text
Открыть свежий номер журнала>> >> ✆ 8-800-550-07-98
Финансовый директор

Как проверить контрагента на благонадежность

  • 27 сентября 2018
  • 409
Как проверить контрагента на благонадежность

Чем крупнее бизнес, тем важнее проводить полноценную проверку контрагентов на благонадежность. Без этого компания берет на себя необоснованный риск по формированию налогооблагаемой базы без учета риска со стороны контрагента.

Зачем проверять

Налоги – краеугольный камень любого бизнеса. Обоснование налоговой базы у любого предпринимателя выстраивается из множества составляющих и переменных. Если обоснование будет недостаточным, фискальные органы могут применить санкции, весьма болезненно влияющие как на бизнес, так и на предпринимателя лично.

По ходу работы любая компания взаимодействует с другими компаниями, которые выступают в роли поставщиков, клиентов, партнеров и так далее. И если вдруг один из контрагентов имеет проблемы – уклоняется от налогов, находится на грани банкротства или это вообще фирма-однодневка, то налоговики имеют законное право предъявить претензию законопослушной компании. Такая норма права есть в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Стоит обратить на пункт 10 данного постановления, который содержит некоторые важные и свободно трактуемые обстоятельства, цитируем:

«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если инспекторы докажут, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».

В итоге фискальные органы считают, что предприниматель обязан быть максимально осмотрительным и осторожным, а также не вступать в деловую связь с теми, кто не выполняет свои обязанности по уплате налогов в бюджет. В контексте этого следует понимать – фискалам легче и проще взыскать дополнительные налоги с того, кто ведет легальный бизнес и хоть как-то их платит, чем искать фирму-однодневку или пытаться что-то забрать у банкрота. См. также новые признаки фирмы однодневки.

Таким образом, если предприниматель хочет отвечать только за свои действия и не выплачивать налоги за других недобросовестных представителей бизнеса, он должен уметь проверять благонадежность контрагента.

ФНС назвала 22 новых признака однодневкиПроверь свою компанию по ИНН

Когда проверять контрагента на благонадежность

Проверка контрагентов на благонадежность необходима, если у фирмы появились новые партнеры и с ними раньше не велись дела, либо если прошло значительное время после последней сделки. Либо если бизнес партнера зарегистрирован недавно и у него нет длинного «послужного списка». Недавняя регистрация – это не показатель неблагонадежности, эта информация сама по себе ни о чем не говорит, но в комплексе с другими особенностями она может вызвать настороженность и привести к налоговой проверке компании.

В основе  проверки контрагента лежит несколько простых принципов:

  1. Компания-контрагент должна быть благонадежной и казаться таковой. Должны быть в порядке все положенные по закону документы. Кроме того должна быть хорошая репутация. Плохая репутация контрагента в любом случае привлечет лишнее и ненужное внимание со стороны государства.
  2. Предприниматель должен определить четкий и понятный перечень критериев оценки контрагента. Можно разработать шкалу баллов, обязательные требования и так далее, что максимально упростит подход к привлечению новых партнеров.
  3. На рынке с высокой конкуренцией некоторые игроки могут позволить себе «черный пиар» относительно конкурентов. Либо наоборот, компания может «глушить» любой негатив о себе. Поэтому необходимо внимательно оценивать всю информацию и проверять ее на объективность, чтобы не поддаться на чрезмерное восхвалению или очернение.

Чтобы проверить нового контрагента, нужно собрать сведения, которые покажут, что компания существует, зарегистрирована должным образом как юридическое лицо, у нее есть налоговый номер.

В первую очередь необходимо запросить у самой организации следующие документы:

  • свидетельство государственной регистрации;
  • свидетельств постановки на учет в ФНС;
  • бухгалтерский отчет за предыдущий год;
  • паспорт руководителя организации;
  • лицензии или допуск к строительным работам;
  • документ о назначении руководителя, либо доверенность с правом выступать от его имени;
  • приказ о праве подписи конкретным представителем контрагента;
  • другие документы, которые необходимы для принятия решения о сотрудничестве.

Документы обычно предоставляются в виде копий с ясно различимыми номерами и печатями. Это необходимо для того, чтобы перепроверить подлинность предоставленных документов.

Также имеет смысл изучить положение дел – не введено ли в отношении компании внешнее управление, не банкрот ли она. Стала ли компания участником судебных разбирательств, если да, то в каком качестве. Также необходимо проверять адрес регистрации компании – нет ли ее в реестре массовой регистрации.

ФНС назвала 22 новых признака однодневкиУзнай, надежен ли твой контрагент

Онлайн-сервисы для бесплатной проверки

Основные сведения можно получить из интернета, благо некоторая информация выложена в открытый доступ и регулярно обновляется. В частности необходимо разобраться, как проверить контрагента на благонадежность на сайте налоговой службы:

На сайте ФНС есть Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств есть ЕГРЮЛ или ЕГРИП – данные о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств.

В разделе Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации .

На странице  Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» портала ФНС можно уточнить информацию относительно значимых событий в компании. В частности – исключение из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Другой раздел портала ФНС Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица содержит базу данных юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Также можно проверить на сайте налоговой  адреса массовой регистрации юрлиц.

Стоит проверить действительность паспорта руководителя.

Есть и другие полезные порталы, с помощью которых необходимо собирать данные и перепроверять информацию, полученную от контрагента. Этот перечень не исчерпывающий, однако его использование поможет бесплатно составить максимально полную картину жизни потенциального партнера:

Сервис «Финансовый директор: проверка контрагентов» – дает возможность получить подробный отчет о компании для предъявления при проверке или налоговом споре, чек-лист для подтверждения реальности сделки, данные о наличии руководителя в реестре массовых, данные о массовом адресе регистрации.  

