Ваш шанс стать обладателем квартиры >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Пример финансового плана

  • 29 марта 2019
  • 187
Финансовый директор ООО «Радиус»
Пример финансового плана

В статье рассмотрим типичную структуру финансового плана, приведем его пример и расскажем, на что обратить внимание при анализе этого документа.

Определение

Под финансовым планированием понимается процесс, посредством которого предприятие оценивает свои финансовые возможности на будущий период и планирует свою деятельность в соответствие с результатом проведенного анализа. Таким образом, финансовый план – это задокументированный план развития предприятия в денежном выражении. 

За простым определением скрывается большое разнообразие видов такого плана, процессы разной степени сложности, непростые управленческие решения и существенный вклад в рост стоимости бизнеса.

Актуальность любого вида планирования в ситуации быстрого изменения внешних и внутренних факторов деятельности компании часто вызывает обоснованный скепсис. Однако отсутствие понимания финансовой ситуации и инвестиционных возможностей часто приводит к невозможности принятия взвешенных эффективных управленческих решений. Ответом на динамичную среду является сбалансированный подход к процессу планирования в части используемых ресурсов и техническое обеспечение возможности внесения оперативных изменений.

Скачайте и возьмите в работу:

Пример финансового планаСкачайте бесплатно

Структура финансового плана

Структура для каждого предприятия индивидуальна и определяется на основе целого ряда факторов:

  1. Роль подразделения в генерации добавленной стоимости.
  2. Организационная и юридическая структуры предприятия или группы компаний.
  3. Структура расходов.
  4. Отрасль, география продаж и номенклатура продукции.
  5. Инвестиционная активность.
  6. Финансовая активность и состояние.
  7. Взаимоотношения с кредиторами, инвесторами и учредителями.
  8. Жизненный цикл деятельности компании.
  9. Кадровый потенциал и прочие факторы.

Все перечисленные факторы в разумной степени учитываются руководством компании. Важно найти сбалансированный вариант, стараясь избегать крайностей. Например, вкладывать существенные ресурсы в создание и поддержание сложной финансовой структуры в начальной стадии жизненного цикла компании, как правило, нецелесообразно. Неопределенность развития на данном этапе высока и вложения в качество планирования не даст ожидаемой отдачи.

Структура документов финансового плана

Структура пакета документов, как правило, выглядит следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура пакета документов

Пример финансового плана

Стандартный пакет может быть подготовлен на разных уровнях центров финансовой ответственности или разных уровнях бюджетов (рисунок 2).

Рисунок 2. Центы финансовой ответственности

Пример финансового плана

Бюджеты  первого уровня – это бюджеты холдинга в целом. Как правило, это центр инвестиций, ответственность за который несет единолично исполнительный орган группы компаний.

Бюджеты второго уровня – это самостоятельное бизнес-единицы или компании в составе холдинга. Обычно это центры прибыли.

Бюджеты третьего уровня – это подразделения предприятий, входящих в холдинг (например, коммерческий департамент, производственный департамент).

Бюджеты четвертого уровня – это документы, детализирующие бюджеты подразделений (например, бюджет продаж в региональном разрезе).

Держатели бюджетов несут ответственность за выполнение поставленных задач и должны обладать необходимыми для этого полномочиями и ресурсами.

Одним из основных принципов, которому следуют на практике при формировании финансовой структуры, и как следствие, структуры финансовых планов, это принцип контроля над доходами и расходами. Аллокация расходов и доходов в конкретный бюджет определяется возможностью держателя бюджета влиять на их величину. Конечно, это не абсолютное правило, но в то же время этот подход существенно облегчает организацию планирования.

При определении структуры статей доходов и расходов хорошим помощником служит правило Парето, когда 20% статей расходов определяют 80% от общих расходов. Менеджеру, ответственному за планирование, следует внимательно отнестись к основным статьям, при этом экономя ресурсы на контроле несущественных статей.

Как понять, какие бюджеты нужны компании

Чтобы определиться с перечнем функциональных бюджетов, которые необходимы компании, воспользуйтесь решением «Системы Финансовый директор». Вы узнаете, как выделить области деятельности компании, сформировать список функциональных бюджетов трех основных типов, проверить их на согласованность и показать связи между бюджетами. 

Какие бюджеты нужны компании

Пример финансового плана

Рассмотрим упрощенный финансовый план на примере компании «Альфа» – производителя химических реагентов для нефтепромысла.

