На старт, внимание, март! 3 месяца подписки в подарок >>> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Рентабельность продаж по чистой прибыли

  • 12 марта 2019
  • 146
Рентабельность продаж по чистой прибыли

Рентабельность продаж по чистой прибыли показывает, насколько прибыльно компании выпускать товары, работы (услуги). Расскажем, как считать показатель и приведем примеры.

Что такое рентабельность продаж по чистой прибыли

Рентабельность продаж по чистой прибыли показывает долю прибыли в выручке компании. Показатель отражает результативность операционной деятельности в части ценовой политики: если рост цен компании опережает рост цен на ресурсы, рентабельность продаж будет расти.

Формула расчета рентабельности по чистой прибыли

Расчет рентабельности по чистой прибыли можно сделать по формуле:

Рентабельность продаж по чистой прибыли 

Где ЧПр – чистая прибыль организации,

Вр – выручка.

Скачайте и возьмите в работу:

Отчет о рентабельности продаж в детализации по ценовым сегментамКогда понадобится: отчет о реализации товаров и услуг в детализации по ценовым сегментам поможет финансовому директору контролировать рентабельность продаж.

Как рассчитать рентабельность продаж по чистой прибыли по балансу

Целесообразно считать показатель по данным не баланса, а отчета о финансовых результатах.  Тогда формула расчета будет выглядеть так:

R = строка 2400 / 2110

Нормативное значение рентабельности продаж по чистой прибыли

Оптимальное значение для рентабельности продаж по чистой прибыли – 15–30%. На показатель рентабельности влияют множество факторов, поэтому для принятия управленческого решения не стоит полагаться только на данные анализа рентабельности отчетного периода. Рассмотрим пример.

Как установить причины изменения рентабельности продаж

Если нужно выяснить, почему рентабельность продаж оказалась ниже плановой или упала по сравнению с прошлым годом, воспользуйтесь решением из «Системы Финансовый директор». Оно поможет установить причины и оценить влияние каждой из них.

Установить причины изменения рентабельности продаж

Пример расчета и анализа

Компания «Башмак» выпускает ежемесячно 500 пар сандалий. Себестоимость одной пары – 100 рублей, аренда помещения составляет 12 000 рублей в месяц, заработная плата персонала составляет 50 000 рублей в месяц, расходы по обслуживанию производственных мощностей составляет 20 000 рублей, цена одной сандалии составляет 300 рублей. Продажи за январь составили 100 штук, за февраль 50 штук, за март 200 штук, за апрель 250 штук, за май 500 штук, за июнь 1 000 штук, за июль 2 000 штук, за август 1 500 штук, за сентябрь 900 штук, за октябрь 300 штук, за ноябрь 100 штук, за декабрь 50 штук. Необходимо рассчитать рентабельность продаж по чистой прибыли за январь, июль и за год.

Составим таблицу по месяцам по продажам, производству, расходам и прибыли (таблица 1).

Таблица 1. Данные для расчета

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого за год

Произведено

500

500

500

500

500

500

500

500

500

500

500

500

6 000

Кол-во продаж

100

110

150

250

500

600

700

600

500

300

200

100

4 110

Цена

300

300

300

300

300

300

300

300

300

300

300

300

300

Выручка

30 000

33 000

45 000

75 000

150 000

180 000

210 000

180 000

150 000

90 000

60 000

30 000

1 233 000

Себестоимость

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

600 000

Аренда

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

144 000

Обслуживание

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

240 000

Прибыль

-28 000

-25 000

-13 000

17 000

92 000

122 000

152 000

122 000

92 000

32 000

2 000

-28 000

537 000

Рентабельность

-93%

-76%

-29%

23%

61%

68%

72%

68%

61%

36%

3%

-93%

44%

 

Для того чтобы рассчитать рентабельность продаж нам необходима выручка и прибыль, в нашем случае выручка (В) будет равна:

В = Продажи × Цена

Чистая прибыль рассчитывается, как разница между валовой прибылью (Вп) и понесенными затратами и налогом на прибыль. В нашем случае для простоты расчет сделан без налога на прибыль.

Для начала находим валовую прибыль, которая рассчитывается как разница между выручкой за отчетный период и себестоимостью продукции (читайте про нее подробнее).

 Вп = В - С / С × Кол выпущенной продукции

Следовательно:

Чп=Вп - ∑Затрат 

Итак, рентабельность продаж по чистой прибыли за январь составит -93%, за июль 72% и за год 44%. Если бы мы рассматривали рентабельность за январь, то высказались бы за то, что бизнес убыточен и надо его закрывать. Если за основу брали бы июль, сказали бы что бизнес прибыльный надо больше производить. Оба вывода не верны. Если мы посмотрим на рентабельность за год мы увидим, что бизнес рентабельный. Как стало понятно анализировать и делать выводы по рентабельности продажи только за один отчетный период неправильно.

Рассчитав рентабельность продаж по чистой прибыли за январь, мы получили отрицательный результат, который говорит о том, что производство сандалий в январе убыточно. И это логично, так как это сезонный товар. В период осень/зима мало кто будет их покупать, поэтому на рентабельность продаж повлиял сезонный фактор. Таких факторов может быть несколько.

Какие факторы влияют на чистую рентабельность продаж

Рассмотрим факторы, влияющие на рентабельность продаж, более подробно. Факторы можно разделить на внутренние и внешние. 

К внутренним относятся:

  • затраты на персонал,
  • себестоимость,
  • цена продажи,
  • затраты на хранение продукции,
  • коммунальные платежи,
  • качество продукции.

То есть на эти факторы компания может повлиять, приняв управленческое решение. Например, повышение уровня качества продукции может оказать положительный эффект, потому что простимулируется спрос. Но эффект может быть и отрицательный, так как повысятся затраты на производство по причине повышения качества продукции, а спрос не повысится.

К внешним относятся факторы, на которые организация никак не может повлиять. Например, конкурент выпустил модель по характеристикам и дизайну лучше, спрос у конкурента на модель вырос, как следствие у нас продажи падают, рентабельность уменьшается. Или введение государством акцизов на кожаные изделия.

Поскольку внешние факторы нельзя контролировать, то их анализ больше основан на получении внешней информации (отслеживание конкурентов, изменение рынка, фискальной политики и т.д.).

Заключение

Помимо рентабельности продаж по чистой прибыли, стоит оценить и другие важные факторы, чтобы принять верное управленческое решение и не ухудшить финансовые показатели компании.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Цель-2 | Дело не в везении Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Постороение бизнес-моделей. Настольная игра стратега и новатора
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Как решать нерешаемые задачи, посмотрев пробелму с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.