Данные о недобросовестных поставщиках, подрядчиках, исполнителях и недобросовестных подрядных организаций.

Необходимо разобраться в работе картотеки арбитражных дел, поиск по этой базе сможет определить, является ли контрагент участником судебных тяжб, если да, то в качестве кого.

Ресурс Федеральной службы судебных приставов покажет, есть ли в отношении контрагентов исполнительное производство (предмет, размер, сумма взыскания).

Поиск по системе государственных контрактов  может показать, что контрагент участвует в госконтрактах, а это важный индикатор его добросовестной работы.

Важный ресурс Генеральной прокуратуры РФ - поиск по списку плановых проверок субъектов предпринимательства, а также возможность ознакомиться с итогами этих проверок.

Некоторые сведения обновляются реже, чем раз в день – например, раз в неделю или реже. В этом случае имеет смысл проверить доступные реестры дважды. Такой подход позволит обезопасить себя от случаев, когда компания недавно попала в «нехорошие» списки и ее менеджмент решил заключить любые контракты на любых условиях, чтобы собрать хоть какие-то деньги.

Кроме этого перечня официальных баз данных, рекомендуем использовать и поисковые системы Яндекс и Google. Можно вбить в поиск имя и фамилию руководителя компании или название предприятия. Такой поиск может принести свои результаты – часто пострадавшие от неудачного партнерства оставляют отзывы о возникших конфликтах и подробно описывают все проблемы. Также имеет смысл искать информацию о компании по картам поисковых сервисов. Особенно это актуально для крупных городов, где созданы панорамы улиц. В этом случае можно посмотреть где находится офис компании, это тоже даст дополнительную информацию для анализа. Кроме того рекомендуется посетить сайт компании, поинтересоваться ее деятельностью в социальных сетях – Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках, Инстаграме и других. Полезным будет изучить финансовую отчетность, при ее наличии, а также динамику финансовых показателей.

ФНС назвала 22 новых признака однодневкиПроверь свою компанию по ИНН

Как проверить контрагента на благонадежность оффлайн

Если нет доступа в интернет, необходимые сведения можно запросить через письменное обращение в соответствующие государственные службы. По закону они обязаны предоставить ответ в течение 30 дней. Да, этот способ не такой оперативный, однако в этом случае на руках будет официальный ответ из госструктуры, который, при необходимости, будет служить доказательством того, что предприниматель проявил необходимую осмотрительность и осторожность.

Так, налоговая служба по запросу предоставляет следующие данные:

  • соблюдает ли контрагент обязательства по срокам выплаты налогов и сборов;
  • вынесены ли против него налоговые взыскания;
  • соблюдает ли контрагент сроки подачи отчетных документов и налоговую дисциплину.

Впрочем, ФНС может отказать предоставить запрашиваемую информацию. Тогда имеет смысл сохранить свое обращение и полученный отказ. Эти документы будут служить доказательством того, что компания пыталась проверить своего потенциального клиента, но не смогла этого сделать в силу объективных причин.

Еще один способ проверить контрагента оффлайн – уточнить список клиентов будущего партнера, их контакты, связаться с ними напрямую и провести небольшое интервью об итогах работы с указанным юрлицом. Желательно, чтобы это были неаффилированные компании, государственные учреждения, представители иных регионов.

Также практикуется пробная поставка небольшой партии товаров и анализ поведения контрагента. В этом случае серьезные проблемы партнерства могут проявить себя уже на маленьком контракте. В этом случае снижаются риски потери крупных инвестиций, особенно если необходимо заключить серьезный контракт.

ФНС назвала 22 новых признака однодневкиУзнай, надежен ли твой контрагент

Итоги

Собранную информацию необходимо систематизировать и проанализировать. Анализ должен дать ответ на вопрос – компания сотрудничает с данным контрагентом или нет? Для того чтобы ответить на этот вопрос, эксперты рекомендуют сфокусироваться на трех основных составляющих, которые рисуют картину жизни потенциального партнера.

Во первых необходимо изучить арбитражные дела в которых упоминается компания. Простой анализ этой информации даст понимание – исполняет ли компания свои обязательства, много ли у нее нарушений, насколько честно и чисто менеджмент ведет бизнес.

Во вторых нужно определить потенциал предприятия. Из финотчета, по результатам анализа сайта и списка партнеров можно узнать, в состоянии ли предприятие выполнить свои обязательства или оно находится в стагнации.

Третья составляющая – риски, которые возникают при начале сотрудничества. Надо понимать, насколько они могут влиять на стабильность собственной деятельности, предусмотреть варианты их страхования, управления ими и нивелирования. Без системы управления рисками начинать сотрудничество с новым контрагентом не рекомендуется.

Если по результатам анализа всех этих составляющих не вырисовывается ясное понимание того, что контрагент вполне благонадежен, лучше отказаться от работы с ним. Концепция принятия несложная – чем  больше средств необходимо вложить в сделку, тем более тщательно и скрупулезно рекомендуется отбирать партнера. Прибыльность контракта должна быть адекватна принимаемым рискам. Иначе налоговые службы получат шанс доначислить дополнительный налог и штрафы. Также необходимо регулярно проводить проверки контрагентов.

Найдите контрагента для проверки

 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Мы ещё не знакомы?
Давайте познакомимся!

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:
Читают статьи с закрытых материалов
Первыми узнают последние новости
Пользуются всеми возможностями сервисов

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и получить преимущества!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.