Открыть свежий номер журнала>> / Блестящее предложение по подписке ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Маржинальность: расчет и анализ показателя

  • 12 декабря 2018
  • 82
аналитик "ОТКРЫТИЕ-Брокер"
Маржинальность: расчет и анализ показателя

Маржинальность – это показатель эффективности основной деятельности компании. Чем он выше, тем выше эффективность. Кроме того, маржа позволяет оценить, насколько доходны продукты, производимые предприятием. Смотрите, по каким формулам рассчитать показатель, как его анализировать и с какими данными сравнивать.

БДДС (бюджет движения денежных средств). Алгоритм составленияЧитать все статьи журнала «Финансовый директор» бесплатно >>>

Понятие маржи и маржинальности имеет несколько значений и оттенков, предлагаем расставить все точки над i в этом вопросе и разобраться, что это за коэффициент и по каким формулам его рассчитывать.

Маржинальность – это…

О понятии маржинальность сложилось довольно расплывчатое представление у многих его активных пользователей. Термин маржинальность происходит от английского слова маржа (margin). В английском margin имеет несколько смысловых значений, среди которых не только прибыль, но и запас и даже гарантийный взнос.

В финансовом контексте под маржей биржевой жаргон подразумевает обеспечение или залог сделок для покрытия кредитного риска. Торговля «с плечом» называется маржинальной торговлей.

В контексте финансового менеджмента термин маржа (margin) используется на стыке значений «запас» и «прибыль»: маржей называют разницу между ценой продукта и переменными расходами, относимыми на продукт. Простыми словами, маржинальность – это «запас» в цене, из которого формируется прибыль и средства необходимые для покрытия постоянных расходов. К такой марже применяют термин – маржинальная прибыль или английский аналог – contribution margin.

В управленческом учете часто используют величину, относимую на всю проданную продукцию – валовую маржу, а не только приходящуюся на отдельную единицу.

Чем больше «запас» или зазор между ценой и переменными затратами, тем выше маржинальность продукта, тем более эффективно его производство при прочих равных условиях.

В контексте экономической теории термин маржа используется в значении «предел» – маржинальный продукт (marginal product), предельная полезность (marginal utility). Предельный продукт – дополнительная продукция, создаваемая при добавлении дополнительной единицы фактора производства – труда, капитала, а предельная полезность – увеличение полезности при потреблении дополнительной единицы блага.

Скачайте и возьмите в работу:

Отчет об основных показателях деятельности компанииДокумент предназначен для тактического (на уровне года) и оперативного (на уровне месяца и квартала) управления бизнесом. Его основная задача – представить топ-менеджерам компании в простом и наглядном виде всю информацию, характеризующую финансовое состояние и деловую активность предприятия.

Как рассчитать маржинальность

Для целей финансового менеджмента и управленческого учета актуальным является понятие маржи как разницы между ценой и переменными расходами на продукт. Чаще всего маржа рассчитывается в процентах, но в российской практике понятие маржа часто используется как синоним валовой прибыли. Формула расчета в этом случае:

Margin = TR - COGS, (1)

где TR – выручка от продажи (Total Revenue);

COGS – себестоимость проданных товаров (Cost of Goods Sold).

Есть интерпретация формулы для торговой компании:

Margin = TR – TR / (1 + tm) - VC, (2)

где tm – торговая наценка (trade markup);

VC – переменные издержки (Variable Cost).

Для торговой компании COGS = TR / (1 + tm) + VC, себестоимость состоит из стоимости закупки товаров и прочих переменных расходов.

Маржинальность, как доля маржи в выручке (Gross Profit Margin – в английском варианте) в виде формулы записывается следующим образом:

GPM = Margin / TR = (TR - COGS)/ TR (3).

Пример расчета

Финансовый директор производственной компании «Горшки обжигаем» анализирует деятельность с 2014 по 2018 год. У компании росла выручка в течение всего этого периода, за исключением кризисного 2017 года, в 2018 году рост возобновился.

В состав себестоимости производства входят:

  • затраты на сырье и материалы;
  • оплата труда, НДФЛ и взносы;
  • услуги подрядчиков.

Затраты на сырье и материалы растут пропорционально выручке, в 2018 году удалось на 10% снизить затраты сырья и материалов в натуральном выражении.

Оплата труда и услуг подрядчиков за этот период практически не менялась.

Также финансовый директор учел другие расходы: управленческие, коммерческие и прочие, а также прочие налоги – те, которые не платятся из прибыли, а также налог на прибыль. У компании нет своего имущества, поэтому нет амортизации.

Финансовый директор получил в результате расчетов следующий аналитический отчет о прибылях и убытках (табл. 1).

Таблица 1. Аналитический отчет о прибылях и убытках за 2014–2018 гг. (тыс. руб.)

2014

2015

2016

2017

2018

Выручка

100 000

120 000

130 000

125 000

135 000

Себестоимость

85 000

94 000

98 500

96 250

94 675

Сырье и материалы

45 000

54 000

58 500

56 250

54 675

Оплата труда, НДФЛ и взносы

30 000

30 000

30 000

30 000

30 000

Услуги подрядчиков

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

Валовая маржа

15 000

26 000

31 500

28 750

40 325

Маржинальность

15,0%

21,7%

24,2%

23,0%

29,9%

Управленческие расходы

3 000

3 300

3 400

3 500

5 500

Коммерческие расходы

5 700

5 700

5 700

5 700

6 500

Прочие расходы / Доходы

345

456

543

685

655

Налоги прочие

455

455

455

455

455

Прибыль до уплаты налогов

5 500

16 089

21 402

18 410

27 215

Рентабельность продаж

6%

13%

16%

15%

20%

Налог на прибыль (20%)

1 100

3 218

4 280

3 682

5 443

Чистая прибыль (см. подробнее, как ее считать и анализировать)

4 400

12 871

17 122

14 728

21 772

Валовая маржа рассчитана по формуле (1) как разность между выручкой и себестоимостью, которая в свою очередь складывается из расходов на сырье и материалы, оплаты труда и услуг подрядчиков. Маржинальность считалась по формуле (3).

