Как планировать логистику при составлении бюджета

196
Как планировать логистику при составлении бюджета
Если в компании затраты на транспортировку и хранение товаров существенны, для их планирования стоит сформировать отдельный бюджет логистических расходов. Эти рекомендации помогут определиться с принципами его составления, перечнем статей затрат, необходимыми исходными данными.

Как планировать логистику при составлении бюджета

Расходы компании на логистику включают оплату транспортировки, хранения, страхования товаров и готовой продукции, таможенные пошлины и сборы, зарплату сотрудников, отвечающих за перевозки и хранение, и т. д.

Их плановые значения отражаются в бюджете производственно-логистических расходов, который формируется на основе прогнозов по товарообороту (закупкам и реализации), информации о ставках и стоимости услуг на доставку, хранение и т. д.

Отправная точка при формировании логистических бюджетов производственной компании – производственно-логистическая цепочка, которая отражает все операции (закупку, переработку, хранение, страхование, транспортировку), последовательность и место их совершения, а также длительность каждой из них. На основании этой информации составляются функциональные планы и бюджеты: производственная программа, бюджет транспортно-экспедиторских расходов, бюджет страхования, бюджет хранения, бюджет таможенных расходов.

Как сформировать производственную программу и материально-стоимостной баланс

Производственная программа и материально-стоимостной баланс – взаимосвязанные планы. Производственная программа определяет, какой объем продукции и в каком структурном подразделении будет произведен, с учетом имеющихся мощностей и технологических ограничений. Материально-стоимостной баланс – это план, который отражает в натуральном и стоимостном выражении информацию об остатках, поступлении и выбытии готовой продукции. Информация о произведенной продукции попадает в материально-стоимостной баланс, и дальше ее движение отслеживается посредством этого документа. Он формируется в разрезе групп продукции, мест нахождения складов, каналов продаж.

Как планировать транспортно-экспедиторские расходы

Бюджет транспортно-экспедиторских расходов содержит информацию о том, сколько компания планирует потратить на транспортировку продукции. Перевозки могут проводиться сторонней специализированной транспортной компанией либо с использованием собственного автопарка предприятия.

Если для транспортировки грузов компания пользуется услугами сторонних предприятий, расходы определяются объемом перевозок (информацию о нем можно получить из плана продаж) и их стоимостью. Последняя зависит от следующих аспектов:

  • ставка фрахта, которая может рассчитываться за вес, объем, количество перевозимых контейнеров, вагонов, мест и т. д.;
  • тип перевозки (морским, железнодорожным, авиа- или автомобильным транспортом; возможен также вариант мультимодальных перевозок с использованием нескольких видов транспортных средств);
  • характеристики транспортного средства. Также важен показатель грузоподъемности для расчета количества необходимых транспортных средств;
  • тип груза. Груз может быть однородным или сборным. Он может иметь нестандартные габариты, быть радиоактивным, требовать специальных условий перевозки;
  • необходимость в услугах по погрузке/разгрузке. Стоимость данных услуг зависит от характера груза и от способа погрузки/разгрузки – ручная, механизированная с применением специальной техники;
  • сопутствующие сборы, возникающие в процессе транспортировки. Например, при морских перевозках необходимо учитывать портовые сборы, при железнодорожных перевозках – станционные сборы;
  • прочие расходы – услуги по пломбированию груза, экспедиторские расходы, услуги по хранению в порту и т. д.

В случае использования собственного автомобильного парка компании, следует скалькулировать затраты на транспорт по следующим статьям:

  • зарплата водителей с начислениями;
  • топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ);
  • техническое обслуживание и ремонт;
  • расходы на хранение автотранспорта;
  • страхование автотранспорта;
  • медицинское освидетельствование водителей.

Также к расходам на содержание автотранспорта будет относиться часть общехозяйственных расходов компании.

Как составить бюджет расходов на хранение грузов

Услуги хранения могут предоставляться сторонними предприятиями, а кроме того – компания может использовать собственные или арендованные складские помещения.

Если используются услуги сторонних компаний, то необходимо учитывать:

  • тариф на хранение (зависит от условий размещения груза: открытая или закрытая площадка, холодильная камера и т. д.);
  • размер занимаемой складской площади;
  • время, в течение которого будет храниться груз;
  • стоимость дополнительных услуг – погрузка/разгрузка, упаковка.

