text
Финансовый директор

Бухгалтерский учет МПЗ

  • 4 июля 2018
  • 319
Бухгалтерский учет МПЗ

МПЗ – это материально производственные запасы. Без них не может работать ни одна компания. Она их приобретает, использует в деятельности, продает. А значит, МПЗ надо учитывать. В статье мы расскажем, как правильно вести бухгалтерский учет материально-производственных запасов.

Что такое МПЗ

МПЗ – это материально-производственные запасы. Редко, но все же используют понятие ТМЦ (товарно-материальные ценности). Эту аббревиатуру использовали раньше. То есть, ТМЦ и МПЗ – это по сути синонимы.

МПЗ в бухгалтерском учете – это активы, которые предприятие использует в предпринимательской деятельности как:

  • материалы или/и  сырье, чтобы произвести продукцию для продажи (выполнения работ, оказания услуг).
  • товары для перепродажи
  • активы, которые компания использует для целей управления.

Материалами будут основные средства, если их первоначальная стоимость будет меньше 40 тыс. руб.

Например, если компания изготавливает одежду, то ее материалами будут нитки, ткань, пуговицы и т.д.

Готовая продукция, которую организация планирует продать – тоже материально-производственные запасы.

Скачайте и возьмите в работу:

ИконкаПоложение по учету МПЗ

Чем поможет: положение регламентирует порядок учета МПЗ, приобретенных компанией. Возьмите документ за образец, чтобы закрепить, когда и в какие сроки сотрудники передают в бухгалтерию первичку, кто ведет учет.

Ключевые показатели эффективности: как разработать и внедритьПолучить больше документов

ИконкаВоспользоваться бесплатным доступом к журналу «Финансовый директор»

Материалы можно классифицировать следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация МПЗ

Бухгалтерский учет МПЗ

Так можно учитывать материалы в учете. Например, открыть субсчета к счету 10 «Материалы». Аналогично можно учитывать товары для перепродажи и готовую продукцию.

Часто путают два этих понятия. Товары – это активы, которые организация купила, чтобы продать их с наценкой. Готовую продукцию предприятие изготавливает самостоятельно. Возможно, что одни активы будут и готовой продукцией, и товарами. Например, если у организации не хватает собственных производственных мощностей и она часть закупает у поставщиков.

ИконкаЧитайте также:

ИконкаЧто нужно знать финансовому директору об управлении запасами

Чем поможет: повышение эффективности управления запасами вряд ли можно назвать одной из первоочередных задач финансового директора. Тем не менее ему стоит разбираться хотя бы в базовых принципах, ведь запасы – составляющая часть оборотного капитала компании. Как избежать неоправданных затрат на хранение складских остатков, как не упустить прибыль по причине нехватки запасов – подробнее в этом решении.

ИконкаКак избавиться от неликвидных запасов

Чем поможет: когда компания испытывает нехватку оборотных средств и привлекает кредиты, деньги, обездвиженные в запасах, – это непозволительная роскошь. Еще хуже, если это неликвидные запасы, которые не удается продать уже долгое время. Предлагаемое решение позволит с максимальной выгодой распорядиться залежавшимися остатками на складах, а не просто утилизировать их.

Учет материалов и запасов на счетах бухучета

Компания ведет учет МПЗ на следующих счетах:

Рисунок 2. Основные счета для учета материально производственных запасов

Бухгалтерский учет МПЗ

Материалы иногда учитывают и на забалансовых счетах (рисунок 3).

Рисунок 3. Забалансовые счета для учета материально производственных запасов

Бухгалтерский учет МПЗ

ИконкаЕще по теме:

ИконкаКак эффективно управлять производственными запасами

Чем поможет: выявить и устранить избытки запасов, внедрить систему мониторинга и оптимизации запасов.

ИконкаРегламент, позволяющий сэкономить на запасах

Чем поможет: оптимизировать складские запасы, повысиьт оборачиваемость товаров, снизить издержки на хранение.

