text
Подпишитесь со скидкой 50% >> ✆ 8-800-550-07-98
Финансовый директор

Как оптимизировать расходы на содержание зданий и сооружений

  • 2 апреля 2018
  • 266
Как оптимизировать расходы на содержание зданий и сооружений

Если в собственности у компании один или несколько объектов недвижимости, расходы на их содержание могут превышать получаемый с них доход – будь то сдача здания в аренду или использование в производственных нуждах. Эти рекомендации помогут найти баланс между затратами на имущество и качеством его обслуживания, а также сохранить его рыночную стоимость и конкурентоспособность без дополнительных издержек.

Как оптимизировать расходы на содержание зданий и сооружений

Оптимизировать расходы на содержание зданий и сооружений – значит сократить их так, чтобы не причинить ущерб дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости. Сокращение расходов не должно привести к ухудшению качества обслуживания, претензиям пользователей имущества, снижению оценочной стоимости зданий и сооружений как на рынке аренды недвижимости, так и при купле-продаже и т. д.

Чтобы выяснить, какие затраты возможно сократить без ущерба, нужно:

  • определить перечень работ по содержанию объектов;
  • выяснить, какие расходы входят в их состав;
  • выявить затраты, требующие оптимизации;
  • оценить возможность сокращения расходов.

На каких расходах по содержанию зданий и сооружений можно сэкономить

Чтобы оптимизировать затраты на содержание объекта недвижимости, необходимо выделить их из общей структуры расходов компании. Для этого нужно определить, какие работы ведутся на объектах недвижимости, на какие статьи затрат они списываются.

Первое: нужно перечислить все действия, связанные с поддержанием безотказного рабочего состояния объекта в соответствии с его функциональным назначением (производственная площадь, арендуемые офисные помещения, складские сооружения и др.) и сохранением его эксплуатационных свойств:

  • санитарное содержание (уборка, вывоз мусора и др.);
  • техническое обслуживание (периодические плановые осмотры и т. д.);
  • ремонтные, восстановительные работы (текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт).

Сюда не входят работы по капитальному ремонту зданий и сооружений.

На каждый вид работ по содержанию и обслуживанию объекта недвижимости приходится одна или несколько статей затрат. Следует определить, как в компании организован учет и классификация этих расходов:

  • амортизационные отчисления;
  • расходы на материалы и запасные части (в т. ч. на отопительные и электрические сети, водоснабжение и канализацию);
  • оплата услуг обслуживающих подразделений компании или сторонних подрядчиков;
  • расходы на топливо, газ, электроэнергию, воду, потребляемые на хозяйственные нужды;
  • затраты на проведение технических осмотров зданий и сооружений;
  • расходы на оплату труда сотрудников, занимающихся содержанием зданий и сооружений;
  • налоги и взносы.

Как оценить расходы на содержание зданий и сооружений для их оптимизации

Определившись с работами, которые необходимы для поддержания зданий и сооружений в рабочем состоянии, выделив расходы на их проведение, необходимо выяснить, какие из этих затрат нужно оптимизировать.

Шаг 1. Разделить расходы на постоянные и переменные. Постоянные – те, которые не зависят от темпов производства. К ним можно отнести плату за аренду помещений, их техническое обслуживание (закупку материалов для ремонтных работ, оплату труда технического персонала), уборку и прочее. Переменные расходы зависят от объемов производства выпускаемой продукции – расходы на содержание складских площадей, электроэнергию, водоснабжение и т. д.

Формула. Расчет общей суммы затрат на производство продукции

Как оптимизировать расходы на содержание зданий и сооружений

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  СОБЩ

Общая сумма затрат на производство продукции

руб.

Результат расчета

  Vпрi

Объем производства i-ой продукции

шт.

Производственная программа, управленческая отчетность

  Bi

Уровень переменных затрат на единицу i-ой продукции (услуг)

руб./ед.

Управленческая отчетность

  A

Постоянные затраты на весь выпуск продукции

руб.

Управленческая отчетность

  N

Число номенклатур производимой продукции

ед.

