text
Подпишитесь со скидкой 50% >> ✆ 8-800-550-07-98
Финансовый директор

Как подготовиться к выездной налоговой проверке с участием полиции

  • 20 февраля 2018
  • 3741
юрист
Как подготовиться к выездной налоговой проверке с участием полиции

Ни для кого не секрет, что в России внимание полиции к бизнесу, как и любых иных правоохранителей, оценивается негативно. Это происходит потому, что власть часто не стесняется использовать силовиков в целях оказания давления на предпринимателей. Кроме того, сам по себе визит полиции на предприятие – это всегда опасная и непредсказуемая акция. Задача руководителя и его финансового директора – знать процедуры и полномочия налоговых органов и полиции, и быть готовым к любым «визитам».

Мы знаем множество примеров, когда местная полиция приходит и совершает не объяснимые законом или логикой поступки, причиняя бизнесу значительный ущерб. Бороться с этим довольно сложно, как и разработать единый шаблон действий, ведь каждая ситуация – особенная. Хотя в средствах массовой информации можно найти множество инструкций по этому поводу. Обычно практикующие адвокаты рекомендуют в такой ситуации сохранять спокойствие, по возможности соблюдая любые формальности. Задача руководителя предприятия и его финансового директора – знать процедуры и полномочия налоговых органов и полиции, и быть готовым к любым «визитам», используя сильную систему защиты информации и внутреннего контроля. Но даже самая качественная подготовка не может исключить случаев откровенного «беспредела».

Понятие «полиция» употребляется в настоящей статье условно, поскольку это общепринятое название органов внутренних дел. В действительности, структура органов внутренних дел состоит из разных подразделений, включая собственно полицию. Непосредственно вопросами экономических преступлений занимается структура Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России), в том числе в сфере налогообложения.

Возбуждение уголовного дела по налоговому преступлению

Налоговые преступления – это противоправные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (УК РФ). К ним относятся:

  • уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов
  • уклонение (или) физического лица –  плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (статья 198 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов (статья 199 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (статья 199.2 УК РФ).

Уголовный процесс начинается тогда, когда появляются соответствующие повод и основание для возбуждения уголовного дела. В обычном разговоре мы используем эти понятия, как синонимы слова «причина», но в уголовном процессе они отличаются. У каждой из таких причин – свое предназначение. Поводом для возбуждения уголовного дела являются, например, заявление или сообщение о преступлении, а вот основанием – достаточные данные, указывающие на признаки преступления (статья 140 УК РФ). Иначе говоря, повода для возбуждения уголовного дела не может быть достаточно, нужны еще веские основания.

Некоторое время тому назад поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении в России могли быть только материалы, предоставленные правоохранителям налоговым органом и только в строго определенных случаях. Это было вполне справедливо. Однако следственные органы были недовольны показателями раскрываемости налоговых преступлений и вышли с законодательной инициативой о внесении изменений в УПК РФ. И вот уже с 2014 года перечень поводов для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению стал общим – таким же, как и для любого иного преступления. Теперь поводом являются:

  • заявление о преступлении;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении (полученное из различных источников, включая СМИ);
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании и явка с повинной.

 Особый интерес в этом смысле, конечно, вызывает «сообщение» или, в традиционном российском понимании, – донос.

Таким образом, сегодня найти и сформировать повод для возбуждения уголовного дела может не только полиция, следственный или налоговый орган, но и конкурент, контрагент, недовольный работник, сомневающийся учредитель, т.е. любой, кто так или иначе получил доступ к соответствующей информации. Эти лица могут предоставить следствию уже готовый материал для уголовного дела или его часть, а способов незаконного присвоения информации сегодня более чем достаточно – от простейших до высокотехнологичных. Поэтому система комплаенса (англ. compliance) на предприятии должна быть надежной, как его сотрудники и контрагенты. По крайней мере, нужно к этому стремиться. Полезно также понимать объем полномочий проверяющих органов, и хотя бы попытаться пресечь незаконные действия, используя накопленные знания. 

Как полиция и налоговики делят полномочияСегодня найти и сформировать повод для возбуждения уголовного дела может не только полиция, следственный или налоговый орган, но и конкурент, контрагент, недовольный работник, сомневающийся учредитель.

Разделение полномочий или Who is Who?

Знать компетенцию должностных лиц, которые пришли с проверкой, в первую очередь, необходимо для того, чтобы понимать последствия совершаемых действий. Сегодня налоговые вопросы все чаще переходят в плоскость уголовного права и это довольно опасно для предпринимателей. Думаю, все хорошо помнят законодательные изменения 2017 года, направленные на ужесточение борьбы с налоговыми преступлениями посредством усиления ответственности физических лиц по налоговым долгам предприятий. Особый интерес сегодня вызывает судебная практика, а также обновляемые процедуры выявления налоговых преступлений и привлечения к уголовной ответственности.

