Скидка на подписку 30% | 8(800)550-07-98
Журнал

Оборачиваемость товара

  • 8 апреля 2019
  • 1962
руководитель отдела финансового контроля ООО «Аплеона ХСГ»
Оборачиваемость товара

Таким важным и нужным показателем для бизнеса, как оборачиваемость товаров, пользоваться умеют не все. А зря. Ведь рассчитывая его, можно повысить рентабельность компании на 3% и выше. Особенно показатель важен для торговых компаний, но и тем, у кого на складе присутствуют запасы, он поможет выжать максимум из оборотных активов.

Что такое оборачиваемость товара?

Оборачиваемостью товаров называется количество оборотов товара за заданный отрезок времени. Иными словами, сколько раз удалось распродать запасы на складе за неделю, месяц, год.

Оборачиваемость можно считать как по всему остатку, так и по группе товаров, внутри группы товаров по изделиям разных производителей и так далее. Согласитесь, заманчиво знать, какая номенклатура продается лучше, какая хуже и почему. А если сопоставить цифры оборачиваемости с цифрами маржи… Целые горизонты для извлечения дополнительной прибыли открываются (читайте также про расчет прибыли).

Скачайте и возьмите в работу:

Отчет об оборачиваемости запасов незавершенного производстваОтчет поможет финансовому директору выяснить, какое количество каких запасов хранится на каждом этапе производственного процесса, рассчитать период их оборота.

Отчет о стоимости хранения запасов сырья и материаловОтчет пригодится, если компании нужно ужесточить контроль над складскими расходами. Он поможет финансовому директору снизить себестоимость готовой продукции.

Формула расчета оборачиваемости товаров

Для того чтобы рассчитать оборачиваемость, можно использовать одну из двух существующих формул.

Расчет оборачиваемости в единицах

Первая – расчет оборачиваемости в единицах (или в «разах», чтобы было понятнее).

Оборачиваемость товара

То есть, чтобы посчитать оборачиваемость за год, мы должны взять отчет о продажах и выписать оттуда количество проданных единиц товара. Далее обратиться к Ведомости по товарам на складах (или другому отчету по складским остаткам) и рассчитать средний остаток товара за период.

Внимание! Для расчета необходим именно средний остаток за период, а не значение на конец периода, начало периода или другой выбранный день. Почему? Так как остатки на складе непостоянные, то бывают периоды затаривания склада товаром (в день поставки) а бывают наоборот, дни, когда товар в дефиците. Чтобы сгладить оба этих пика, важно рассчитывать средний остаток товара на складе. Сегодня это несложно сделать с использованием ПО, того же Excel, например.

Пример

Рассчитаем оборачиваемость по моделям детских электронных часов с GPS–навигатором за 1 квартал 2019 года. Воспользуемся Excel (таблица 1). См. также прогнозирование в Excel.

Таблица 1. Данные для расчета

Артикул

 Средний остаток

 Продажи

Оборачиваемость

D100

51

313

6

D100S

76

1063

15

D99

125

588

5

G10

140

896

6

G100

82

1008

12

I8

118

1364

12

Oneme Watch_X

42

153

4

Q50

398

5925

15

Q80

381

6033

16

Q90

339

2457

7

SBW_1

389

192

0

Общий итог

3051

28183

9

Общая оборачиваемость товара равна 9. Это значит, что за первый квартал удалось девять раз продать товарные запасы со склада. В таблице видно, что некоторые модели часов продаются быстрее (Q50, Q80) а некоторые имеют оборачиваемость ниже среднего (D100, D99, Oneme Watch_X).

Посчитать оборачиваемость можно и в рублях, для этого достаточно взять среднюю оценку запасов на складе в ценах отгрузки (подчеркиваю, важно брать в ценах отгрузки для сопоставимости данных) и продажи в рублях. При этом значения оборачиваемости получатся те же, что и в штуках.

Таблица 2. Пример расчета в рублях

Артикул

 Средний остаток, руб

 Продажи, руб

Оборачиваемость

D100

147 390

904 570

6

D100S

266 000

3 720 500

15

D99

298 750

1 405 320

5

G10

460 600

2 947 840

6

G100

138 580

1 703 520

12

I8

234 820

2 714 360

12

Oneme Watch_X

142 800

520 200

4

Общий итог

6 909 350

59 120 980

9

Excel-модель для расчета оборачиваемости

Скачайте расчетную модель, в которой с помощью формул рассчитываются показатели оборачиваемости.

