text
Открыть свежий номер журнала>> >> ✆ 8-800-550-07-98
Финансовый директор

Новые методы управления финансами, которые реально работают

  • 21 сентября 2018
  • 1365
Новые методы управления финансами, которые реально работают

Две трети ваших коллег хотя бы раз пытались внедрить новые подходы к управлению финансами. На практике они себя не оправдали. Одни технологии не дали результата, другие — не окупили потраченных средств и времени. Мы опросили финансовых директоров и выяснили, какие новые инструменты действительно работают.

Мой бывший коллега, финансовый директор крупного промышленного холдинга, полгода внедрял и отлаживал систему сбалансированных показателей. Чтобы разработать ее, пришлось привлечь консультантов, переписать программы учета и нанять трех квалифицированных специалистов. Компания потратила на проект миллион рублей, а мой знакомый все это время работал по 12 часов в день. Через четыре месяца после запуска системы стало понятно, что результата нет. Так, из 45 показателей, разработанных для разных проекций, смогли измерять и управлять только семью индикаторами. Самое неприятное, что эти семь показателей существовали в компании и до внедрения системы сбалансированных показателей.

Редакция опросила финансовых директоров и выяснила, что каждый третий из них сталкивался с ситуацией, когда дорогостоящие инновации в учете не приносили результата. Ваши коллеги ожидают от новых технологий роста прибыли и стоимости компании, а также планомерной работы без авралов. Это вдохновляет их на эксперименты. В среднем на такие проекты уходит от 10 до 15 тыс. долл. и от четырех до шести месяцев работы. К сожалению, на практике задействовать удается не все.

Две трети финансовых директоров, которые разочаровались в новых методах, признают, что идею на все 100 процентов реализовать не удалось, но в ходе проекта были созданы удобные рабочие инструменты. Мы разобрались, какие приемы из 12 инновационных подходов к финансовому менеджменту принесут пользу и упростят работу. Четыре из них вы сможете без затрат времени и денег реализовать в Excel. Чтобы использовать остальные, также не нужно дорогостоящих мероприятий и длительной подготовки.

Пройти тест и узнать, какие новые методы управления финансами подойдут именно Вам

Приемы, которые помогут не потерять деньги компании

Бюджетирование, управление затратами, анализ эффективности и оценка стоимости компании — эти четыре направления работы ваши коллеги смогли улучшить благодаря новым инструментам. Редакция разобралась, что конкретно удалось реализовать на практике, и собрала готовые Excel-модели, которые вы сможете использовать в работе.

Новые методы управления финансами, которые реально работают

Читайте далее о том, как разработать систему KPI, ориентированную на интересы собственников

«Бюджет без бюджета» (Beyond budgeting). Только 15 процентов компаний не вносят корректировки в бюджет в течение года. Остальные утверждают годовой бюджет и пересматривают его по итогам каждого квартала. Бюджет может устареть почти сразу, и уже к началу прогнозного периода в него приходится вносить корректировки.

Восемь процентов компаний пытались внедрить «бюджет без бюджета». Половина из них отказались от метода из-за больших трудозатрат, а для части компаний широкие полномочия руководителей ЦФО привели к потерями из-за мошенничества. При этом потребность в гибкости бизнеса и обновляемом бюджете осталась. Так, когда собственники обсуждают с финансовым директором новые перспективы бизнеса, ответ «мы не сможем это сделать, это не соответствует бюджету» — не тот ответ, который они хотят услышать.

Основная проблема жесткого бюджета — упущенная выгода. Заложить все перспективы будущего года на этапе верстки бюджета невозможно. Гибкий бюджет позволяет не брать долгую паузу и не отказываться от проектов, потому что непонятно, как их внедрить в уже утвержденный годовой бюджет. Если мы получаем бизнес-предложение, то оперативно оцениваем все финансовые параметры проекта в инвестиционной модели и встраиваем его в бюджет. Компания потеряла бы 70 процентов выгодных инициатив, если бы мы не реагировали оперативно. Наш рекорд — сутки на управленческое решение по многомиллионной сделке вне бюджета.

