Что такое ABC-анализ и как его провести

503
Что такое ABC-анализ и как его провести
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
АВС-анализ (ABC-Analysis) – это способ классификации (ранжирования) ресурсов компании по определенному параметру, чаще всего значимости. Читайте, как сделать абс-анализ, где он применяется и в чем его преимущества.

Научно-прикладной прогресс в сфере экономики и финансов не стоит на месте и предлагает все большее число методов и техник оптимизации различных аспектов бизнеса. Последнее десятилетие инструментарий менеджеров обогащается за счет суперсовременных «хайповых» методов оценки на базе нейросетей и больших данных (“Big data”). Но и традиционные методы все еще актуальны и практичны, их рано сбрасывать со счетов. Одним из таких классических методов – ABC-анализ.

Суть авс анализа

В основе лежит эмпирическое правило 80/20 или принцип Парето. В общем случае правило гласит, что лишь небольшая часть предпринимаемых усилий приносит большую часть эффекта – 80 процентов результата достигается лишь за счет 20% действий. Для нас это значит, что лишь 20% клиентов дают 80% выручки, и 20% товаров генерируют 80% дохода.

Товары или услуги надо разделить на категори – A, B и C.  К группе А принято относить активы, обеспечивающие как раз 80 процентов результата. К примеру, если необходимо избавиться от низколиквидных запасов, то в группу А отнесут товары с регулярно высоким спросом. Если же нужно распределить лимиты по дебиторской задолженности организации между клиентами – покупателей со стабильно высоким объемом закупок, оплачивающих в срок. Далее рассмотрим все категории подробнее. 

Скачайте и возьмите в работу:

Иконка WordРегламент организации процесса закупки товаров

Чем поможет: Регламент позволяет сократить складские остатки товаров, повысить оборачиваемость запасов и, как следствие, снизить затраты на их хранение. Планирование осуществляется на основе ABC-анализа.

Иконка WordОтчет о продажах по покупателям

Чем поможет: Пригодится для ABC- анализа покупателей, анализа эффективности существующей системы скидок и бонусов и прочих условий продаж.

Категория А

Наиболее ценные клиенты или товары в вашем портфеле попадают в категорию A. Товары этой категории приносят львиную долю дохода, не поглощая столь же большую (пропорционально) долю ресурсов компании. Эта категория, скорее всего, будет состоять из очень небольшого числа клиентов или товаров манимейкеров (money-makers).

То, что сформировало данную категорию – это тема для тщательного контроля, ручного управления и индивидуального подхода, если речь идет о клиентах. Категория A также подразумевает, что потеря клиента или проблемы с продуктом из этой категории – оказывают заметное негативное влияние на бизнес в целом.

Категория B

Товары или клиенты, ранжированные по возрастанию или убыванию, оказавшиеся в середине списка скорее всего попадают в категорию B. Многие ошибочно полагают, что речь идет о подсегменте товаров, клиентов, ресурсов, который вносит свой вклад в общую «корзину», однако недостаточно велик, если говорить о его роли в суммарном результате. Этот подход не верен. В категорию B следует в первую очередь относить то, что при определенных условиях, усилиях и затратах, может перейти в категорию A. Принято считать, категорию B формируют позиции, которые дают следующие после категории A 15% вклада в общий результат.

Категория С

В эту категорию попадает подавляющее большинство товаров, клиентов и единиц хранения. С ними связаны мелкие сделки, которых может быть много, и они могут влиять на прибыль, но каждая по отдельности не имеет значимой роли (см. также все о расчете и уплате налога на прибыль). Вклад каждой отдельной транзакции, связанной с товаром из категории C в общий результат не существенен, для эффективного управления этой массой товаров и транзакций следует задуматься об автоматизации процессов. В итоге в категории C остаются то множество товаров, которое формирует последние 5% общего результата – выручки, прибыли, объема производства, суммарных расходов и т.п. (см. также, как считать выручку).

Читайте также:

Иконка галкаМетоды управления запасами, позволяющие не потерять в выручке и сократить затраты

Чем поможет: максимально увеличить прибыль, управляя запасами, и не хранить деньги на складе.

Иконка галкаУправление производственными запасами: оптимизация прибыли

Чем поможет: выявить и устранить избытки запасов, внедрить систему мониторинга и оптимизации запасов.

Применение метода абс для анализа запасов

ABC-анализ – отличный инструмент для контроля запасов. Его применение полезно для определения того, какие из единиц хранения влияют в наибольшей степени на складские расходы. Он также создает основу для формирования стратегии управления запасами.