Скачать Excel-модель

Расчет в днях 

Вторая формула расчета оборачиваемости помогает определить оборачиваемость в днях, что немаловажно для планирования периодичности поставок.

Оборачиваемость товара

Период – это количество дней, за которое вы считали оборачиваемость.

За месяц – значит 30 дней.

За год – значит 365.

Пример

Рассчитаем период оборота в днях по каждой модели часов. Мы помним, что оборачиваемость в штуках мы считали за квартал, значит в данном случае (таблица 3).

Таблица 3. Пример расчета оборота в днях

Артикул

Оборачиваемость

Оборот в днях

D100

6

15

D100S

15

6

D99

5

19

G10

6

14

G100

12

7

I8

12

8

Oneme Watch_X

4

25

Q50

15

6

Q80

16

6

Q90

7

12

Общий итог

9

11

В среднем склад распродается за 11 дней. Есть модели, которые на складе не залеживаются – Q50, Q80, D100S продаются в среднем через 6 дней. Есть менее популярные модели – D99, D100 лежат более двух недель, а новые экспериментальные  модели Oneme Watch_X около месяца. Процесс от формирования заказа поставщику до оприходования товара на склад занимает 21 день. Значит, более ходовые модели нужно либо заказывать раз в неделю, либо увеличить размер партии. С менее ходовыми ситуация обратная – уменьшение размера партии и более редкие заказы, чтобы не затаривать склад и не упускать прибыль, которую можно  заработать на  быстропродаваемых моделях.

Поиски нормативной оборачиваемости

Показатель отражает скорость ведения бизнеса. Значит логично, что чем оборачиваемость выше, тем лучше. Если вы сможете обернуть товарные запасы 20 раз в год, то вы получите прибыли в два раза больше, чем обернув запасы 10 раз в год. Но все не так однозначно. Как во многих других финансовых вопросах, крайности губительны для бизнеса, а истина находится где-то посередине.

Представьте торговый бизнес с низкой оборачиваемостью, например, 2 раза в год. Товар закупили, и он полгода лежит на полке. Нравится ли вам такая картина? Она неприемлема для большинства товаров и регионов. Лишь штучные произведения из люксового сектора могут обладать такой оборачиваемостью без ущерба для бизнеса.

Представьте обратную ситуацию: оборачиваемость по товару равна 30 за месяц. То есть товар полностью разбирают с полки каждый день. Казалось бы, это хорошо. И это, безусловно, так для хлеба, пиццы, суши, других быстро портящихся продуктов. Но вместе с ростом оборачиваемости увеличиваются и риски, что товара просто не хватит, чтобы удовлетворить спрос всех покупателей. За нехваткой товара следует упущенная выгода и риски, что покупатели перейдут к конкурентам. Чтобы не балансировать ежедневно на полупустых полках, предприниматели увеличивают закупку товара и обеспечивают минимально необходимый остаток товара на складе.

Так какая же она – норма оборачиваемости? Она индивидуальная. Для каждого региона, для каждого товара, для каждого сезона и даже для каждого магазина она своя. То, что является нормой для молочной продукции в супермаркете, будет завышенными требованиями для бытовой химии в том же самом супермаркете. Оборачиваемость спортивного инвентаря и снаряжения для кемпинга в спортивном магазине будет отличаться. Магазин по продаже электроники в Саратове и аналогичный в Москве будут иметь разную нормативную оборачиваемость.

Чтобы установить норму оборачиваемости для конкретного бизнеса, нужно наблюдать за оборачиваемостью товаров в этом бизнесе на протяжении некоторого периода, например, полугода, постепенно корректируя исходные показатели. Определили, что товар продается слишком быстро и часто бывают периоды, когда клиенты сталкиваются с недостачами – увеличили частоту заказов у поставщика – наблюдаем за результатами. Если положительная динамика есть, но недостаточная, увеличиваем закупочную партию. Если перестарались, и началось затаривание склада, корректируем немного показатели в обратную сторону.

