.
  • В группу «Y» входят товары с переменчивым спросом.
  • Категория «Z» включают продукцию со спонтанным спросом (сложно установить какую-либо динамику востребованности).

Таблица 1. Распределение по категориям

Категория

Характеристика товара

Коэффициент вариации (V) (проценты)

X

  • потребляется на регулярной основе (высокая частота);
  • незначительные колебания расхода ресурсов;
  • точность прогнозирования очень высокая.

0 ≤ V < 10

Y

  • известны тенденции потребности в продукции (к примеру, сезонные колебания);
  • средние возможности прогнозирования.

10 ≤ V < 25

Z

  • потребляется нерегулярно (спрос спонтанный);
  • какие-либо тенденции отсутствуют;
  • очень низкая точность прогноза

25 ≤ V < ∞

Некоторые организации применяют этот вид анализа как дополнение к ABC-анализу, а их результаты объединяют в таблице.

Пример XYZ-анализа объемов продаж продукции в Excel

Покажем на примере, как делать расчет XYZ-анализа. Объектом исследования будет объем продаж. Проведем анализ за первые 5 месяцев года: с января по май.

XYZ анализ пример в ExcelСкачайте бесплатно готовый расчет

Для начала заполним шапку таблицы в программе Excel: наименование товара, объем продаж по месяцам, коэффициент вариативности и группа (X, Y, Z). В примере мы не приводим конкретное наименование продукции, позиции получили название «Товар 1» и далее до 10 включительно. Вместо этих показателей организация может подставить реальные названия продукции.

Первое, что необходимо сделать – рассчитать коэффициент вариации по каждой группе товаров. Этот показатель выражает отношение стандартное отклонение к среднему арифметическому значению. Применяют для сравнения вариации разных признаков. Как правило, коэффициент выражают в процентах.

Как повысить оборачиваемость товаров и снизить финансовые потери

Скачайте файл Excel c полными версиями таблиц и встроенными формулами модельного расчета колебаний спроса и закупочных цен

Скачать шаблоны в Excel

В примере коэффициент вариации для первого товара рассчитаем по формуле:

=СТАНДОТКЛОНП(B3:F3)/СРЗНАЧ(B3:F3),

где B3 – объем продаж за январь, а F3 – за май.

Коэффициент вариативности составил 4%. Далее можно протянуть строку с первым показателем вниз, программа автоматически сделает расчет по аналогии.

Следующий шаг – распределить товары по группам. Для этого воспользуемся функцией «ЕСЛИ»:

=ЕСЛИ(G3<=10%;"X";ЕСЛИ(G3<=25%;"Y";"Z")),

где G3 – коэффициент вариации (расчет для первого товара).

Два вида товара попали под категорию «X»: Товар 1 и Товар 8. Значит, на них самый устойчивый спрос. Среднемесячный объем продаж отклоняется незначительно: на 4% и 9% соответственно. 

ABC-анализ ассортимента продукции

Теперь разберем, как провести ABC-анализ в программе Excel. В шапке таблицы нам нужно задать пять показателей: наименование товара, выручка, доля, накопленная доля и группа (A, B или C).

ABC-анализ пример в ExcelСкачайте бесплатно готовый расчет

Для начала отсортируем данные по выручки в таблице от большего к меньшему. В панели программы выбираем параметр «Данные» и сортируем по убыванию.

Теперь определим сумму выручки по всем категориям товаров. Для этого используем функция «СУММА». Для нашего примера формула будет выглядеть так:

=СУММ(B2:B16)

Следующий этап – вычислить долю каждого товара в общей сумме (процент). Для этого выручку по каждому конкретному продукту разделим на общую сумму дохода:

=B2/$B$17 (знак $ делает ссылку на сумму абсолютной)

 Теперь необходимо определить накопленную долю. Для первой позиции товара она будет такой же, как индивидуальная доля («Доля» в таблице). Для остальных позиций показатель вычисляют как сумму доли и долю нарастающим итогом для прошлой позиции. Для нашего примера формула будет выглядеть следующим образом:

=C3+D2

Распределим товары по группам. Товары, по которым накопленная доля получилась меньше 80 процентов, определим в группу «А», до 95 процентов – в группу «В». Остальные товары, таким образом, окажутся в категории «С».

Объединение результатов АВС- и XYZ-анализа

Результаты АВС- и XYZ-анализа обычно объединяют в таблицу, пример такого объединения мы показали на рисунке. Итоги объединяют для того, чтобы пересмотреть политику управления ассортиментом продукции.

XYZ-анализ в примерах
Совмещенный анализ ABC и XYZ пример

По итогам объединения все категории товаров распределятся по девяти подгруппам.

На товары, которые на нашем рисунке оказались в зеленых ячейках (AX, AY, BX), очень большой спрос. Следовательно, потребительская стоимость у такой продукции высокая и сделать прогноз не составит труда. Компании необходимо обеспечить постоянное наличие такой продукции.

Спрос на товары в желтых ячейках (AZ, BY, CX) колеблется из-за каких-либо факторов, например, от сезонности. По этой продукции нужно пересмотреть методы управления: подумать, как избежать затоваривания (товара больше, чем нужно для реализации), уменьшить размер товарного запаса. Как вариант – позиции этой группы можно продавать клиентам только под заказ.

В красных ячейках (BZ, CY и CZ) оказалась продукция со спонтанным спросом По таким товарам сложно установить зависимость от каких-либо параметров. В колебаниях потребности в товаре нет логики. Сюда могут попасть также новые позиции, которые компания стала продавать не так давно.

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

Особенность XYZ-анализа

При XYZ-анализе организации всегда нужно учитывать сезонность. Если в сезон на тот или иной продукт будет большой спрос, коэффициент вариации окажется далеким от реальности. Он будет выше. Пожалуй, это главная особенность XYZ-анализа.

Но компания может прибегнуть к некоторым ухищрениям, чтобы узнать реальный результат. Например, если сделать расчет за продолжительный период (например, год) правдоподобность показателя будет выше.

Преимущества и недостатки XYZ-анализа

Как и у любого другого метода исследования, у XYZ-анализа есть свои недостатки. Но преимуществ у него все же больше. Основные плюсы и минусы анализа мы показали в таблице 2.

Таблица 2. Достоинства и недостатки XYZ-анализа

Плюсы

Минусы

  • является источником информации для организации управления ассортиментом продукции и запасами на складе, работы с поставщиками
  • нельзя применить к сезонной продукции, потому что для этого вида анализа важна стабильность показателей
  • позволяет выгодно сторону изменить систему поставок той или иной продукции
  • неудобно применять к новой продукции или товарам с коротким сроком годности (для анализа нужно знать динамику за долгосрочный период)
  • дает возможность подобрать наиболее удачные варианты доставки для разных категорий продукции

 

  • позволяет выявить проблемную продукцию и, если у компании несколько точек сбыта, установить неприбыльные магазины

 

 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.