text
Открыть свежий номер журнала>> >> ✆ 8-800-550-07-98
Финансовый директор

Стратегическое планирование развития бизнеса

  • 20 сентября 2018
  • 227
генеральный директор сервиса для бизнеса Поток от Rambler&Co
Стратегическое планирование развития бизнеса

«Мысли стратегически!», – можно часто услышать в разговорах на самые разные темы. Но, что же значит это «стратегически»?

Начнем с того, что стратегическое мышление – это способ решения долгосрочных задач с участием других людей, ресурсов, адаптацией под обстоятельства и цели. Как правило стратегия – это путь, который ведет нас к нашей цели. Притом цель может быть любая: как похудеть на 15 кг. за месяц, так и вывести компанию по ремонту обуви на IPO. Разница лишь в том, что в случае с бытовыми целями, они как правило касаются только нас и нашего ближайшего окружения. В случае же с бизнесом, факторов влияния на успешность реализации кратно больше. Обстоятельства рынка, работа десятков\сотен\тысяч людей, курс рубля, политическая ситуация, даже ваши отношения с семьей – все будет иметь влияние. Читайте также про PEST-анализ – стратегический инструмент, классифицирующий влияние факторов среды, окружающей бизнес, по следующим категориям – политика, экономика, социальные и технологические аспекты.

Зачем?

Открывая бизнес, каждый предприниматель преследует определенную цель. Кроме логичной цели – заработать, есть еще десятки подцелей, которые встречаются на предпринимательском пути.

Разделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Причем разделение происходит не только по принципу срока достижения цели, но и по тому, что с разными типами целей работают по-разному. Планирование, мониторинг и исполнение целей всех трех типов сильно различается. Например, краткосрочные цели – нанять профессиональный штат разработчиков на проект, решаются простым звонком HR и финансовыми вливаниями, а для долгосрочной цели – стать монополистом среди поставщиков рыбы в Москве, необходимо предусмотреть миллион факторов и не один год взбираться на вершину.

Говоря простыми аналогиями, если мы хотим добраться из точки А в точку Б, мы прокладываем маршрут. Если путь не близкий, да еще и в снежную погоду, в пятницу в 6 вечера, то для того, чтобы добраться максимально комфортно и быстро, мы тщательно выбираем транспортное средство, объездные дороги, где нет пробок, попутчиков в дорогу, одежду по погоде, учитываем расстояние, перекрытие дорог и возможные аварии на пути.

Собственно, маршрут с учетом всех нюансов и есть стратегическое планирование. Чтобы дойти до заветной цели, нам нужно понимать куда мы идем и как. Конкретно сегодня мы поговорим про долгосрочные цели и стратегическое планирование будущих задач в разрезе пути в несколько лет.

Как долго?

Состоявшиеся проекты, существующие не первый год, обычно имеют в своем активе несколько сценариев развития. Как правило, на 1-3-5 лет. В более традиционных сферах бизнеса (например, различные заводы – производители) у крупных компаний существуют и более долгосрочные планы, учитывающие перспективы развития компании на 8, 10 и даже 15 лет. Более того, некоторые из них применяют корректировочный анализ раз в полгода и после него актуализируют планы всех типов долгосрочности. Важно отметить, что для малого и среднего бизнеса в современных реалиях с учетом быстро меняющейся бизнес-атмосферы максимальный срок планирования – 3 года. 

Но перейдем к самому главному – созданию стратегии компании и планированию будущих периодов.

Что сделать в начале?

 У начинающих компаний в стратегическое планирование зачастую входит определение миссии и целей компании или их корректировка. Однако, если проект находится на рынке уже несколько лет, то частая смена миссии и целей может говорить об отсутствии понимания стратегии у владельцев и менеджеров компании. Как и говорили выше амбициозность целей зависит исключительно от самого предпринимателя или группы, возглавляющей компанию. Это может быть цель – стать самой успешной кофейней в определенном районе или самой успешной кофейней в мире. Поскольку у каждой компании свое понимание миссии, то на этом этапе останавливаться не будем. Скажем только, что формирование цели – это и есть первый этап для принятия стратегического плана. Предположим, что миссия и цели сформированы. Перейдем сразу ко второму этапу – анализу текущей ситуации. См. также, как составить стратегический план развития предприятия

Анализ текущей ситуации выполняется по трем направлениям:

  1. Внутренняя среда – анализ результатов, уровня мотивации сотрудников, качества и перспектив продукта.
  2. Анализ окружения – оценка собственных позиций и конкурентов, выделение УТП и сильных сторон участников рынка. Актуализация портрета целевой аудитории, корректировка ранее заданных ориентиров. Читайте подробнее, как составить эффективное коммерческое предложение
  3. Внешний анализ – аналитика ситуации рынка, его дальнейшие перспективы, влияние макроэкономических факторов на бизнес.