В состав расходов на содержание складских помещений необходимо включать:

  • зарплату с начислениями основных работников собственных складских помещений (рабочих склада, кладовщиков, водителей специальной техники);
  • расходы на содержание и ремонт складского оборудования;
  • расходы на содержание складского помещения – к ним относятся оплата тепло- и электроэнергии и водоснабжения, уборка, аренда (если помещение арендованное), амортизация (если помещение находится в собственности);
  • накладные расходы компании.

Формула. Расчет затрат на хранение сырья и материалов

 Зхран = Схран х Тоб х Vпп

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Зхран

Затраты на хранение

руб.

Результат расчета

  Схран

Период оборота запасов

дн.

Рассчитывается по формуле

  Тоб

Удельная стоимость хранения

руб./нат. ед.

Рассчитывается по формуле

  Vпп

Объем сырья и материалов для производства

нат. ед.

По данным производственной программы. Период – год

После того как получена общая величина затрат на содержание склада, необходимо рассчитать стоимость хранения. Разделив совокупные затраты за квартал на полезную площадь склада и на количество дней в квартале, можно определить, во что компании обходится содержание одного метра складской площади в день. Зная, сколько метров потребуется для хранения груза по конкретной сделке, нужно их количество умножить на расходы по содержанию одного метра и на количество дней, в течение которых будет храниться груз по сделке.

Что учесть при планировании расходов на страхование груза

Необходимость страхования перевозимых грузов часто определяется условиями договора и (или) условиями поставки. При расчете расходов на страхование необходимо:

  • выбрать страховую компанию, которая оказывает услуги по страхованию перевозимых компанией грузов и имеет конкурентоспособный тариф;
  • рассчитать количество дней, в течение которых груз будет застрахован. Отдельно надо посчитать, сколько дней он будет находиться на территории РФ, а сколько – на территории других стран, поскольку страховые тарифы могут отличаться, а в некоторых случаях услуги могут оказывать разные страховые компании;
  • выяснить, есть ли у страховой компании особые условия, предъявляемые к условиям транспортировки и хранения груза (например, он должен быть определенным образом упакован, закреплен, опломбирован и т. д.). Этот вопрос возникает, например, при страховании взрывчатых или радиоактивных веществ.

Расходы компании будут зависеть от периода, на который необходимо застраховать груз, от стоимости и класса последнего, от страхового тарифа. Этот бюджет формируется в разрезе производственно-логистических цепочек, страховых компаний.

Как планировать таможенные расходы

Бюджет таможенных расходов может содержать информацию о планируемых издержках, связанных с таможенным оформлением, растаможиванием, сертификацией товара, а также о таможенных пошлинах, сборах и других расходах.

Этот бюджет формируется в разрезе производственно-логистических цепочек, типов операций: импорт-экспорт.

Как сформировать годовой бюджет расходов на логистику

Чтобы составить бюджеты логистических расходов на год, необходимо прежде всего определиться с тем, какие сделки компания планирует на этот период.

Для формирования годового бюджета необходима следующая информация:

  • о планируемых сделках. Она базируется на сведениях о заключенных и планируемых к заключению договорах, прогнозах, анализе данных за прошлые периоды;
  • о плановых тарифах на транспортные услуги, услуги страхования, хранения и др. Здесь также могут иметь место заключенные договоры (например, на транспортировку железнодорожным и морским транспортом), тарифы по которым известны. Недостающую информацию можно спрогнозировать исходя из тарифов, действующих на рынке, и коэффициента инфляции;
  • о стоимости сырья/продукции. Эти данные также определяются на основе заключенных (планируемых к заключению) договоров или путем прогнозирования;
  • о производственных и инфраструктурных мощностях компании.

После того как вся исходная информация подготовлена, можно формировать бюджет. Менеджеры, ответственные за реализацию (сотрудники отдела продаж), определяют перечень производственно-логистических цепочек и согласовывают их с производственными, транспортными и другими заинтересованными службами.

После того как производственно-логистические цепочки согласованы, они передаются в планово-экономические службы для расчета плановой стоимости. Полученные результаты сводятся в функциональные бюджеты, которые затем объединяются в сводный бюджет производственно-логистических расходов.

Сводный бюджет производственно-логистических расходов формируется в разрезе статей расходов. Он используется при формировании других планов и бюджетов по принятой в компании схеме бюджетирования.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Самые популярные статьи месяца: выбор читателей




    © 2007–2018 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль