text
Открыть свежий номер журнала>> >> ✆ 8-800-550-07-98
Финансовый директор

Отложенные налоговые активы – что это простыми словами

  • 5 октября 2018
  • 186
руководитель отдела финансового контроля ООО «Аплеона ХСГ»
Отложенные налоговые активы – что это простыми словами

Отложенные налоговые активы – это внеоборотные средства компании. Они представляют собой отложенный налог на прибыль, а точнее ту его часть, которая должна сократить сумму налога на прибыль, подлежащего оплате в последующих отчетных периодах.

Сложные и непонятные термины отложенный налоговый актив и отложенное обязательство пугают многих. На самом деле здесь нет ничего сложного. Далее разберем, что же такое отложенные активы, причем здесь временные разницы, и как применять полученные знания на практике.

Что такое отложенный налоговый актив простыми словами

Во все времена в любых странах взгляды компаний – налогоплательщиков и государства на налогообложение были диаметрально противоположными. Компании заинтересованы в том, чтобы суммы начисленных налогов были минимальными, государство же, напротив, старательно закрывает все возможности ухода от уплаты налогов. Одно и то же событие, зафиксированное в хозяйственной деятельности компании, может быть по-разному расценено для учета прибыли.

Поэтому все доходы и расходы компаний в большинстве стран должны быть зафиксированы по двум стандартам ведения отчетности – бухгалтерскому и налоговому. Первый регулируется Правилами бухгалтерского учета 9/99 и 10/99, а второй статьей 25 НК РФ.

К примеру, если у компании высокие представительские расходы по роду деятельности, то принять их к учету для расчета налога на прибыль она сможет не в полной мере, так как законодательство ограничивает суммы таких расходов. Конечно, с точки зрения пресечения ухода от уплаты налогов с помощью завышения расходов законодательство работает хорошо, но что делать компаниям, действительно понесшим «неугодные» государству расходы?

В 2002 году вышел документ, описывающий правила учета при возникновении отклонений между двумя системами – ПБУ 18/02. Применение этого документа обязательно для компаний на ОСНО. Компании на УСНО могут выбирать, применять им стандарт или нет. ПБУ 18/02 раскрывает основные понятия и диктует алгоритмы, по которым следует действовать бухгалтеру. Но написан он таким сложным «казенным» языком, что разобраться в нем самостоятельно может не каждый специалист. Кроме того, однажды вычитанные и понятые теоретические положения вновь стираются из памяти, если долго не применять их в работе.

Перефразируем ПБУ 18/02 и дадим простое объяснение, что такое отложенные налоговые активы и когда они возникают. Если полученный компанией доход или произведенный расход требует различного отражения по правилам бухгалтерского и налогового учета, возникает разница. Эта разница может быть как постоянной, так и временной, и может быть направлена как на увеличение налогооблагаемой прибыли в бухгалтерском учете, так и в налоговом. И в каждом варианте возникает определенный вид отложенного налогового актива (обязательства). См. подробнее про отложенные налоговые обязательства.

На диаграмме показаны все возможные варианты разниц и соответствующих им активов.

Рисунок 1. Временные разницы и соответствующие им налоговые активы

 Временные разницы

Временные разницы

ВрЕменная налоговая разница – это разница между двумя системами учета, которая будет меняться от одного отчетного периода к другому и постепенно придет к нулевому значению.

Определения временных разниц и соответствующих им отложенных активов (или обязательств) приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Определения временных разниц и соответствующих им отложенных активов

Определения временных разниц

Для запоминания:

Вычитаемые разницы – налог у компании в будущем «вычтут», поэтому Актив
Налогооблагаемые разницы – налог в будущем придется заплатить – Обязательство

 

Формула для расчета отложенных активов (и обязательств) универсальна

ОНА (ОНО) = Ставка налога на прибыль × Временная разница

Чтобы избежать вечной путаницы между отложенными активами и обязательствами, запомните:

ОНА – актив – у государства «долг» перед компанией,
ОНО – обязательство – у компании «долг» перед государством.


Подсказка по наиболее распространенным случаям появления отложенных налоговых активов

Отложенный налоговый актив возникает на практике чаще, чем обязательство, так как законодательство призвано, в первую очередь, не допустить чрезмерного занижения налогооблагаемой прибыли.

Если в ходе хозяйственной деятельности компании встречаются перечисленные в списке ситуации, будьте внимательны, начисляйте ОНА или ОНО:

  1. В учетной политике компании прописан метод списания амортизации, отличный от линейного. Или срок полезного использования вновь приобретенного основного средства отличается от указанных в Постановлении Правительства РФ №1 от 1 января 2002 года.
  2. Компания продала или утилизировала основное средство с убытком. Согласно правилам бухгалтерского учета всю сумму убытка можно списать в текущем отчетном периоде. В налоговом же учете убыток будет списываться равномерно в течение нескольких лет (условно говоря, остатка срока полезного использования основного средства).
  3. Компания применяет правила формирования первоначальной стоимости внеоборотных активов отличные от зафиксированных в налоговом законодательстве.
  4. Компания произвела исследования или разработки, не давшие положительного результата. Согласно БУ, компания может включить расходы на них в размере 100% в текущем периоде. В налоговом учете можно учесть только 70% таких расходов и учитывать из нужно равномерно в течение 3 лет, а 30% формируют постоянный налоговый актив.
  5. Было произведено признание оценочных обязательств. В налоговом учете такого термина нет.
  6. Была произведена переоценка курсовых разниц по непогашенной задолженности в у.е. на конец отчетного периода в бухгалтерском учете. В налоговом учете такие обязательства переоцениваются только на дату погашения.
  7. Учетная политика компании предусматривает списание в себестоимость коммерческих и управленческих расходов в бухгалтерском учете ранее, чем они должны быть учтены в себестоимости в налоговом учете.
  8. Была произведена переоценка ценных бумаг и иных финансовых вложений по рыночной стоимости для целей бухучета.
  9. Учетная политика компании в области признания резервов по сомнительным долгам и будущим расходам отличается от соответствующей налоговой политики.
  10. Проценты, которые компания выплачивает за кредит на основные средства в налоговом учете включаются в состав расходов текущего периода а в бухгалтерском учете включаются в стоимость основного средства.

Учет отложенных налоговых активов

Согласно ПБУ 18/02 учет ОНА и ОНО должен быть аналитическим, раскрывающим информацию по каждому вновь возникшему налоговому активу и обязательству. Это значит, что бухгалтеру нужно каждую операцию с ОНО и ОНА снабжать дополнительными аналитиками. Зато у руководящих менеджеров (и инспекторов) всегда будет возможно отследить все события касающиеся конкретного актива или обязательства и определить сумму актива (обязательства) в любой момент времени.

Для учета ОНА используется счет БУ 09 «Отложенные налоговые активы».

Для того, чтобы начислить ОНА, используют проводку

Дебет 09     Кредит 68.04

Списание актива, соответственно, отражается обратной проводкой

Дебет 68.04          Кредит 09

Редко, но случаются также ситуации, когда часть ОНА оказывается непогашенной (например, если основное средство, на которое был начислен ОНА, выбыло из учета). Тогда для списания ОНА формируется проводка

Дебет 91     Кредит 09

Всю информацию по отложенным активам можно отследить в отчетности, так как она содержится и в Формах 1 и 2, и в пояснениях к Балансу.

В Балансе сальдо ОНА на конец отчетного периода фиксируется в составе внеоборотных активов по строке 1180. В ОФП для отражения суммарного изменения ОНА существует строка 2450. Читайте подробнее про внеоборотные активы.

Пример

Компания купила оборудование иностранного поставщика и на момент наступления отчетной даты у нее осталась не погашенная кредиторская задолженность в размере 10 000 у.е., подлежащая оплате в рублях по курсу на дату оплаты. Курс покупки составлял 70 рублей за 1 у.е.

По правилам бухгалтерского учета задолженность должна быть переоценена на отчетную дату, а курсовая разница записана во внереализационные доходы или расходы. А по правилам налогового учета задолженность в у.е. переоценивается только на дату погашения обязательства. Значит, на отчетную дату возникнет временная разница.

На конец отчетного периода курс у.е. составил 71,25 рублей за единицу. Бухгалтер сделал переоценку обязательства и получил отрицательную курсовую разницу в 12 500 рублей. Она же и будет вычитаемой временной разницей. Прибыль в бухгалтерском учете в отчетном периоде будет на 12 500 рублей ниже, чем в налоговом.

Помножив курсовую разницу на 20% (ставку налога на прибыль) бухгалтер получил ОНА в размере 2 500 рублей и сделал следующую проводку:

Дт 09 Субконто «Курсовые разницы, оборудование Х»   Кт 68.04           2 500

В следующем отчетном периоде произошло погашение кредиторской задолженности и на конец отчетного периода ситуация с курсовыми разницами в бухгалтерском и налоговом учете выровнялась. Курс на дату погашения составлял 70,75 рублей за у.е.

Бухгалтер рассчитал курсовую разницу на дату оплаты – 7 500 рублей со знаком «минус» и записал ее во внереализационные расходы. Затем помножил курсовую разницу на ставку налога на прибыль и получил 1 500 рублей

Далее он сделал пересчет в бухгалтерском учете и скорректировал ОНА, сделав проводку

Дт 68.04      Кт 09 Субконто «Курсовые разницы, Оборудование Х»          1 000

И наконец, бухгалтер сравнял налог на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете, сделав проводку

Дт 68.04     Кт 09 Субконто «Курсовые разницы, Оборудование Х»          1 500

В заключение отметим, что, несмотря на непрекращающиеся попытки сближения правил бухгалтерского и налогового учета, различия между этими двумя системами будут сохраняться еще долго. Поэтому смиритесь с дополнительными расходами и с сопутствующими дополнительными расчетами. Обязательно проконтролируйте отражение в Учетной политике всех спорных моментов по принятию  к учету доходов и расходов. Проводите совместно с главным бухгалтером установочные совещания на тему отражения в учете ОНА и ОНО пару раз в год, чтобы избежать пеней и штрафов от ФНС.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Мы ещё не знакомы?
Давайте познакомимся!

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:
Читают статьи с закрытых материалов
Первыми узнают последние новости
Пользуются всеми возможностями сервисов

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и получить преимущества!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.