text
Финансовый директор

Как контролировать выручку торговой сети

  • 18 декабря 2017
  • 207
Как контролировать выручку торговой сети

Если перед вами стоит задача ужесточить контроль выручки компании, помогут наши рекомендации. Они подскажут, какие отчеты стоит для этого разработать и какие показатели нужно в них включить.

Как контролировать выручку торговой сети

Чтобы вовремя отреагировать на снижение доходов компании, контролируйте выручку магазинов по двум отчетам – по итогам дня и месяца. Для удобства подготовьте таблицы, которые помогут оценить размер поступлений, выявить отклонения от плана и проследить тенденцию поступлений.

По каким данным контролировать выручку торговой сети

Анализируйте выручку в отчетах без НДС. Иначе выводы на основании отчета окажутся некорректными. Например, компания реализует товары, которые облагаются по ставкам НДС 10 и 18 процентов. Если использовать цифры с добавленным налогом, получите завышенную выручку для товаров со ставкой НДС 10 процентов.

Формула 1. Расчет суммы выручки без НДС

Как контролировать выручку торговой сети

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Вн

Выручка без НДС

руб.

Результат расчета

  В

Выручка с НДС

руб.

Бюджет доходов

  СТндс

Ставка НДС

проценты

статья 164 Налогового кодекса РФ

Если компания использует ERP-систему, вы увидите реализацию в общей базе сразу после продажи. Выгрузите информацию в Excel и используйте для отчета о выручке. Если автоматизированной информационной системы нет, воспользуйтесь бухгалтерской программой. Скопируйте дебетовое сальдо по счету 51 «Расчетные счета» в аналитике «Магазин». Эти цифры и будут выручкой. Ориентироваться на сумму из бухгалтерской программы можно только на стадии становления торговой сети, потому что информация о выручке поступает с опозданием. Например, если магазины работают после шести часов вечера, то сдают наличные в ночную кассу. Банк зачисляет деньги на следующий день. В итоге отчет по выручке отстанет на один день.

Как контролировать выручку торговой сети ежедневно

Для ежедневного контроля выручки подготовьте таблицу и перечислите в строках названия регионов и магазины, которые в них расположены. Отчет не должен быть громоздким, в столбцах укажите только основные показатели:

  • информационные: факт и план выручки за день, факт дохода за аналогичную дату прошлого года;
  • аналитические: процент выполнения плана и прирост к уровню прошлого года.

Формула 2. Расчет выполнения плана продаж в %

Как контролировать выручку торговой сети

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ВВП

Выполнение плана продаж

%

Результат расчета

  ФП

Факт продаж

тыс. руб.

Отчет о продажах

  ПП

План продаж

%

Отчет о продажах

К каждому показателю добавьте столбец «Нарастающим итогом с начала месяца».

В конце рабочего дня формируйте отчет о выручке в детализации по магазинам. Это поможет понять, выполняет ли компания план по доходам и какие магазины работают лучше. Посмотрите цифры в графе «Нарастающим итогом с начала месяца». Если магазин не выполняет план, обратитесь к коммерческому директору. Попросите его пересмотреть план реализации или принять дополнительные меры, чтобы увеличить продажи. Например, разместить рекламу или организовать маркетинговые акции.

Как контролировать выручку торговой сети ежемесячно

Возьмите за основу форму ежедневного отчета о выручке и доработайте ее. Например, чтобы данные в таблице можно было:

1. детализировать:

  • по торговым точкам;
  • по магазинам и номенклатурным группам;

2. сгруппировать:

  • по регионам;
  • по директорам продаж;

3. выстроить по иерархии:

  • регион, магазины, номенклатура;
  • регион, номенклатура, магазины;
  • номенклатура, регион, магазины.

Добавьте к показателям графу «Доля магазина в выручке». По итогам месяца формируйте общий отчет о выручке торговой сети. Так вы сможете оценить за отчетный период, на сколько процентов выполнили план по выручке, какие товары продаются лучше и какие магазины приносят больше денег. Передайте информацию коммерческому директору и попросите принять меры, если в графе «Нарастающим итогом с начала года» стоят цифры меньше 95 процентов. Оцените, есть ли существенные отклонения выручки от точки безубыточности.

Формула 3. Расчет отклонения от точки безубыточности

Как контролировать выручку торговой сети

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ТБоткл

Отклонение от точки безубыточности

руб.

Результат расчета

  В

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2110)

  ТБ

Точка безубыточности

руб.

Расчет по формуле 3

Формула 4. Расчет точки безубыточности

Как контролировать выручку торговой сети

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ТБ

Точка безубыточности

руб.

Результат расчета

  В

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2110)

  Посз

Постоянные затраты

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2120 + стр.2210 + стр. 2220 – переменные затраты)

  Перз

Переменные затраты

руб.

Финансовая отчетность компании

Подробнее о том, как анализировать продажи, см. Как установить причины изменения рентабельности продаж.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.