Что показывает маржинальность

Маржинальность – это показатель эффективности основной деятельности компании, производства. Чем выше маржинальность, тем выше эффективность. Показатель обычно сравнивают по тенденции за период времени, по предыдущему году (отмечая рост или снижение), сравнивают со средними значениями по отрасли, с конкурентами.

Сравнивая маржинальность с рентабельностью продаж, которая рассчитывается по операционной прибыли или EBIT, мы можем оценить эффективность (а точнее неэффективность) косвенных расходов, на которые расходуются проценты маржинальности.

Как видим, благодаря пропорциональному росту расходов на сырье и постоянные издержки на оплату труда и услуг подрядчиков в нашем примере, валовая маржа и маржинальность растут в след за ростом выручки, но с большим темпом. Сильнее падают в 2017 году.

В нашем примере в 2018 году из-за снижения на 10% затрат на сырье и материалы – была применена более эффективная технология – маржинальность и валовая маржа выросли сильнее чем в предыдущие годы.

Из примера также видно, что в 2017 году мы теряли на косвенных расходах 8% маржинальности, а в 2018 году уже 9,9%, за счет роста управленческих и коммерческих расходов, по всей видимости для того, чтобы обеспечить рост продаж нам пришлось «побегать» и вложиться в продвижение.

Большую информативность дает анализ маржинальности в разрезе продуктов, позволяя оценить, насколько доходны продукты, производимые компанией.

Принцип расчета тот же самый, используем формулы (1) и (2), но в качестве выручки и себестоимости мы берем не консолидированные показатели – общую выручку и общую себестоимость, а выручку по каждому продукту и себестоимость соответственно.

Удельная маржа

Можно рассчитать удельную маржу, которая покажет, сколько дохода приносит каждая единица продукта. Она рассчитывается делением валовой маржи на количество единиц продукции или как разница между ценой и средними издержками продукции:

Margin`=Margin/Q=P-AVC (4),

Где

Q – количество единиц проданного товара;

P – цена;

AVC – средние переменные издержки (VC/Q).

Пример расчета

Предположим в нашем случае мы производим два продукта.

1. Новый продукт.

Таблица 2. Аналитический отчет о прибылях и убытках за 2014–2018 гг. по новому продукту, (тыс. руб.)

2014

2015

2016

2017

2018

Продажи, тыс. шт.

20

25

30

35

40

Выручка

40 000

50 000

60 000

70 000

80 000

Себестоимость

40 000

44 250

48 500

52 750

57 000

Сырье и материалы

17 000

21 250

25 500

29 750

34 000

Оплата труда, НДФЛ и взносы

13 000

13 000

13 000

13 000

13 000

Услуги подрядчиков

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

Валовая маржа

-

5 750

11 500

17 250

23 000

Удельная маржа (руб.)

-

230

383

493

575

Маржинальность

0,0%

11,5%

19,2%

24,6%

28,8%

Для этого продукта характерен рост эффективности по мере роста продаж – мы выходим на проектную мощность, мы применяем сторонние работы.

2. Продукт, выпускаемый относительно давно, для которого реализуется проект по оптимизации расходования сырья.

Таблица 3. Аналитический отчет о прибылях и убытках за 2014–2018 гг. по второму продукту (тыс. руб.) 

2014

2015

2016

2017

2018

Продажи, тыс. шт.

50

58

58

46

46

Выручка

60 000

70 000

70 000

55 000

55 000

Себестоимость

45 000

49 750

50 000

43 500

37 675

Сырье и материалы

28 000

32 750

33 000

26 500

20 675

Оплата труда, НДФЛ и взносы

17 000

17 000

17 000

17 000

17 000

Услуги подрядчиков

-

-

-

-

-

Валовая маржа

15 000

20 250

20 000

11 500

17 325

Удельная маржа (руб.)

300

349

345

250

377

Маржинальность

25,0%

28,9%

28,6%

20,9%

31,5%

В 2018 году по второму продукту внедряется новая технология и оптимизируется расход сырья, но происходит это на фоне снижения продаж, из-за чего эффект экономии не так заметен.

Маржа показывает, сколько остается денег в цене продукции, после вычитания переменных издержек, это значение должно обеспечить покрытие постоянных расходов и формирование прибыли для бизнеса. Однако для принятия управленческих решений этого мало, необходимо понимать какой минимальный объем продукции следует выпускать, чтобы покрыть хотя бы постоянные издержки.

В этом поможет анализ точки безубыточности. В точке, в которой прибыль и убытки равны нулю, маржинальная прибыль должна быть равна постоянным расходам. Если нам известны постоянные расходы и маржинальная прибыль на единицу продукции (удельная маржинальная прибыль), мы можем рассчитать число единиц продукции, которое требуется для достижения точки безубыточности.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вы читали:

Простите, что прерываем Ваше чтение
Зарегистрируйтесь и вам также будут доступны статьи
Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе. Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... или войдите через соц.сети
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.