Финансовая структура компании «Альфа» выглядит следующим образом

1й уровень

Консолидированный бюджет Компании

2й уровень

Бюджет Управляющей компании

Бюджет производственной компании

Бюджет сервисной компании

3й уровень

Финансовый департамент

Производственный отдел

Сопровождение

Центр снабжения

Контроль качества

Департамент ОПИ

Центр логистического обслуживания

Опытно-экспериментальный цех

Супервайзинг

Юридическое обслуживание

Лаборатория

Администрация и управление

Производственное хранение

Кадры и делопроизводство

Сертификация и лицензирование

Коммерческий департамент

Проектное управление

 

 

Маркетинг и продвижение

 

 

4й уровень

 

Бюджеты продаж по ключевым клиентам

Бюджеты производственных цехов

Бюджет продаж групп продукции

Налоги

Бюджет привлечения и обслуживания долгового финансирования

Бюджет продвижения

Бюджет рекламы и PR

 

 

 

Статьи бюджета доходов и расходов компании «Альфа», обобщенные в консолидированном бюджете, представлены в таблице ниже. На практике, чаще всего шаг планирования бюджета составляет 1 месяц. Приведенный пример упростим до шага планирования, равного 1-му кварталу и спланируем один из стандартных бюджетов – бюджет доходов и расходов.

Бюджет доходов и расходов

П

П

П

П

млн руб.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв

Реализация химреагентов

500

800

700

600

Сервис

50

300

450

150

Итого выручка

550

1 100

1 150

750

Переменные расходы

Сырье и материалы

300

480

420

360

Услуги разработчика

10

16

14

12

Услуги процессинга

20

32

28

24

Транспортные расходы при реализации

25

40

35

30

Условно-постоянные расходы

ФОТ

70

110

125

90

Аренда и обслуживание недвижимости

15

23

35

13

Командировочные расходы

11

14

16

14

Реклама и продвижение

22

35

54

34

Охрана, организация труда и обучение персонала

14

16

16

15

Аренда и обслуживание оборудования

30

34

34

24

Консультационные и банковские услуги

8

12

34

14

Аренда и обслуживание транспорта

12

15

45

11

Прочие административные и непредвиденные расходы

6

15

23

8

Итого OPEX

543

842

879

649

EBITDA

7

258

271

101

Амортизация и обесценение

7

9

12

15

EBIT

0

249

259

86

Проценты по заемному капиталу уплаченные

24

25

25

36

Налог на прибыль (таблица актуальных ставок здесь)

0

50

52

17

Чистая прибыль

-24

174

182

33

Деление расходов на переменные и условно-постоянные помогает определить маржинальную прибыль заключаемых доходных сделок, адекватно провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменениям плановых значений, определить точку безубыточности и репрезентативно рассчитать различные сценарии развития.

Анализ финансового плана

Анализ финансового плана компании предполагает расчет и последующее сравнение финансовых показателей со стратегическими целями компании, фактическими показателями, с текущей рыночной ситуацией и финансовыми возможностями компании. Соответственно руководство предприятия должно обратить внимание на следующие моменты:

  • соответствие плана ожиданиям бенефициаров компании и стратегии развития предприятия;
  • отклонения показателей от фактических показателей прошлых периодов;
  • колебания значений показателей в течение прогнозного периода;
  • соответствие расходов их рыночным аналогам;
  • наличие финансовых возможностей на исполнение запланированных планов;
  • адекватность системы мотивации рыночной ситуации и поставленным задачам;
  • обеспечение кадровыми ресурсами и внеоборотными активами;
  • соответствие финансового плана плану мероприятий по исполнению задач.

Классическая задача, с которой сталкивается финансовый директор компании – это приведение запросов структурных подразделений к финансовым возможностям компании и анализ расходов на адекватность рыночной ситуации. Часто подразделения не обладают достаточной мотивацией, компетентностью и способностью находить сбалансированные решения, что приводит в конечном итоге к существенному завышению запланированных расходов и занижению доходной части.

Заключение

Универсальной финансовой структуры и регламента процесса финансового планирования не существует. Однако на практике сложились устойчивые требования к подготовке информации, которая должна быть отражена в финансовом плане компании:

  1. Наличие в структуре предприятия многоуровневой структуры центров финансовой ответственности.
  2. Адекватная деятельности предприятия структура доходов и расходов.
  3. Три формы отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств).
  4. Разделение операционной и инвестиционной деятельности.
  5. Автоматизация процесса планирования и сбора факта.
  6. Регламентация процесса финансового планирования.
  7. Долгосрочное и краткосрочное планирование.

Динамичная среда не умаляет актуальности финансового планирования в деятельности компании, но формирует новые требования к оптимизации процесса и гибкости в части возможности реакции на всевозможные существенные изменения.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев пробелму с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.