Оприходование ТМЦ

Компания учитывает материалы по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). В нее включают все затраты компании, которые у нее возникли, пока она доставляла материал к себе на склад. Например:

  • договорная стоимость активов;
  • транспортные расходы (траты на доставку организация вправе сразу относить на расходы на продажу, если такое правило закрепили в бухгалтерской учетной политике);
  • страхование груза;
  • для товаров – стоимость предпродажной подготовки;
  • таможенные платежи;
  • вознаграждения посредникам и т.д.;

Если компания работает на общей системе, то НДС в договорную стоимость товаров включать не надо. Налог фирма примет к вычету. А вот компания на спецрежиме учтет НДС в стоимости МПЗ. Также не включают в стоимость запасов общехозяйственные траты (п. 6 ПБУ 5/01).

Организации – представители малого бизнеса, вправе вести упрощенный бухучет. Исключение только для юридических лиц, перечисленных в части 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: микрофинансовые фирмы, адвокатские бюро и т.д.

Организации, которые ведут упрощенных бухучет, вправе учитывать МПЗ только по договорной стоимости. Остальные расходы они могут сразу относить на  расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они были понесены.

Если компания получила материальные активы безвозмездно, то их надо учесть по рыночной стоимости. Ориентируетесь на рыночную стоимость, если получили активы после демонтажа или ремонта основных средств, при инвентаризации и т. д.

Если материалы появились как вклад в уставный капитал, то учитывайте их по стоимости, стоимости, указанной в решении общего собрания участников или единственного участника.

Когда организация оприходует МПЗ, в учете она делает записи (таблица).

Таблица. Учет материально производственных запасов: проводки

Содержание операции

Дебет

Кредит

Компания приобретал МПЗ у поставщика

10,41

60,76

Компания учла входной НДС со стоимости МПЗ

19

60,76

Учредили внесли вклад в уставный капитал в виде МПЗ

10,41

75

Компания выявила излишки материалов при инвентаризации (при ремонте или монтаже ОС)

10,41

91

Методы оценки МПЗ в бухучете

После того, когда компания приняла МПЗ к учету. Она начинает их использовать в производстве или основной деятельности. То есть списывает. В таком случае стоимость МПЗ в бухучете можно оценивать одним из трех методов:

1. По стоимости каждой единицы. В таком случае компания должна знать. сколько стоит конкретный материал или товар, который она списывает. То есть при выбытии актива списывается стоимость его приобретения. Чаще всего такой учет ведут по дорогостоящим активам.

2. По средней стоимости активов. В таком случае активы разбиваются на группы. Например, если компания торгует сладостями, то возможны группы: конфеты шоколадные, леденцы, печенье и т.д. Среднюю стоимость определяют по формуле:

Бухгалтерский учет МПЗ

Стоимость МПЗ – стоимость материальных запасов или товаров на начало и конец периода.

Кол-во МПЗ – количество запасов на начало и конец периода

Чтобы определить стоимость выбывших активов, надо умножить среднюю стоимость на количество.

Большинство компаний ведет бухучет автоматизировано – в специальный программах. Поэтому вручную редко рассчитывают такие показатели.

3. По стоимости первых по времени приобретения МПЗ. В России его еще называют методом ФИФО. Такое название появилось от английского FIFO – First In First Out, что дословно означает «первый пришел – первый ушел». Такое название полностью отражает суть метода. То есть стоимость выбывших активов – это стоимость наиболее ранних поступивших товаров. Например, компания купила первую партию цемента по цене 560 руб. за мешок, а вторую – по цене 600 руб. Из какой бы партии компания не использовала материал. сначала его спишут по стоимости 560 руб.

Выбранный метод организация закрепляет в своей учетной политике. При этом один из видов МПЗ (например, сырье) можно оценивать одним методом, а другой вид МПЗ (например, товары) - другим (п. 16 ПБУ 5/01).

Учет выбытия МПЗ

Выбытие материалов надо оформлять документами. Например, при отпуске материалов в производство оформляют требование-накладную М-11 или лимитно-заборную карту М-8.

В бухучете оформляют проводку:

Дебет 20,23, 25,26 Кредит 10

Товары для перепродажи, как и готовая продукция, выбывают, когда компания продает их покупателю. В учете делают проводки:

Дебет 90 Кредит 43

Компания учла себестоимость/стоимость активов при продаже.

Дебет 62, 76 Кредит 90

Компания отгрузила товар покупателю.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.