Производственная программа, управленческая отчетность

Шаг 2. Определить расходы, требующие оптимизации. Для этого необходимо собрать фактические данные о затратах за прошлые периоды (за два–три года), а также планируемые на текущий момент (можно воспользоваться бюджетом доходов и расходов компании или бюджетом общехозяйственных и общепроизводственных расходов). Выяснить, для каких статей затрат установлены нормы и лимиты. Динамику изменения расходов от периода к периоду стоит оценивать и в количественном, и в стоимостном выражении (например, ежемесячный расход моющих средств в упаковках и рублях). Из всего списка нужно выделить наиболее крупные статьи затрат, а также статьи с существенными отклонениями от плановых показателей. Для этого их потребуется сравнить:

  • с установленными нормами, если они есть;
  • со средним значением, рассчитанным за анализируемый период;
  • с аналогичными расходами отраслевых предприятий, если есть такие данные (однако такой подход не будет учитывать специфики деятельности компании и особенностей ее бизнес-процессов).

Не стоит рассматривать небольшие отклонения (уровень критичности отклонений устанавливается в компании самостоятельно) или расходы, имеющие наименьший удельный вес в общей массе затрат.

Шаг 3. Выделить расходы, на которые можно повлиять. Для этого финансовой службе необходимо привлечь специалистов технических подразделений. Они определят, можно ли сократить затраты без снижения качества или эффективности использования объектов недвижимости. Расходы оптимизировать не стоит, если:

  • их сокращение повлечет большие трудозатраты;
  • они влияют на выпуск продукции (к примеру, уменьшение складских или производственных площадей);
  • они определены долгосрочными договорами, расторжение которых приведет к дополнительным тратам (штрафам и неустойкам);
  • на них невозможно самостоятельно повлиять (к примеру, тарифы на электроэнергию).

Шаг 4. Разделить плановые и внеплановые расходы. К внеплановым можно отнести спонтанные затраты, возникшие в чрезвычайных случаях, при поломках и т. д. Далее следует выяснить, насколько часты такие ситуации, каковы причины их возникновения, а если они регулярны, то почему не планируются на каждый период (к примеру, сезонные восстановительные работы в связи с паводками и др.).

Какие меры помогут оптимизировать расходы на содержание зданий и сооружений

После того как определили расходы, которые нужно оптимизировать, следует разработать план мероприятий по их эффективному перераспределению и выбрать его исполнителей. Работа может быть направлена на снижение затрат в денежном выражении либо на рациональное расходование ресурсов.

Необходимо выбрать оптимальный план сокращения затрат, а далее разработать программу их оптимизации.

Как сократить расходы. Для сокращения затрат на содержание зданий и сооружений стоит:

  • оптимизировать штат обслуживающего персонала и фонд оплаты труда;
  • провести анализ поставщиков материалов, работ и услуг, сравнить цены, объемы закупки и т. д.;
  • оценить характер работ и возможность выполнять их силами собственных подразделений.

Как снизить объем потребления ресурсов. Необходимо оценить количество потребляемых ресурсов и пути его сокращения. Например, сократить расходы на электроэнергию возможно, используя энергосберегающие лампы. А оптимизировать ремонт и техническое обслуживание можно предварительным планированием работ и т. д.

Следует провести инвентаризацию недвижимого имущества и выявить незадействованные в деятельности компании или нерационально используемые объекты. Если помещение пустует, необходимо рассмотреть возможность извлечь выгоду – например, увеличить производственные мощности (учитывая, что это потребует новых капитальных вложений) или сдать в аренду. Если использование объекта невозможно, лучше законсервировать его, то есть по возможности отключить помещения от коммунального снабжения, закрыть входы, обеспечить сохранность. Физическая консервация может существенно снизить эксплуатационные расходы, сократятся и амортизационные отчисления.

Как контролировать расходы. Стоит ввести контроль бюджетов расходов:

  • на ремонт и техническое обслуживание помещений;
  • на оплату труда обслуживающего персонала;
  • на общехозяйственные нужды.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.