Значительную роль в установке нормы оборачиваемости играет сезонность. Если бизнес подвержен фактору сезонности, то нормативная оборачиваемость будет колебаться в течение года, важно не прозевать «высокий» и «низкий» сезоны.

Как анализировать оборачиваемость?

1. Анализировать оборачиваемость нужно во времени. Например, узнали вы, что оборачиваемость часов Q50 равна 15. И непонятно, что с этой цифрой делать. Хорошо это или плохо? Допустим, если мы знаем, что оборачиваемость тех же Q50 в 4 квартале 2018 равнялась 35, а в аналогичном 1 квартале 2018 года равнялась 25, то мы можем сделать как минимум два вывода.

Первый: на продажи часов действует сезонный фактор. Предновогодние продажи значительно выше посленовогодних. Значит на четвертый квартал заранее нужно вкладывать больше оборотного капитала в закупку.

Второй: оборачиваемость модели Q50 постепенно падает. Если это не связано увеличившимся средним остатком по модели Q50 на складе, значит, эта модель постепенно теряет популярность и должна быть со временем заменена на новую

2. Сравнивать оборачиваемость можно только у сопоставимых продуктов. Бесполезно считать оборачиваемость в целом по аквариумам и корму для рыбок. Результат не будет отличаться от средней температуры по больнице и вряд ли даст почву для анализа. А вот сравнивать товары внутри одной группы, например, корм для рыбок разных производителей, очень полезно. Так можно определить, какой товар больше нравится покупателям, какой меньше. И сделать соответствующие выводы.

3. При анализе оборачиваемость нужно расщеплять на составляющие. Как мы помним, в формуле оборачиваемости присутствуют два исходных: продажи и остатки. Значит, если два товара имеют одинаковую оборачиваемость, совсем не обязательно, что они будут абсолютно идентичны. Один из них может хорошо продаваться и иметь большие остатки по складу, а второй продаваться плохо и иметь низкие остатки. Как в нашем примере часов модели Q50 реализовано 6 000 штук при среднем остатке 400 штук. А модели D100S продано 1000 штук при остатке 76 штук. Оборачиваемость обоих равна 15.

4. Оборачиваемость очень удачно синхронизируется с другими показателями для анализа. Например, проанализировав оборачиваемость товарного портфеля вместе с маржинальностью, можно сделать очень полезные выводы не только по оптимизации работы логистики, но и по изменению продуктового портфеля. А включив в расчет маржинальности стоимость заемного капитала, можно напрямую с помощью корректировки оборачиваемости экономить деньги организации.

Пример

В нашем примере с детскими смарт-часами можно разделить модели на три группы по оборачиваемости: первая с оборачиваемостью 15–10 раз в квартал, вторая с оборачиваемостью 10-5 раз за квартал, третья с оборачиваемостью 5–0 раз за квартал.

И на три группы по маржинальности: 30–20%, 20–10%, 10–0%.

Получим сводную матрицу (рисунок 1).

Рисунок 1. Сводная матрица

Оборачиваемость товара

Мы видим, что модели часов распределились

  • на так называемых «Звезд» – модели с высокой оборачиваемостью и маржой, либо с высоким значением одного из факторов;
  • на «Середнячков» – модели, маржа и оборачиваемость которых соответствуют средним значениям;
  • на «Неудачников», обладающих низкими показателями оборачиваемости или маржи, или и того и другого

Далее стоит проанализировать, почему модели попали в каждую из категорий и как можно сделать их «Звездами». Или избавиться от тех, показатели которых улучшить невозможно (рисунок 2).

Рисунок 2. Пример анализа

Оборачиваемость товара

Например, модель D100 имеет оборачиваемость 6 и маржу 4%. Цена модели довольно высока, и берут ее не столь охотно, но она важна для сохранения полноты ассортимента. Решением по данной модели будет снижение среднего остатка по складу путем более редких заказов поставщику. Тем самым мы переведем модель D100 в квадрат с высокой оборачиваемостью и низкой маржой. Но в будущем D100 – первый кандидат на замену в ассортименте.

Модель SBW_1 – это новая флагманская модель, поэтому продажи ее могут как выстрелить, переведя ее в категорию «Звезд», так и не пойти, оставив ее в «Неудачниках». Однозначно стоит поднять маржу по модели до высокой, а потом наблюдать и корректировать данные по среднему остатку на складе.

 

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.