Между нами тает лед. Скидка на подписку 15% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

  • 25 января 2019
  • 500
Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Финансовые директора компаний «Северсталь Менеджмент», «Газпром нефть», Schneider Electric, Burger King Russia, S7 Airlines поделились опытом, какие инструменты и подходы используют, чтобы управлять результативностью, повышать стоимость бизнеса, быстрее выполнять стандартные операции и снизить расходы на них.

Как усовершенствовать систему управления результативностью

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Компания «Северсталь» проходит обширную трансформацию. Обновленная стратегия требует изменить бизнес-модель как работы с рынком, так и внутренних процессов. В частности, потребовалось пересмотреть существующую систему управления результативностью (Performance Management). Этим мы занимались в 2018-м и продолжим в 2019 году. Сначала определили, что нужно изменить, как перейти на новые правила и анализировать результаты.

Что изменили. Мы пересмотрели, как компания ставит и декомпозирует цели, анализирует результаты, формирует бизнес-планы.

В качестве целевого показателя мы рассматриваем прирост EBITDA, очищенной от влияния внешних факторов, например изменения курсов валют, цен на готовую продукцию и сырье. Цель должна быть амбициозной, подразумевать существенные улучшения относительно прошлого года: прирост на 10–15 процентов исходя из сравнения с конкурентами и ожидаемого лидерства по показателю TSR (Total Shareholder Return).

Цель предлагает генеральный директор и утверждает председатель совета директоров. Мы ставим ее «сверху вниз» на всю компанию, затем декомпозируем на основные предприятия.

Как изменили

Как трансформировать функцию «Экономика и финансы» для повышения стоимости бизнеса

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Начиная с 2017 года мы задумались о трансформационном развитии функции «Экономика и финансы» в нашей компании «Газпром нефть». Сначала сформулировали свое видение функции, определили ее «ярлык». Финансовый директор у нас – это «менеджер по созданию стоимости» (Value Creation Manager). Мы ушли от часто используемого термина «бизнес-партнер», поскольку возникает противоречие. Получается, что есть некий бизнес, а финансовый директор – его партнер, тогда как финансовая функция – часть бизнеса.

Совместно все финансовые директора группы формулировали, что должны знать, уметь и делать сотрудники в рамках функции «Экономика и финансы». Определили, что мы не делаем сейчас или делаем, но недостаточно глубоко. Мы разработали план по трансформации функции: изменить набор компетенций, повысить эффективность текущей деятельности, усилить аналитический функционал, развить бизнес-функционал.

Что сделали

Как повысить эффективность работы финансовой службы с помощью цифровых технологий

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Цифровизация – один из компонентов стратегии нашей компании Schneider Electric на глобальном уровне и каждого подразделения по отдельности. Например, мы работаем над цифровизацией функций бэк-офиса. За последние два года нам удалось ввести электронный документооборот для первичных документов и контрактов, роботизировать некоторые процессы в центре поддержки клиентов и бухгалтерии, обеспечить интеллектуальный анализ фактических результатов по выручке и влияния на нее разных факторов, автоматизировать системный сбор данных и аналитику по вторичным продажам от наших партнеров.

Проекты автоматизации разные по масштабу, ресурсам, количеству вовлеченных людей. Отличаются и проблемы, с которыми мы столкнулись при их реализации. Но самый важный урок, который усвоили, что автоматизация и цифровизация – не одно и то же. Цифровизация – это образ мыслей. Инструментов сейчас множество, но у финансового директора и его подчиненных должно хватить желания, мотивации, времени сначала найти, где компания работает неэффективно, потом понять, каким должен быть идеальный процесс, а уже после этого решить, как его можно автоматизировать и с каким инструментом.

Особо хочется отметить один из наших проектов 2018 года в области кредитного менеджмента, который позволил вывести управление дебиторской задолженностью на новый уровень. Эта функция у нас централизована давно для России и СНГ, однако постоянно чувствовалось, что не хватает полной картины по компании в целом – у нас несколько юридических лиц, множество филиалов, да еще и в разных странах СНГ.

Чтобы узнать, например, уровень застрахованной дебиторской задолженности по всем подразделениям, приходилось изучать данные из нескольких десятков файлов и вручную вычислять показатели. Нам требовались улучшения не в операционном управлении, а скорее на уровне принятия общих решений, чтобы понимать и регулировать ситуацию в целом. Сотрудники российского подразделения компании сформулировали требования к автоматизированной системе, определили, как организовать изменения и какие нужны результаты.

Как действовали

Как развивать аналитическую функцию для управления бизнесом

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Чтобы перевести бизнес-анализ на более высокий уровень, в нашей компании Burger King Russia мы стали применять Business intelligence (BI). Примерно три года назад установили BI-систему и начали ее развивать.

Что изменили. Сначала BI-систему в компании использовали как инструмент для анализа текущих отчетов. Переносили отчетность из Excel в BI, чтобы пользователи могли регулярно получать необходимые для работы отчеты, не заходя в систему. Постепенно начали добавлять больше слоев данных в системе, чтобы проводить более глубокий анализ в различных направлениях. Прежде всего сфокусировались на вопросах, связанных с выручкой и маржинальностью.

В нашем бизнесе важно понимать, какие продукты пользуются спросом, какие форматы ресторанов лучше или хуже, каковы результаты работы в различных регионах. Мы стали использовать комбинацию различных аналитик, чтобы оценивать, какие меры как работают в наших ресторанах и что можно сделать, если в каком-либо из них доходность недостаточно высокая. В рамках бенчмаркинга смотрим, в каких ресторанах выше маржинальность, и применяем их опыт для ресторанов других форматов и регионов.

У нас есть система рейтингов по продуктовым линейкам и определенным продуктам. Стали регулярно отслеживать эти рейтинги, чтобы повышать маржинальность среднего чека.

Благодаря тому, что мы стали отслеживать время закрытия смен и работоспособность точек продаж, смогли эффективнее выявлять причины недобора выручки. Готовность ИТ-систем в некоторых ресторанах была низкой, от этого страдали продажи. Если касса или киоск не работает, очереди в работающих кассах и киосках увеличиваются. Когда скорость обслуживания снижается, мы теряем гостей. Аналитическая система позволила регулярно отслеживать эту проблему и принимать меры. Кроме того, система показывает, сколько кассиров работало в смену, это позволяет оценивать эффективность стаффинга персонала в торговых точках.

Как организовали работу

Как быстрее выполнять повторяющиеся функции в финансовой службе с помощью роботов

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Робот – это компьютерная программа, которая может выполнять повторяющиеся стандартные операции. Поскольку робот работает быстрее человека, с помощью роботизации процессов (Robotic Process Automation – RPA) компания сокращает время и расходы на выполнение рутинных задач и процессов. Кроме того, роботы минимизируют риски, связанные с ошибками или мошенничеством.

Два года назад наша компания начала роботизацию. На сегодняшний день у нас 15 роботов в сфере управления финансовыми процессами.

Как организовать изменения. Роботизация в нашей компании началась с незначительных задач, и, скорее, это было тестирование RPA, чем осознанное начало работы. В 2018 году подход в основном был такой: «Сотрудник очень загружен, давайте подумаем, как освободить ему время». К 2019 году пришли к тому, что сначала готовим ТЭО, потом решаем, что разрабатывать. Делаем упор на экономическую эффективность. Последовательность такая – определили, где нужно роботизировать, написали программу, оценили эффект. Роботизация идет совместно с анализом бизнес- и ИТ-процессов, постепенно выстраиваем архитектуру.

С учетом нашего опыта я рекомендую внедрять роботизацию в три этапа.

Как организовать изменения

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.