По сути, каждый товар на складе (или единица хранения сырья и материалов) генерирует расходы – каждое место хранения стоит денег: арендная плата на паллетоместо, расходы на коммунальные услуги, зарплата персонала склада, амортизация оборудования склада и др. Поэтому важно держать этот источник затрат под контролем.

Использование ABC в управлении запасами строится на тех же принципах, что и сегментация клиентов или товаров. Мы ранжируем складируемые товары или товарные группы по интересующим параметрам и выделяем в группы в соответствие со вкладом в общий результат по выбранному параметру. Параметр для такого анализа определяется целями:

  • если стоит задача сократить использование складских площадей, то надо ранжировать товарные категории по числу занимаемых паллетомест;
  • если есть необходимость оценить оборачиваемость товаров, тогда в качестве параметра следует взять отгрузки клиентам;
  • информация о наиболее быстро используемых запасах сырья может быть очень полезна, когда в вопросе закупки начинает фигурировать тема «скидки за объем» и тогда мы анализируем оборачиваемость запасов сырья с параметром «отгрузка (отпуск, списание) в производство».

Нет стандартного порога для определения того, какие продукты в какую категорию попадают. Пороговые значения категорий также, как и параметры должны быть определены специально для аналитической задачи. Даже число категорий может быть большим чем три. Однако в основе создания категорий применяются все те же те же принципы, что и для анализа клиентов / товаров.

  1. Категория A – это категория наиболее ценных продуктов.
  2. Категория B немного больше и содержит продукты, которые имеют меньшую ценность.
  3. Категория C самая большая, с наименьшим вкладом в суммарное значение анализируемого параметра.

Вот пример некоторых пороговых показателей для категории А:

  • 20% продукции, составляющие 70–80% от годовой отгрузки покупателям;
  • 20% номенклатуры сырья и материалов, которые составляют 70–80% от годовой отгрузки в производство;
  • 20% поставщиков сырья и материалов, на которых приходится 70–80% от годового объема закупок.

Традиционные пропорции для категорий – 80/15/5 – также можно применять для оценки складских запасов, но это не аксиома как уже упоминалось выше.

Еще по теме:

Иконка галкаКак провести abc-анализ ассортимента компании

Чем поможет: провести укрупненный анализ АВС по товарным группам.

Иконка галкаЧто нужно знать финансовому директору об управлении запасами

Чем поможет: избежать неоправданных затрат на хранение складских остатков, не упустить прибыль по причине нехватки запасов.

Метод ABC на примере

Итак, приступим к abc-анализу. В таблице 1 представлены данные по складскому учету текстильного предприятия.

Таблица 1. Данные по складскому учету

Наименование группы товаров

Среднегодовое количество рулонов

Годовая стоимость хранения рулона (руб.)

Затраты на хранение, (руб.)

Вареные ткани

25

4 380

109 500

Полувареные ткани

10

4 380

43 800

Отбельные ткани

19

4 380

83 220

Пестроткань

8

4 380

35 040

Гладкокрашеные ткани

6

4 380

26 280

Годовая стоимость хранения рулона рассчитана как сумма всех затрат, понесенных складом за год деленное на число мест хранения (рулонов).

Затраты на хранение – произведение среднегодового количества рулонов каждого вида ткани, умноженное на годовую стоимость хранения.

Далее отсортируем товарные группы по убыванию затрат на хранение, рассчитаем долю товара в общей сумме расходов, в том числе с накопительным итогом и ранжируем ориентируясь на принцип Парето. Получим следующую таблицу 2.

Таблица 2. Доля товара в суммарных затратах

Наименование группы товаров

Затраты на хранение, (руб.)

Доля в суммарных затратах, %

Доля в суммарных затратах с накоплением, %

Категория

Вареные ткани

109 500  

37%

37%

A

Отбельные ткани

83 220  

28%

65%

A

Полувареные ткани

43 800  

15%

79%

B

Пестроткань

35 040  

12%

91%

B

Гладкокрашеные ткани

26 280  

9%

100%

C

ИТОГО

297 840  

100%

Пороговое значение для категории А составило 65%, для категории B – 91%.

Категория А дает наибольший оборот и потому заслуживает внимательного индивидуального отношения к себе, если вклад по этой категории в выручку наибольший, то и любое изменение по ней сильнее всего скажется на выручке компании в целом. Категории B и C дают меньше эффект и поэтому к ним можно смело применять методы оптимизации, такие как: автоматизация продаж, снижение затрат на продвижение, системы скидок и бонусов за объем. Применение этих принципов анализа может уменьшить количество человеко-часов, относимых на работу с продажами, складские затраты и количество времени, которое тратится на обработку грузов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Самые популярные статьи месяца: выбор читателей




    © 2007–2018 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Финансовый директор».
    Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль