3 месяца подписки в подарок | ✆ 8 (800) 550-07-98 Присоединяйтесь
Журнал

Расчет экономической эффективности

  • 28 мая 2019
  • 260
менеджер по МСФО ООО «ДМБ энд Б»
Расчет экономической эффективности

Цель деятельность любого коммерческого предприятия - максимизация прибыли. Чтобы постоянно улучшать этот показатель, необходимо провести расчет экономической эффективности. Как это сделать - читайте в нашей статье.

Экономическая эффективность — это соотношение полученных результатов производства — продукции, услуг и затрат труда, средств производства.

Основной критерий экономической эффективности - удовлетворенность пользователя продукции и услуг. Чем лучше удовлетворены потребности клиентов, такие как материальные, духовные, социальные, тем более прибыльно предприятие.

Этика эффективности компаний предполагает сочетание нескольких элементов. Среди них:

  • создание наибольшей ценности для своих клиентов
  • доходность для собственников
  • возможность для самореализации и роста в сочетании с привлекательной зарплатой для сотрудников.

В результате от эффективности компании выигрывают все – собственники, клиенты, сотрудники.

Формула расчета экономической эффективности

Под экономической эффективностью понимается получение максимума из возможных благ от использования ресурсов предприятия. Компании следует разумно использовать имеющие средства производства, постоянно соотносить полученные выгоды и понесенные затраты.

Эффективность предприятия отражает комплексный результат использования всех его ресурсов за определенный промежуток времени. Если компания эффективна, значит в повышается производительность труда, задействованы все производственные мощности, сырье, материалы, сокращается объем бракованной продукции.

Таком образом обобщая все показатели экономической эффективности, можно описать их одной формулой:

Как рассчитать экономическую эффективность предприятия

Разберем, что понимается под результатом деятельности. Это конечный продукт или услуга, которые можно измерять в натуральном или денежном выражении.

Для измерения экономической эффективности необходимо установить критерии. Для предприятия это может быть увеличение прибыли, для производства – показатели, характеризующие эффективность использования основных средств.

Но в общем система показателей экономической эффективности предприятия должна соответствовать нижеперечисленным принципам:

  1. Установленные критерии должны быть взаимосвязаны с конкретными показателями эффективности;
  2. Определять продуктивность всех используемых ресурсов предприятия;
  3. Рассчитывать эффективность на всех уровнях управления;
  4. Стимулировать использование внутренний резервов для повышения рентабельности.

В расчете экономической эффективности участвуют показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, прибыльности, окупаемости и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем.

Измерение эффективности социальной сферы требует использования особых качественных показателей развития каждой из отраслей этой сферы.

Для государственной сферы необходимы специальные критерии соответствия затрат и результатов деятельности государства требованиям общества.

Как рассчитать экономическую эффективность поставок товаров

На прибыль и рентабельность компании влияет множество факторов, одни из самых важных – условия поставки товара производителем. Как увеличить прибыльность на этом этапе - узнайте из решения Системы Финансовый Директор.

Скачать 3 Excel-модели

Расчет показателей экономической эффективности

Ниже рассмотрим основные коэффициенты, которые позволяют оценить, насколько хорошо работает предприятие.

Трудоемкость

Производительность труда выражает целесообразность и плодотворность деятельности сотрудников, определяется количеством времени, затраченным на производство единицы продукции или определенный объем работ.

  1. Выработка - характеризует объем осуществленных работ на единицу численности.

Выработка = объем произведенной продукции / затраты рабочего времени

  1. Трудоемкость показывает затраты труда на единицу продукции:

Трудоемкость = затраты рабочего времени / объем произведенной продукции

Данные коэффициенты рассчитывается как по видам продукции, услуг, так и в целом по компании.

На основе данных по производительности труда в компаниях составляется штатное расписание необходимых сотрудников и график работ, рассчитывается себестоимость продукции, что в конечном итоге влияет на прибыль организации.

Фондоемкость

Коэффициент фондоотдачи показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.

Фоондотдача = Выручка / Основные средства,

Сам показатель лишь показывает соотношении выручки к основным средствам, а сделать вывод об эффективности использования основных фондов организации можно только после сравнения подобных данных по организации за несколько предыдущих лет или с такими же данными по аналогичным предприятиям.

Капиталоемкость

Характеризует удельный объем капитала, необходимый для деятельности компании.

Капиталоёмкость = сумма капитала, необходимая для производства/ объем производства за период

Использование машин и оборудования всегда ведет к повышению производительности труда, хотя и увеличивает показатель капиталоемкости компании. Но в долгосрочной перспективе вырастет производительность и прибыльность.

Также у показателя капиталоемкость есть обратный показатель – капиталоотдача, который определяет сколько продукции производится с затратами на 1 рубля капитала.

Материалоемкость

Критерий характеризует, сколько металла уходит на 1 рубль готовой продукции. Измеряется в стоимостном выражении. Применяется для анализа и учета запасов по предприятию. Чем ниже значение показателя, тем больше продукции может произвести предприятие.

Материалоемкость = стоимость материальных затрат / стоимость произведенной продукции

Есть также показатель материалоотдачи - обратный к материалоемкости. Он характеризует количество продукции, произведённой с 1 рубля запасов.

Анализируя материалоёмкость, можно сделать вывод о продуктивности использования запасов компании, выявить резервы для снижения затрат и повысить эффективность хозяйственной деятельности.

Показатели рентабельности (прибыльности)

Данные коэффициенты показывают насколько эффективно используется ресурсы компании. Среди них: материалы, труд, деньги.

Коэффициент рентабельности = прибыль / ресурсы или активы

На практике используют несколько видов коэффициентов рентабельности. Рассмотрим их подробнее ниже.

Рентабельность активов = Прибыль / Средняя величина активов за период

Данный коэффициент показывает способность активов компании генерировать прибыль. Используется также для сравнения эффективности предприятий по отрасли.

Рентабельность оборотного капитала = Прибыль / средняя величина оборотных средств за период

В состав оборотных средств компании входят запасы, материалы, полуфабрикаты, дебиторская задолженность, краткосрочные вложения.

Рентабельность производства = Прибыль / Себестоимость

Показатель рассчитывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль произведённых затрат. Его можно считать в целом по предприятию, по подразделению или видам продукции.

Рентабельность вложенного капитала = Прибыль / Вложенный капитал

При том прибыль берется до уплаты процентов и налогов, а акционерный капитал плюс долгосрочная кредиторская задолженность и долгосрочные займы.

Данные по рентабельности вложенного капитала сравнивается по компании из года в год, а также с показателями других компаний, если такая информация доступна.

Сравнивая этот коэффициент с текущими рыночными ставками процентов на заемный капитал, компания анализирует достаточным ли является ее показатель рентабельности капитала, чтобы получить достаточно прибыли для покрытия расходов по привлечению заемных средств.

Расчет экономической эффективности проекта

Если для проекта используются привлеченные денежные средства, то для оценки его эффективности ключевым критерием является рентабельность инвестиций (ROI). Он показывает величину прибыли в зависимости от суммы инвестируемого капитала и рассчитывается как:

ROI = Прибыль / Величину используемого капитала * 100%

Основной плюс этого коэффициента – легкость его расчета на основе данных бухгалтерского учета.

Информация по рентабельности инвестиций используется для оценки эффективности использования инвестируемого капитала.

Расчет экономической эффективности проекта - пример

Предположим, что в компании есть два центра инвестиций А и В, со следующими результатами деятельности за отчетный год:

 

А

В

 

Тыс. руб.

Тыс. руб.

Прибыль

60 000

30 000

Использованный капитал

400 000

120 000

ROI

15%

25%

 

Хотя центр инвестиций А получил прибыль больше, чем центр В, если судить о размере прибыли, то он выглядит более «успешным». Но рассматривая показатель ROI видим, что центр В более эффективен в использовании капитала компании.

При определении эффективности инвестиций с использованием этого показателя возникает следующие проблемы:

  1. ROI будет увеличиваться по мере устаревания используемого актива, что создаст ложное представление об увеличении эффективности в динамике.
  2. Если руководителям в качестве KPI установят определённый размер показателя ROI, это может сдерживать их от того, чтобы вкладываться в новое оборудование, так так сначала это ухудшит показатель ROI.

Альтернативный метод расчета экономической эффективности

В качестве альтернативного показателям расчета эффективности инвестиций используется показатель остаточной прибыли (RI).

RI = прибыль от инвестиций – амортизация производственного оборудования – процента по используемому капиталу.

Достоинства метода:

осуществляются инвестиции, приносящие прибыль большую, чем стоимость капитала

абсолютный показатель прибыли является более гибким при оценке нескольких проектов с разным уровнем риска и стоимость капитала.

Недостатками же является, что остаточная прибыль не дает возможности оценить эффективность использования инвестиций.

Для анализа инвестиционных проектов также используется такой показатель как период окупаемости, он определяет время, необходимое, чтобы поступившие денежные средства от проекта, равнялись затраченным на его реализацию средствам.

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Финансовый директор»



Отчет по оценке эффективности

После проведения анализа хозяйственной деятельности компании иногда составляется отчет по оценке эффективности.

Для этого можно использовать любой из перечисленных ниже подходов:

  1. Горизонтальный анализ

Предусматривает построчное сравнение абсолютных значений одного и того же показателя в группе данных за разные периоды. Например, сравнение финансовых данных текущего года с этими же коэффициентами предыдущего года. Отражение движения анализируемого показателя в процентах по сравнению с предыдущим годом и изучение величины прироста/снижения может помочь выявить те области, в которых требуется последующий анализ.

  1. Трендовый̆ анализ (анализ тенденции развития)

Это расширенный̆ вариант горизонтального анализа, который̆ охватывает более длительный̆ период времени, а не два года. Например, сравнение финансовых показателей̆ за последние 5 лет может показать, что в среднем продажи компании увеличивался за этот период на уровне 5% в год.

  1. Вертикальный̆ анализ

Метод анализа финансовой̆ отчетности, при котором значения отдельных статей̆ выражаются в процентах от продаж, от общей̆ суммы баланса и т.д. Например, денежные средства, дебиторская задолженность и остатки запасов будут скорее всего выражаться в процентах от общей̆ стоимости активов в балансе компании. Этот тип анализа может создавать условия для того, чтобы понять состояние ликвидности компании и её финансовое положение.

Проблемы определения эффективности

Перейдем к рассмотрению проблем, с которыми могут столкнуться компании при расчете экономической эффективности затрат:

  1. Отсутствие стандартов деятельности, к которым следует стремится организации;
  2. Нет возможности для сбора информации, необходимой для расчета показателей;
  3. Отсутствие понимания причинно-следственной связи между успехом организации и принимаемыми мерами, после расчета показателей.  
  4. Менеджеры могут фокусировать только на установленных экономических показателях эффективности, игнорируя нефинансовые показатели. Например, качество продукции или обслуживания, потребительская удовлетворённость, изменения в конкурентной среде,
  5. Подтасовка руководителями данных по эффективности, если их бонусы будет зависеть от установленных показателей. Например, если величина бонуса руководителя подразделения зависит от показателя ROI, он может пытаться подогнать этот показатель. Например, можно изменить базу актива для расчета показателя путем увеличения /уменьшения кредиторской̆ и дебиторской̆ задолженности (за счет ускорения или задержки платежей̆ и поступлений).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.