Например, в минувшем году профессиональным сообществом активно обсуждались Методические рекомендации об исследовании и доказывании фактов неуплаты налога с участием следственных органов (Письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@). Напомним, что указанные методические рекомендации носят межведомственный характер и предназначены только для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета РФ. Иначе говоря, налогоплательщик формально ими руководствоваться не может. Ведь методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, это всего лишь «рекомендации». Поэтому данный документ не станет правовым основанием в судебном процессе. Другое дело, что любая внутренняя методичка, упорядочивающая систему совместных проверок, появляется и приобретает публичный статус не зря. С одной стороны, такой документ важен для проверяющих. Им почти не нужно думать, для них все написано на бумаге – оценена значимость умысла, разъяснены некоторые понятия. Проверяющий в ходе проверки даже может устно сослаться на них, пожимая плечами, мол «а что вы хотите, вот тут у меня написано…» и ткнет налогоплательщика носом в строчку своей методички. С другой стороны, предпринимателям тоже полезно знакомиться с такими документами, заранее оценивая правильность своих действий. Поэтому не стоит игнорировать внутренние инструкции проверяющих органов, в них можно найти много интересного.

В процесс выявления налоговых преступлений вовлечены налоговые органы, органы внутренних дел и следственные органы.

Полномочия налоговых органов и правоохранителей следует разделять. Цели и задачи этих государственных структур не совпадают, они находятся в плоскости совершенно разных отраслей права – налогового и уголовного. Межведомственное взаимодействие строится на определенных правилах. Однако эти правила никак не влияют на выводы ведомств, сделанные каждым в рамках своей компетенции. Поэтому, например, отказ в привлечении к налоговой ответственности не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела за совершение налогового преступления по одному и тому же факту. Таким образом, кого следует опасаться больше, каждый предприниматель решает сам.

Как полиция и налоговики делят полномочияНалоговую проверку сопровождают только сотрудники полиции, которые одновременно самостоятельно могут проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Компетенция налоговиков

Компетенция налоговых органов в рамках проведения выездной налоговой проверки определяется статьями 31 и 89 НК РФ, в частности, налоговый орган:

  1. Организует и проводит выездную налоговую проверку.
  2. По необходимости привлекает к проверке сотрудников полиции.
  3. Требует от налогоплательщика предоставления документов и производит их выемку.

Компетенция правоохранительных органов

В свою очередь у сотрудников следственных органов и органов внутренних дел компетенция тоже отличается. Это совершенно разные ведомства, обладающие определенными полномочиями в борьбе с уголовными преступлениями, включая экономические преступления. Кроме норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, сотрудники Следственного комитета РФ в своих действиях руководствуются Федеральным законом от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», а органы внутренних дел Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (144-ФЗ). Полиция и Следственный комитет принимают участие в процессе выявления и расследования налоговых преступлений на разных этапах.

Сотрудники полиции:

  • принимают участие в налоговых проверках по запросам налоговых органов;
  • получают в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну;
  • направляют материалы в налоговый орган для принятия по ним решения;
  • производят оперативно-розыскные мероприятия;
  • осуществляют проверку поступивших к ним сообщений о налоговых преступлениях (требуют предоставления документов, получают объяснения и прочее).

Следователи Следственного комитета РФ:

  • проводят предварительное следствие по налоговым преступлениям (статья 151 УПК РФ) и принимают решение по результатам;
  • привлекают полицию для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • производят следственные действия;
  •  осуществляют проверку поступивших к ним сообщений о налоговых преступлениях (требуют предоставления документов, получают объяснения и прочее).

Таким образом, сопровождают налоговую проверку только сотрудники полиции, которые одновременно самостоятельно могут проводить оперативно-розыскные мероприятия. Иначе говоря, предварительное (досудебное) расследование налоговых преступлений осуществляется полицией фактически в форме дознания, а Следственным комитетом в форме предварительного следствия. И это несмотря на то, что согласно статья 150 УПК РФ дознание по налоговым преступлениям не производится.

Причины проведения выездной налоговой проверки с участием полиции

Многие помнят времена, когда в России действовало специальное силовое ведомство (налоговая полиция), но его расформировали. На место налоговой полиции пришла милиция с определенными полномочиями в сфере налоговых преступлений. Милиционеры самостоятельно проводили проверки субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в части налоговых правонарушений, они осматривали помещения, изымали документы и так далее. С 2008 году эти нормы были упразднены, у милиции осталось право принимать участие в выездных налоговых проверках только по запросам налоговых органов и при их участии, т.е. не самостоятельно. Сегодня Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» и Налоговый кодекс РФ (статья 36 НК РФ) содержат аналогичные нормы. Однако сотрудники внутренних дел все также имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия в рамках закона 144-ФЗ.

