Скидка 40% на подписку | ✆ 8 (800) 550-07-98 Присоединяйтесь
Журнал

Методы оценки бизнеса

  • 13 мая 2019
  • 176
Как узнать стоимость фирмы: главные методы оценки бизнеса

Не существует единого алгоритма, который бы позволил назвать точную стоимость фирмы или предприятия. Есть как минимум семь общепризнанных методов оценки бизнеса, представляющие три разных подхода к этой задаче - доходный, расходный и сравнительный. Подробнее – читайте в статье.

Кому и зачем нужно оценивать бизнес?

Чаще всего точную стоимость компании узнают накануне важных сделок. Например, перед продажей. Или перед процессами слияния и поглощения. Во всех этих случаях информация о стоимости бизнеса помогает инвесторам принять правильное решение.

Оценку бизнеса можно рассматривать и как одну из форм независимого аудита. Отчет эксперта позволяет собственнику яснее увидеть работу предприятия - незадействованные активы, ошибки в бизнес-процессах и т.д. С такой информацией можно оптимизироваться и стать сильнее.

Случается, оценку бизнеса делают вынужденно. Например, чтобы разрешить спор (с партнерами, налоговой службой, банками и даже в бракоразводном процессе), совершить сделку и государственным или муниципальным имуществом, для выкупа акций или при страховании компании.

Как оценить бизнес по заказу собственника своими силами за два часа - используйте решение от Системы Финансовый Директор.

Сколько этапов оценки бизнеса бывает?

Как минимум четыре. Для начала на предприятие приглашают квалифицированного специалиста-оценщика. Сначала он изучает бизнес клиента, погружается в отрасль - это предварительный этап.

Далее идет стартовый этап - эксперт получает необходимую документацию, изучает бумаги и открытые источники (СМИ, базы данных и т.д.), проводит маркетинговое исследование рынка.

После этого оценщик приступает к анализу собранной информации - это уже третий этап. Здесь он анализирует итоги работы компании за прошедшее время и определяет перспективы ее развития.

Последний этап - ключевой. Это уже непосредственно выбор метода оценки бизнеса и, собственно, расчеты - финансовых показателей, баланса, рентабельности, ликвидности, уровня капитализации и т.д. Результат - отчет о состоянии компании и ее стоимости.

Подходы и методы оценки бизнеса

Подход I: доходный

Эксперт оценивает, сколько денег фирма будет приносить в будущем. Именно это стоит во главе угла, а не активы компании или управленческие процессы. Особое внимание уделяют прогнозу того, как долго может продлиться период получения дохода, а также оценке уровня рискованности бизнеса.

Чаще всего доходный подход используют, когда привлекают инвестора. Логика такая: он покупает не здание и оборудование, а будущие денежные потоки. Поэтому акцент делают именно на них.

Каким компаниям подходит: генерирующим прибыль и показывающим предсказуемый рост.
Достоинство: нацелен на перспективу, учитывает инвестиционные ожидания.
Недостаток: основывается в большей степени на прогнозах, чем на фактах

1. Метод прямой капитализации

Эксперт берет чистый годовой доход компании и делит его на коэффициент капитализации (показатель, сравнивающий размер долгосрочной кредиторской задолженности с совокупными источниками долгосрочного финансирования). По этой нехитрой формуле оценщик выводит рыночную стоимость бизнеса.

В оценке бизнеса предприятий такой метод применяется нечасто, так как при нестабильной экономике денежные потоки колеблются от года к году.

Excel-модель для оценки стоимости бизнеса - скачайте бесплатно

2. Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков

Его используют потому, что деньги дешевеют - хотя бы в силу инфляции. Эксперт учитывает все факторы, влияющие на стоимость денежных потоков, и рассчитывает ставку дисконта.

Дисконтирование часто используют, когда понятно, что прибыль через какое-то время будет отличаться от текущей или если прибыль имеет сезонный характер.

Подход II: расходный (затратный)

Задача эксперта - выявить и переоценить все активы компании по рыночной стоимости, чтобы определить, сколько нужно денег, чтобы воспроизвести их.

При этом подходе эксперт фокусируется на издержках компании и на том факте, что балансовая стоимость ее активов чаще всего не совпадает с рыночной. Задача специалиста - скорректировать баланс.

Каким компаниям подходит: не приносящим стабильных доходов либо находящимся на этапе ликвидации.

Достоинство: надежен, позволяет оценить, насколько эффективно используются ресурсы.

Недостаток: сложен, особенно в подсчете цены устаревающих объектов; не учитывает перспектив фирмы.

3. Метод чистых активов

Эксперт определяет рыночную стоимость каждого актива, а из итоговой суммы активов вычитает величину обязательств компании. Результат - оценка собственного капитала.

4. Метод ликвидационной стоимости

Таким методом оценки бизнеса определяют сумму, которую собственник получит, если закроет бизнес и распродаст все активы. При подсчетах учитывают затраты на ликвидацию фирмы, демонтаж строений, долговые обязательство и проч.

Оцените бизнес по методике Бафффетта

Подход III: сравнительный

Эксперт может отталкиваться в расчетах не только от показателей компании, которую оценивает, но и от данных о других игроках рынка. Если известно, где, когда и за сколько продавали похожий бизнес, то почему бы не воспользоваться этими данными?

Получается, что цену компании определяет рынок, а специалист должен грамотно сопоставить известные показатели с оцениваемым объектом. Это требует серьезных расчетов и обоснований.

Впрочем, этот подход используют нечасто: редко можно встретить действительно аналогичные бизнесы - всегда есть десятки и сотни факторов, которые их отличают. Тем не менее, в рамках этого подхода существует как минимум три метода оценки бизнеса.

Каким компаниям подходит: работающим по распространенным на рынке моделям; массовым, серийным бизнесам.

Достоинство: опирается на реальные значения.

Недостаток: ретроспективен и не учитывает перспектив развития компании.

5. Метод рынка капитала

Используя его, эксперты ориентируется на цены фондового рынка. Например, смотрит, сколько стоят акции похожего предприятия, и выводит стоимость ценных бумаг компании-заказчика.

6. Метод сделок

Похож на предыдущий, но оценщик оперирует уже не стоимостью отдельных акции, а смотрит на цену контрольного пакета.

7. Метод отраслевых коэффициентов

Профессиональные эксперты-оценщики ведут базы данных о том, какие суммы фигурировали в сделках о продаже разных бизнесов. Они анализируют этот массив информации и выводят универсальные формулы оценки активов предприятий в разных отраслях. Так они узнают, например, что АЗС продаются за сумму, равную их выручке за 2 месяца.

Действенный способ экспресс-оценки бизнеса - используйте решение от журнала "Финансовый директор"

Какие требования предъявляют к оценщикам?

Ими могут выступать физические лица. Для этого им нужно быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями законодательства.

Оценщики могут занимать частной практикой или подписать трудовой договор с юридическим лицом - например, аудиторской или консалтинговой компанией.

Насколько точной получается оценка бизнеса?

Как правило, эксперты оценивают компанию сразу несколькими методами. Так они стараются сделать итоговое значение более достоверным.

Согласно экономической теории, при использовании разных подходов результат должен получиться одинаковым. В жизни выходит не так. Реальный рынок выбивается из идеальных моделей, заимствованных из западной практики, поэтому важно правильно выбрать метод оценки бизнеса - тот, что подходит конкретной компании.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.