Готовое решение. Корректировать бюджет доходов и расходов каждый месяц или вносить в него новые проекты вам поможет сводная таблица в Excel-модель. Ее автор — Павел Сухарев, начальник отдела планирования бюджетного контроля и финансовой отчетности сервисной компании. Модель состоит из двух рабочих листов («Исходные данные» и «Анализ») и двух вспомогательных («Справочники» и «Расчет»).

Скачайте Excel-модель для гибкой корректировки бюджета

Activity based costing (ABC). Компании используют этот метод калькуляции затрат, чтобы точно посчитать себестоимость товаров и услуг и верно распределить косвенные затраты между номенклатурными позициями. Чтобы внедрить и непрерывно поддерживать систему, придется дополнительно автоматизировать учет.

Мы опросили финансовых директоров и выяснили, что Activity based costing внедрили единицы. Технология слишком трудозатратна, а при малейших изменениях в бизнес-процессах ее приходится полностью пересматривать и фактически внедрять заново. Те ваши коллеги, кому удается поддерживать систему, при разработке надеялись получить от нее больше пользы. Но если перед финансовым директором стоит задача рассчитать реальные затраты на содержание подразделения, Activity based costing подходит идеально.

Готовое решение. Excel-модель поможет оценить, сколько вы сэкономите, если переведете обслуживающие подразделения на аутсорсинг.

Скачайте Excel-модель и оцените экономию от перевода обслуживающих подразделений на аутсорсинг

Unit-экономика. Метод позволяет понять, во сколько обходится каждый клиент и сколько вы на нем зарабатываете. Применять его без дополнительных затрат могут те компании, которые легко отслеживают каждую продажу в разрезе каналов: откуда пришел клиент и сколько потратили на его привлечение и сопровождение.

96 процентов ваших коллег при расчете прибыли на клиента распределяют маркетинговые расходы равномерно. В результате потери от неудачной маркетинговой акции размываются, а компания продолжает тратить на неэффективные каналы привлечения клиентов больше, чем зарабатывает на них. Чтобы избежать этого, проанализируйте маркетинговые расходы по каналам.
Готовое решение. Таблица Excel-модель поможет оценить экономическую эффективность каналов привлечения клиентов. Для этого не придется отслеживать каждую продажу, достаточно иметь данные о прибыли в разрезе клиентов.

Скачайте Excel-модель для анализа прибыли в разрезе каналов привлечения клиентов

Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA). Показатель характеризует реальный доход бизнеса: на сколько прибыль компании превышает стоимость привлечения собственного и заемного капитала.
 
EVA помогает собственнику понять, насколько вложения в эту компанию выгоднее для него, чем вложения в альтернативное направление. Рассчитывается показатель как прибыль компании от текущей деятельности за вычетом налогов и стоимости всего инвестированного в компанию капитала.

Готовое решение. Excel-модель поможет понять, как каждый топ-менеджер влияет на стоимость компании. Модель разработал Станислав Салостей, независимый консультант по Power BI и Excel. Заполните лист «Ввод данных». Если хотите проанализировать прошедший период, данные возьмите из баланса и отчета о прибылях и убытках с детализацией по месяцам.

Скачайте Excel-модель для оценки вклада каждого топ-менеджера в добавленную стоимость компании

Новые методы для управленческих решений

Предыдущие инструменты помогают управлять финансовыми показателями компании. Но в работе финансового директора есть также управленческая составляющая, которая не менее важна для бизнеса.

Поэтому здесь мы собрали методы, которые нельзя напрямую считать технологиями финансового управления, но при этом они помогли вашим коллегам.
Управленческая составляющая работы финансового директора важна для бизнеса не меньше, чем расчет и анализ финансовых показателей

Теория ограничений (Theory of Constraints, ТОС). В любом процессе, будь то производство или работа финансовой службы, существуют узкие места, которые его тормозят. Это может быть нехватка денег, сотрудники, которые не справляются с работой, или мощности, которые не способны произвести нужный объем продукции. Теория ограничений предлагает выявлять и пошагово устранять такие узкие места.

Получите новые управленческие решения

 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Мы ещё не знакомы?
Давайте познакомимся!

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:
Читают статьи с закрытых материалов
Первыми узнают последние новости
Пользуются всеми возможностями сервисов

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и получить преимущества!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.