text
Подпишитесь со скидкой 50% >> ✆ 8-800-550-07-98
Финансовый директор

Лидер-слуга: почему начальнику лучше без власти

  • 13 августа 2018
  • 142
управляющий партнер ScrumTrek
Лидер-слуга: почему начальнику лучше без власти

Лидер, которые делится своей властью, вместо того, чтобы бороться за место в иерархии, может добиться самых невероятных результатов. Почему модель «лидерство как служение» стала одной из наиболее эффективных стратегий управления в современных компаниях.

Внедрение гибких методологий в различных сферах привело к тому, что компаниям потребовался новый тип лидеров. Не тех, кто опирается на превосходство и доминирование, а тех, кто способен создать среду, в которой потенциал каждого сотрудника реализуется наилучшим образом. По данным опросов в России, до 83% IT-компаний используют agile полностью или частично, в мире этот показатель составляет 94%.

Agile-методологии уже давно вышли за  пределы IT-сферы. Соответственно, бизнес все больше нуждается в лидерах, которые сфокусированы на развитии своих подчиненных.

ИконкаПолучи бесплатный доступ к журналу «Финансовый директор»

Все начинается с желания служить

Лидер, который неустанно трудится ради развития своих подчиненных — такая модель управления получила название «лидер-слуга» (servant leader) .  Впервые этот термин был  был использован топ-менеджером компании AT&T  Робертом К. Гринлифом в  эссе «Слуга в роли лидера», опубликованном в 1970 году. «Все начинается с естественного желания служить. После этого сознательный выбор приводит к стремлению к руководству. Такой человек отличается от того, в первую очередь хочет быть лидером, возможно из-за потребности власти или желания обогатиться. Это два прямо противоположных вида. Разница между ними проявляется в том, что лидер-слуга отдает приоритет нуждам людей», -утверждал Гринлиф.

Примерами выдающихся лидеров, которые посвятили себя служению другим и изменили мир, можно назвать Мартина Лютера Кинга, Махатму Ганди, Нельсона Мандела.

В основе  этой концепции лежит не набор инструментов, а скорее образ лидера, чьи внутренние ценности способствуют тому, что все окружающие действуют с наибольшей эффективностью и отдачей.  

ИконкаСкачай надстройку для Excel «Финансовый директор»

Инакомыслие как угроза для власти

Традиционное понимание лидерства, зачастую, сводится к удержанию своего места на вершине пирамиды власти. В закрытых структурах, там где идет борьба не за результативность и эффективность, а за то, чтобы отстоять свой статус, основной угрозой становятся свои же люди. Например,  молодежь или те, кто по-другому мыслит. Такая модель может быть эффективна в условиях стабильности и постоянства. Но в ситуации, когда не можем предсказать поведение людей и поведение рынков, самоорганизация, способность каждого принимать решения, не дожидаясь приказа, будет значительно выгоднее.  98% бизнеса постоянно находится в  ситуации неопределенности. И модель servant leader практически единственное, что работает в таких условиях достаточно эффективно. Лидер, который делится своей властью, чтобы создавать новых лидеров, таким образом задействует потенциал каждого участника команды или сообщества, и добивается невероятных результатов.

Роберт Гринлиф предлагал задаться следующими вопросами в качестве теста: «Растут ли те, кому вы служите, как личности? Становятся ли они более благополучными, мудрыми, свободными? Каково их влияние на других?».

Лидер-слуга: почему начальнику лучше без властиПроверь свою компанию по ИНН

Вовлекать и вдохновлять

Такой подход  означает, что как лидер вы фокусируетесь на потребностях своей команды, предоставляете поддержку своим подчиненным, вовлекаете их в принятие решений и создаете ощущение безопасности. Лидер-слуга фокусируется  на развитии и благополучии людей, которые относятся к его сообществу. «Если мы посмотрим вперед, в следующее столетие, мы увидим, что лидерами будут те, кто вдохновляет других» – говорит Билл Гейтс, со-основатель компании Microsoft.

Лидер-слуга действует личным примером, он полностью вовлечен в то, что делает и  тогда людям становится интересно делать это вместе с ним. Покажите свой энтузиазм и умение действовать и это увлечет остальных.

ИконкаЗапишись на курс «Финансовый директор 2.0»

Не лидер-слуга, а лидер-служанка?

Иногда  служение  может принимать неправильные формы. Например, когда не очень опытному скрам-мастеру предлагают клеить стикеры или засекать время. В результате получается не servant leader, а «лидер-служанка». Но бессильный слуга не сможет создать сильных лидеров. Мы не можем научить тому, чего не умеем сами. Servant leader это не тот, кто оказывает сервис, а тот кто за счет своих лидерских качеств создает новых лидеров. «Моя работа заключается не в том, чтобы упрощать людям жизнь. Моя работа — делать людей лучше», — говорил один из лидеров, чей стиль руководства вряд ли можно было назвать мягким, Стив Джобс.

Лидер-слуга: почему начальнику лучше без властиСкачай финансовые Excel-модели для управления финансами

Слышать каждого

Для того, чтобы научиться слышать всех участников команды, а также  определить то , что осталось невысказанным и услышать тех, чьи голоса не приняли во внимание, необходимо попытаться на время забыть о собственных взглядах. Не отвергайте предлагаемые идеи, попробуйте узнать, почему человек это предлагает и как он к этому пришел. Еще один совет  — как можно чаще участвуйте в групповых и личных беседах.

Создайте максимально количество вариантов поддержки для ваших сотрудников в любых жизненных ситуациях, а также позаботьтесь о том, чтобы у них были возможности для саморазвития.  Обсуждайте  личные и профессиональные цели с участниками вашей команды. Понимая, в каком направлении они хотят развиваться, вы можете предоставить им инструменты для достижения этих целей.

Создайте каналы для эффективной обратной связи, чтобы знать, как воспринимаются ваши действия и как они влияют на вашу команду.

Вам необходимо быть экспертом в своей области, чтобы команда видела, что ваши опыт и знания помогают принимать верные решения. Это означает, что необходимо постоянно совершенствовать свои знания и повышать квалификацию. Это также поможет в принятии стратегических решений.

ИконкаВоспользуйся бесплатным доступом к «Системе Финансовый директор»

Ключевые характеристики лидера-слуги

  • Умение слушать и понимать людей, стремление понять их намерения;
  • Поддержка и  забота об эмоциональном и физическом здоровье своих подчиненных;
  • Самосоознание, как способность задумываться о своих эмоциях и поведении, а также учитывать то, как они влияют на других;
  • Личная вовлеченность и умение побуждать людей к действию;
  • Умение создать консенсус внутри группы;
  • Концептуальное видение, умение выйти за рамки повседневных проблем;
  • Ответственность за собственные действия и действия команды;
  • Помощь другим в реализации личного и профессионального потенциала.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.