3 месяца подписки в подарок | ✆ 8 (800) 550-07-98 Присоединяйтесь
Журнал

Прибыль от реализации продукции

  • 15 апреля 2019
  • 309
менеджер по МСФО ООО «ДМБ энд Б»
Прибыль от реализации продукции

Что такое прибыль от реализации продукции, каковы методы ее расчета, как ее отражают в учете, анализируют и какими способами ее можно повысить – ответы на эти и другие вопросы в статье.

Что такое прибыль от реализации продукции и как она формируется

Прибыль от реализации продукции предприятия – это разница между валовым доходом и затратами производства. Валовым доходом считается выручка от реализации товаров, из которой вычитаются материальные затраты.

Для чего ее рассчитывают

Главная цель работы любой компании – это получение прибыли. Наличие дохода гарантируется существование компании в будущем, помогает справляться с экономическими обязательствами, дает возможность накапливать средства для дальнейшего развития, поддерживает в период временных трудностей, способствует привлечению дополнительные источники финансирования.

Показатель прибыли от реализации дает понимание руководству, насколько эффективна его деятельность, от него зависит платежеспособность и ликвидность компании (читайте подробнее здесь).

Скачайте и возьмите в работу:

Инструкция по анализу прибыльности компании «Альфа»Инструкция будет полезна практически любой компании. В ней описано, в какой последовательности нужно проводить анализ, какие показатели рассчитать и на что обратить внимание.

Методы расчета прибыли от реализации

Для расчета этого показателя на практике можно использовать три метода, рассмотрим их далее.

Метод прямого счета

Экономический результат при таком подходе рассчитывается отдельно по каждому виду продукции, производящемуся на предприятии.

Расчет показателя проводятся на основе следующих данных:

  1. Список и количество продукции по ассортименту, который планируется производить и продавать.
  2. Себестоимость единицы продукции (см. подробнее).
  3. Цена на единицу продукции (цена компаний – производителя).

Для расчета используется следующая формула:

Метод прямого счета

Обычно этот способ применяют, если компания выпускает не очень широкий ассортиментный ряд продукции. Среди плюсов метода – его большая точность. Но эта методика достаточно требует очень много трудовых затрат, если предприятие производит широкий ассортимент продукции. Кроме этого, невозможно определить степень влияния разных факторов на общую величину прибыли.

Затраты на один рубль продукции

Показатель рассчитывается, как отношение полных затрат на производство и реализацию к стоимости произведенной продукции. Он оценивает уровень расходов на 1 рубль реализованной продукции. Производство считается рентабельным, если при расчете показатель менее единицы, и убыточным, если более.

Формула расчета:

Затраты на один рубль продукции

Достоинством показателя является его универсальность – его можно использовать в любой отрасли.

Экономический (аналитический) метод

Отличие этого метода от описанных выше в том, что его применение в калькуляции позволяет не только рассчитать общую величину дохода, но также рассчитать влияние на нее таких компонентов, как:

Расчеты с применением этого метода производятся отдельно по сравнимой и несравнимой продукции.

Под сравнимой продукцией понимается продукция, производимая в предыдущем периоде. Несравнимая, соответственно, продукция, которая производится с текущего года.

Расчеты этим методом происходят в несколько этапов:

  1. Рассчитывается базовая рентабельность путем деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость товарной продукции за тот же года.
  2. Находится прибыль планового периода, используя в расчетах фактическую себестоимость единицы в отчетном году и фактические цены.
  3. Оценивается влияние отдельных факторов на величину плановой прибыли. Например, сравнивая прибыль рассчитанную по себестоимость отчетного периода (из п. 2) с тем же показателем, но посчитанным исходя из себестоимостью планового периода, мы найдем влияния изменения себестоимости на величину прибыли.

Как рассчитать прибыль от реализации товаров со скидкой

Чтобы определить доход от распродажи сезонных товаров с различными скидками, нужны данные о цене реализации продукции. Также необходимо определиться с максимальным дисконтом, на который организация согласится, лишь бы избавиться от остатков. Смотрите подробнее, как это сделать.

Рассчитать прибыль от реализации товаров со скидкой

Расчет прибыли от реализации в плановом периоде

Планирование экономического результата является важнейшим моментом в деятельности финансово-планового отдела предприятия и проводится отдельно по каждому виду продукции или деятельности.

Чистый доход от реализации рассчитывается как разница между выручкой от продаж готовой продукции и полной себестоимостью данной продукции, где выручка это количество планируемых к реализации товаров умноженной на их цену. Объем реализации считается как количество планируемых к реализации товаров, прибавляя к ним товары на начало периода и отнимая остатки на конец.