Конкретно в нашем случае, внутреннюю аналитику мы проводим силами руководителей отделов, которые собирают текущие отчеты, пишут аналитические записки на основании результатов и презентуют итоги работы своих отделов, проблемные моменты, с которыми сталкиваются чаще всего и потенциалы роста.

Анализ окружения выполняют 2 отдела. Продуктовый и маркетинговый. Маркетинг отвечает за аналитику аудитории в различных разрезах, анализ способов коммуникации с ней у конкурентов и сравнение с ними. Продуктовый отдел оценивает потенциал наших фич (характерных особенностей продукта), их конкурентность в рынке, сравнение собственного продукта, его технических и функциональных характеристик с конкурентами. «Крепость» нашего УТП на рынке, его потенциал в будущем.

Внешний анализ выполняется реже всего, потому что ситуация на дальнем «контуре» наименее волатильна. Тут участвуют все отделы, приносящие различные инсайды с рынка, тренды и лучшие кейсы в различных направлениях. От примеров наиболее доброжелательного и удобного клиентского сервиса, до слухов по планируемым изменениям законодательства в нашей отрасли, которые могут повлиять на нашу деятельность или работу наших партнеров.

На базе сформированного знания, мы понимаем реальную ситуацию со всех сторон и принимаем решение о векторе будущего движения.

Начинаем писать стратегию

В стратегию – документ, который становится для всех нас основой будущей работы, мы закладываем самые важные направления, на которых мы будем концентрироваться в следующий временной период. Мы для себя выделяем два основных вектора, исходя из общего анализа ситуации:

Наиболее проблемные зоны «bottlenecks», узкие места, которые мешают нам развиваться и масштабировать бизнес.

Сильные стороны проекта, исповедуя принцип «усиливать сильное», мы концентрируем часть ресурсов на том, чтобы развить собственное преимущество в тех направлениях, где мы превосходим конкурентов.

На этапе финализации стратегии необходимо создать документ с четко прописанными приоритетами направлений, зонами ответственности, ответственными сотрудниками, сроками выполнения задач и достижения плановых показателей. Именно на этот документ в процессе работы будет ссылаться команда при наличии разногласий в приоритетах выполнения задач.

Все идет по плану?

Необходимо иметь инструменты, позволяющие оперативно отслеживать выполнение плановых показателей и корректировать работу, если их достижение становится проблемой. В данном случае речь идет про BI-инструменты. Системы мониторинга бизнес показателей, своевременно сигнализируют об отставании от плана. Мы используем продукт Microsoft – Power BI. Данный аналитический инструмент умеет «съедать» различные отчеты из разных систем, стандартизировать данные, приводить к единому виду и отрисовывать в формате инфографики. Гибкость настройки является одним из наиболее важных факторов для нас, потому что бизнес-модель проекта нестандартная, а значит и процессы/показатели также отличны от рыночных стандартов.

Анализируй это!

Заключительным этапом стратегического планирования является оценка выбранной стратегии и ее корректировка. Подведение итогов сродни аналитике, которую я описывал ранее, с той лишь разницей, что в данном случае также подводится итог выполнения цикла.

Ежемесячно мы сверяемся с планом и оцениваем процент его выполнения. Анализируем что стало драйвером роста, а что помешало выполнению. Насколько мы выполнили/перевыполнили цели, почему. Отвечаем себе на многие другие вопросы, закладывая основы для будущей стратегии.

После формирования стратегии, мы приступаем к ее исполнению. Как говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если вы грамотно выполнили анализ и максимально ч етко и понятно для всей команды сформировали и донесли стратегию, то на этапе реализации проблем возникнуть не должно.

По сути, стратегическим планированием занимаются почти все люди, просто не все называют этот процесс так. Простой пример: при планировании отпуска вы учитываете прошлые ошибки и стараетесь их избежать. У вас есть цель и стратегия ее достижения. Вы приступаете к исполнению стратегии и на месте корректируете ее, если не достигаете своей цели. Разница лишь в масштабе цели, которую вы хотите достичь. Хорошенько отдохнуть за 14 дней и 13 ночей или захватить рынок рекламы в сегменте SMB.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.