Порядок взаимодействия полиции и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений прописан в инструкции, утвержденной совместным Приказом МВД России №495, ФНС России №ММ-7-2-347 от 30.06.2009, а также в Письме ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках» и Письме ФНС России от 25.07.2013 №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Целями выездных налоговых проверок с участием полиции являются выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также качественный сбор доказательств умысла совершения налогового преступления (см. также, как пройти налоговую проверку: 22 совета от налоговых инспекторов). Поэтому полицию привлекают к проверке в следующих случаях:

1) при выявлении:

  • обстоятельств, свидетельствующих о признаках необоснованного предъявления НДС или акциза к возмещению (см., как корректно рассчитать НДС);
  • схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198–199.2 УК РФ;
  • признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

2) в случае назначения проверки по материалам, предоставленным органом внутренних дел в налоговый орган;

3) в случае проведения оперативных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение опроса и осмотра помещений);

4) для обеспечения мер безопасности должностных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Инициатива привлечения полиции к налоговой проверке должна исходить от налогового органа и по его запросу. Однако инициатором участия в такой проверке могут стать и сами органы внутренних дел, если они обладают определенными сведениями. Сведения эти могут поступить в полицию от любых внешних источников, а также от Следственного комитета РФ с поручением о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом полиция может совершать оперативно-розыскные мероприятия, связанные с налоговыми преступлениями, вне рамок налоговой проверки, и даже без участия налоговых инспекторов. Об этом говорит и пункт 5 Инструкции, утвержденной Приказом от 30.06.2009, согласно которому сотрудники ведомств самостоятельны в принятии решений, выбирая «средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции».

Таким образом, можно выделить две взаимозависимые причины участия полиции в налоговой проверке:

  1. Запрос налогового органа, направленный в органы внутренних дел.
  2. Инициатива органов внутренних дел или следственных органов.

Но, откровенно говоря, если у полиции нет «злого умысла», они появятся на пороге только в случае, если предприятие уже ведет себя очень и очень недобросовестно. В ином случае объяснение может быть каким угодно.

Как полиция и налоговики делят полномочияИнициатива привлечения полиции к налоговой проверке должна исходить от налоговиков, но полицейские и сами могут стать инициатором участия в проверке, если они обладают определенными сведениями.

Формальные процедуры

Формальные процедуры участия полиции в налоговых проверках не представляют особой сложности в их изучении, они предусмотрены законом и рядом инструкций. В частности, основанием для проведения выездной налоговой проверки с участием полиции является решение руководителя налогового органа или его заместителя, оформленное в соответствии со статьей 89 НК РФ. Форма решения установлена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@ и предусматривает указание должностей и ФИО проверяющих, включая сотрудников полиции. Если полиция была привлечена к проверке позднее, то об этом налоговый орган выносит решение об изменении состава проверяющей группы, оформленное в соответствии с Приказом ФНС РФ от 07.05.2007 №ММ-3-06/281@.

Разумеется, в составе проверяющей группы должны быть только те должностные лица, которые указаны в Решении. При этом главным в такой совместной проверке в любом случае является руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Именно он обязан координировать действия всех проверяющих на выезде, включая действия сотрудников полиции.

Результаты проведения выездной налоговой проверки, проведенной совместно с полицией, оформляются в соответствии с требованиями статьи 100 НК РФ в общем порядке. Выемка документов осуществляется на основании постановления о производстве выемки, изъятия документов и предметов (приложение №19 к приказу ФНС России от 08.05.2015), подписанного должностным лицом, осуществляющим налоговую проверку и руководителем налогового органа или его заместителем. Выемка документов производится в присутствии должностных лиц налогоплательщика (его представителя) и двух понятых (статья 94 НК РФ). В конце процедуры оформляется протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов (приложение №20 к приказу ФНС России от 08.05.2015).

Согласно статьям 6 и 15 закона 144-ФЗ к оперативно-розыскным мероприятиям полиции относятся: опрос, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, снятие информации с технических каналов связи, изъятие документов, электронных носителей информации, предметов, материалов, сообщений и другие. Полиция может осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в рамках налоговой проверки или самостоятельно с соблюдением требований закона 144-ФЗ и Приказа МВД России от 01.04.2014 №199. Требования также должны быть соблюдены в случае передачи документов от одного ведомства в другое (от налогового органа к полиции и наоборот). Отмечу, что вопреки расхожему мнению, нормы Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на случаи проведения оперативно-розыскной деятельности не распространяются, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 1 закона.

Пороки в оформлении полицией процессуальных документов при несоблюдении установленного порядка в дальнейшем могут повлиять на их оценку судом в качестве допустимых и относимых доказательств по делу и потенциально могут быть использованы налогоплательщиком для оспаривания решений о привлечении к налоговой и, возможно, уголовной ответственности.

Отчет для инспектора по каждому контрагенту

Как проверить контрагента, чтобы не было претензий у налоговой

Адрес: https://fd.1cont.ru/

Налоговики при проверке будут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте, поэтому важно не только проверить, но и собрать доказательства в специальный отчет. В сервисе «Финановый директор: Проверка контрагентов» мы разработали отчет, который учитывает все разъяснения ФНС. Он формируется автоматически по каждому контрагенту, в нем будут выводы из 18 официальных реестров и доказательства реальности контрагента и сделки. Вам остается только заверить отчет подписью.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.