Цены для расчетов берутся на основе данных предыдущего периода, скорректированные на планируемое увеличение или уменьшение. 

Расчет прибыли от реализации в плановом периоде
Где объем реализации рассчитывается по формуле:

Расчет прибыли от реализации в плановом периоде

Бухгалтерский учет

Финансовый результат деятельности компании формируется на счетах:

  • 90.9 «Прибыль / убыток от продаж»,
  • 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов»,
  • 99 «Прибыли и убытки»,
  • 84 «Нераспределенная прибыль / непокрытый убыток».

Итоговые экономические результаты по основным видам деятельности формируются на счете 90 «Продажи», на нем в разрезе субсчетов отражается выручка, себестоимость, НДС, акцизы. Получившийся результат будет отражаться в учете одной из следующих проводок:

  1. Дебет 90.9 «Прибыль / убыток от продаж» – Кредит 99 «Прибыли и убытки»– отражение прибыли
  2. Дебет 99 «Прибыли и убытки»– Кредит 90.9 «Прибыль / убыток от продаж» – отражение убытка

Если компания получает доход от деятельности, не являющейся основной, тогда для проводок в учете используется счет 91, где в разрезе субсчетов отдельно отражаются доходы (счет 91.01) и расходы (счет 91.02), а итоговый результат со счет 91.02 закрывается на счет 99.

Результат по иным видам деятельности закрывается проводками:

  1. Дебет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – Кредит 99  «Прибыли и убытки» - если доходы превысят расходы;
  2. Дебет «Прибыли и убытки» - Кредит 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - в обратной ситуации, если убыток.

На счете 99 в течение года собираются информация по чистой прибыли, анализируя обороты по году можно оценить деятельность компании прибыльной за год. Превышение кредитового оборота над дебетовым говорит о прибыльности деятельности, а если наоборот – значит, год завершился убыточно.

Последней проводкой по годовой отчетности является реформация баланса:

  1. Дебет 99 «Прибыли и убытки» - Кредит 84 «Нераспределенная прибыль / непокрытый убыток» - отражение прибыли;
  2. Дебет 84 «Нераспределенная прибыль / непокрытый убыток» - Кредит 99 «Прибыли и убытки» - отражен убыток.

Анализ прибыли от реализации продуции

При анализе итогового экономического результата от реализации важно выявить все причины, повлиявшие на его структуру и уровень.

  1. Для анализа используйте данные из отчета о прибылях и убытках за текущий год и за предыдущие периоды.
  2. Чтобы определить уровень влияния каждого вида деятельности на общую прибыль компании, проанализируйте прибыль по видам деятельности.
  3. Определите факторы, влияющие на изменение прибыли как в лучшую, так и худшую стороны. Это могут быть изменения в цене, себестоимости, объеме реализации. Для анализа влияния данных факторов используйте факторный анализ прибыли.
  4. Определите рычаги, которые могут повысить прибыль.

Методы увеличения прибыли от реализации

Уровень конкуренции в настоящее время растет, и компании постоянно работают над новыми способами увеличения экономического результата. Рассмотрим основные:

  1. Увеличение качества производимых товаров. Потребители в долгосрочной перспективе ориентируются на качество, поэтому работа в этом направлении приведет также к увеличению продаж.
  2. Рост цен, за счет повышения качества и выхода на новые рынки сбыта.
  3. Избавление от лишнего оборудования и прочих основных средств, которые не используются или, как альтернатива, сдача подобного имущества в аренду.
  4. Уменьшение себестоимости продукции, как за счет более рационального использования ресурсов, производственных мощностей, площадей, трудовых ресурсов и рабочего времени, а также сокращения количества брака.
  5. Диверсификация производства или открытие новых направлений, расширение производства.
  6. Поиск новых рынков продаж.
  7. Увеличение производительности труда, разработка KPI.
  8. Анализ непроизводственных потереть и поиск путей их сокращения.
  9. Увеличение технического уровня оснащенности производства.
  10. Укрепление финансового управления и контроля за счет составления оперативных ежемесячных отчетов о фактических результатах деятельности, регулярного обновления прогнозных данных.
  11. Сокращение затрат на персонал за счет автоматизации деятельности.
  12. Не надо ждать новых клиентов, их надо искать. Грамотная политика с уже имеющимися клиентам.
  13. Расширение производства, открытие филиалов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.