3 месяца подписки в подарок | ✆ 8 (800) 550-07-98 Присоединяйтесь
Журнал

Должная осмотрительность при выборе контрагента в 2019 году

  • 22 мая 2019
  • 102
Должная осмотрительность при выборе контрагента в 2019 году

Налоговики обвинят компанию в необоснованной налоговой выгоде, если докажут, что она действовала без должной осмотрительности. Поэтому так важно проверять контрагентов. Как распознать недобросовестного партнера, читайте в материале «Финансового директора».

Один из факторов, на которые обращают внимание налоговики - проявляет ли компания должную осмотрительность. Если инспекторы посчитают контрагента организации недобросовестным, то проблемы будут и у нее. У фирмы могут снять вычеты НДС или расходы по налогу на прибыль. В статье расскажем о принципах должной осмотрительности, как проверять партнера.

Что такое должная осмотрительность

Законодательство не дает определения термину «должная осмотрительность». Но обычно под ним понимают совокупность действий организации, которые она проводит для проверки потенциального или действующего контрагента.

Если организация не проявляет должную осмотрительность, ее могут обвинить в необоснованной налоговой выгоде. То есть, в уменьшении налоговых обязательств без каких-либо оснований на это.

Чек-лист: как проверить контрагента

Скачать

Закон о должной осмотрительности

Понятие «должной осмотрительности» в российское законодательство фактически ввел Высший арбитражный суд (его упразднили в 2014 году). При этом суд не дал определение должной осмотрительности. Не появилось оно в законодательстве и позже, в других документах.

Зато суд пояснил, когда с организации нельзя снять вычеты НДС или, например, расходы по налогу на прибыль. ВАС отметил: налоговую выгоду можно считать необоснованно лишь при условии, что организация действовала без должной осмотрительности (постановление Пленума ВАС от 12.10.2016 № 53). То есть, если компания докажет, что тщательно выбирала партнера, налоговикам будет не к чему прицепиться.

Сейчас отдельного закона о должной осмотрительности не существует. А добросовестность организации контролеры оценивают по параметрам Налогового кодекса. С 2017 года действует статья 54.1 НК.

Порядок проверки контрагентаСкачайте, чтобы провести проверку
Форма отчета о результатах проверки контрагентаПоможет защититься от мошенников
Анкета для проверки новых партнеровСкачайте готовый шаблон

Признаки недобросовестного контрагента

ФНС выпустила не одно письмо, чтобы объяснить, как распознать недобросовестного контрагента. Например, в письме от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@ служба рассказала, что такое фирмы-однодневки и как их отличить.

Служба предлагает понимать под однодневками компании, которые не обладают фактической самостоятельностью и созданы не с целью вести предпринимательскую деятельность. ФНС выделяет три основных признака компании-однодневки:

  • не сдает отчетность;
  • зарегистрирована по массовому адресу;
  • не ведет деятельность.

Мы собрали и другие признаки, по которым можно отличить хорошего партнера от фирмы-однодневки. Итак, с компанией не стоит сотрудничать, если:

  1. Она не является действующей. Необходимо проверять наличие каждого потенциального партнера в ЕГРЮЛ. Если действующий партнер пропал из реестра, это тоже причина для беспокойства.
  2. У нее есть налоговая недоимка. Не стоит отказываться от сотрудничества с новой организацией или прежним партнером сразу после того, как узнали о задолженности. Сначала нужно выяснить причину, по которой появился долг. Недоимка, примеру, может быть лишь ошибкой программы налоговиков.
  3. Имеет массовый адрес или директора. Напротив таких фирм в ЕГРЮЛ обычно стоит отметка о недостоверности сведений. Нужно следить за обновлением этой информации, а также за реестром дисквалифицированных директоров.
  4. В картотеке судебных решений (ras.arbitr.ru) в отношении нее есть открытые (закрытые) дела. Убедитесь, например, в том, что предприятие не находится в стадии банкротства.
  5. У нее нет ресурсов и рабочих. Удостоверьтесь в том, что работы (услуги) по контракту с вами партнер будет выполнять своими силами. Например, что строительная фирма состоит в СРО и имеет штат строителей.
  6. По ней нет информации в интернете или СМИ. Налоговики считают, что для проверки контрагента и проявления должной осмотрительности нужно использовать любые возможные варианты. Если у компании, с которой вы работаете, нет сайта, контролеры сочтут это подозрительным.
  7. Деньги не задерживаются на ее счетах. Запросите у контрагента информацию по банковским счетам. Если платежи поступают на счет и сразу же пропадают с него, это не характеризует организацию как хорошего партнера.
  8. Она не ведет деятельность. То есть, не направляет отчетность в ФНС и фонды.
  9. Переносит дату оплаты своих обязательств по договору. Этот признак тоже можно считать показателем недобросовестного контрагента. Вполне вероятно, что у предприятия просто нет денег, чтобы оплатить товар или услугу.
  10. В СМИ о ней есть плохие отзывы. Если от действий компании уже кто-то пострадал, то и для потенциальных партнеров есть такая вероятность.
  11. Ее часто проверяют контролеры. Налоговики или другие проверяющие, вероятно, подозревают в чем-то компанию. Отследите частоту ревизий в отношении вашего партнера.

Порядок проверки контрагентов

Есть перечень критериев, по которым компания может оценить вероятность того, что у налоговиков будут к ней вопросы. ФНС предлагает организациям проверять по этому списку себя, но применить его можно и к партнерам (приложение № 1 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Таблица 1. Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента: критерии

Критерий

Где проверить

налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли

pb.nalog.ru (сервис «Прозрачный бизнес»)

убытки в течение нескольких налоговых периодов

бухгалтерская и налоговая отчетность

высокие вычеты

налоговая отчетность

зарплата ниже среднего уровня по отрасли

pb.nalog.ru, раздел «Калькулятор»

отклонение уровня рентабельности от того, что характерен для сферы, в которой трудится компания

gks.ru, раздел «Официальная статистика».

Всего ФНС выделяет 12 критериев для проверки. Со всеми из них можно ознакомиться в письме службы.

Иногда придерживаться принципа должной осмотрительности при выборе контрагента недостаточно. Будьте готовы к неожиданным выводам со стороны налоговиков. Судебная практика показывает, что умысел могут увидеть даже в том, что директора компаний учились в одном университете.

Найдите контрагента для проверки

Налоговики обвинили две фирмы во взаимозависимости, когда узнали, что их руководители проходили обучение в одном институте в одни и те же годы. Поэтому инспекторы посчитали, что это не просто совпадение, а схема (решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.11.2017 № А33-883/2017).

Ситуация спорная, ведь налоговики сами хотят, чтобы компании хорошо знали своих контрагентов. Если руководители, действительно, учились вместе, то могут доверять друг другу и вести совместные дела. Но судебная практика показывает, что логика у ревизоров обратная.

В целом, проверять контрагентов с этого года стало значительно проще. Ведь ФНС запустила сервис «Прозрачный бизнес» как раз для того, чтобы компании могли узнать всю необходимую информацию о своем партнере. Сервис обещали запустить еще в 2017 году. Но заработала программа только в конце 2018 года, в тестовом режиме.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.